Автор конспекта:
Автор(ы): — Якунина Татьяна Владимировна

Место работы, должность: — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12″ г.Новочебоксарска

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Формировать представление об условиях выбора слитного и дефисного написания сложных имён существительных и умение определять в соответствии с этими условиями их правильное написание

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК под ред С.И.Львовой

Краткое описание: — Данный урок заинтересует всех учителей русского языка и литературы, работающих в 6-х классах.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

«Слитное и дефисное написание сложных имён существительных»

Автор: Якунина Т.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №12» г.Новочебоксарск

Цели урока:

1) формировать представление об условиях выбора слитного и дефисного написания сложных имён существительных и умение определять в соответствии с этими условиями их правильное написание;

2) развивать речь учащихся, познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в различных видах искусства; учить описанию предмета;

3) приобщить к миру искусства с помощью произведений А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Оборудование урока: поэма-сказка А.Пушкина, запись арии Царевны-Лебеди из оперы Н.Римского-Корсакова; слайды с картиной М.Врубеля «Царевна-Лебедь», презентация по теме.

ХОД УРОКА

I. Речевая разминка. (Слайд 2)

Древнерусское – лебедь.
(от индоевроп. lebedь — «белый»)
Слово известно с XI в.
В современном русском языке слово означает: «красивая белая водоплавающая птица с длинной шеей». Белый лебедь, м.р.
В поэзии, фольклоре – ж.р. Царевны-Лебеди.

Производные: лебедушка, лебединый.

II. «Ситуация успеха».

— Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по стране имен существительных. (Слайд 3)

На прошлом уроке мы с вами говорили о существительных с очень интересной, я бы даже сказала «сложной» судьбой. Давайте вспомним, как же они появляются на свет. Перечислите способы образования сложных имен существительных.

(Слайд 4)

— Вспомните, ребята, что вам известно о правописании сложных имен существительных из предыдущих классов.

III. «Ситуация разрыва»

— В этом году вы начали знакомство с увлекательным предметом «География». Я думаю, такие слова, как «юго-запад», «северо-восток», довольно часто встречаются на уроках географии. А как же вы их пишете?

(Слайд 5)

IV. Формулировка темы и целей урока. (Слайд 6-7)

После внимательного чтения текста на с. 138 попросим учащихся по памяти перечислить те условия, которые определяют выбор дефисного написания имён существительных, и проведём взаимодиктант: предложим ребятам самостоятельно перечитать текст, запоминая примеры, закрыть книги и по очереди продиктовать эти примеры однокласснику, который работает у доски.

Поможем шестиклассникам продолжить список сложных существительных, а также существительных в роли приложения (термин не вводится), которые используются в русских народных сказках: жар-птица, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, меч-кладенец, кошелёк-самотряс, лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, комар-пискун, блоха-попрыгуха и т. д.

VI. Сообщение учеников об особенностях склонения сложных имен существительных, образованных путем сложения целых слов.

(Презентация учеников)

VII. Подготовка к написанию сочинения-миниатюры по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

· Презентация учеников о картине.

1. Мы хорошо помним, что «Сказка о царе Салтане» А.Пушкина написана по мотивам народных сказок, которые поведала поэту его няня Арина Родионовна Яковлева. Но образ Лебеди, ставший центром повествования, скорее всего заимствован Пушкиным из свадебных песен.

Белая лебедушка – образ, характерный для русских народных песен, символ девушки-невесты. Как известно, Пушкин в черновых вариантах намеревался изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна-Лебедь». И это также указывает на особую значимость образа Лебеди среди других персонажей сказки.

2. К сюжету сказки А.Пушкина обратился русский композитор Н.Римский-Корсаков, написавший в 1899 году оперу «Сказка о царе Салтане». Композитор изобразил сказочный мир чарующими звуками музыки.

Образ Царевны-Лебеди впервые появляется во 2-м действии. Тему Лебеди передают нежные, чарующие звуки арфы. Трогательно и нежно взметнулся голос скрипки – и появилась Лебедь-птица. Кажется, что ее бережно и плавно вынесли льющиеся волны мелодии арфы. В чистый голос Лебеди все время вплетаются звуки скрипки. Они словно соперничают с Царевной-Лебедью в чистоте и выразительности мелодичных и тонких переливов музыкальных фраз.

Так создается музыкальный портрет сказочной героини.

(По Г.Левашовой)

3. Образ Царевны-Лебеди вдохновил русского художника М.Врубеля. Содружество композитора и художника было удивительным. «В звуках его моря, – сказал Врубель, – я каждый раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона». Врубель написал декорации к опере-сказке по сюжету Пушкина.

(Представьте себе сказочный город Леденец с древней площадью.

Демонстрируется слайд.)

Врубель создал эскизы костюмов героев, потом написал картины «Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь», а позировала ему жена, русская певица Надежда Забела.

· Словарная работа.(Слайд 19)

– Запишите синонимические ряды к словам: картина, героиня картины.

Картина, изображение, акварель, панно, пастель, пейзаж, полотно, эскиз, этюд, головка, nature-morte; мозаика. Ср. Изображение и Рисунок. См. вид, изображение

(ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал "Русский язык" | Словари)

Героиня картины, девушка, красавица, Царевна-Лебедь, царевна

· Работа с текстом.

(Текст на слайде 20)

Задания

1) Докажите, что это текст.

2) Определите тип речи текста.

3) Вставьте пропущенные буквы.

4) Выпишите слова с безударной гласной в корне вместе с зависимым словом.

(Слайд 21)

5) Перескажите текст.

· Прослушивание арии Царевны-Лебеди из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

(Слайд 22)

VIII. Написание сочинения-миниатюры по картине.

Д/З Упр.308

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология