Автор конспекта:
Автор(ы): — Никулина М. А.

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ пос. им. К. Маркса» Энгельсский муниципальный район пос. им. К. Маркса

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с устройством компьютера.

2. Закрепить новый материал на практике.

3. Проконтролировать полученные знания на уроке при изучении новой темы.

4. Продолжить формировать навыки работы в среде текстового редактора MicrosoftWord.

Развивающие:

1. Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.

2. Развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.

3. Развивать культуру общения, воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти, умение работать .

Воспитательные:

1. Развивать культуру общения, воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти.

2. Формирование адекватной оценки учащихся.

3. Воспитание потребности в знаниях, повышение познавательных интересов, привитие интереса к информатике.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Босова ЛЛ. Программа по пропедевтическому курсу информатики для 5-6 классов общеобразовательной средней школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. — М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2003. — С. 85-97.

2. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: "БИНОМ Лаборатория знаний", 2003.-

3. Босова ЛЛ. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2003. — 3,5 пл.

Используемое оборудование: —

Компьютеры учащихся, компьютер учителя, мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: —

Презентация "Как устроен компьютер"

Краткое описание: — Задачи урока: 1. Получить определения «компьютер», «аппаратное обеспечение», «клавиатура», «процессор», «оперативная память», «жёсткий диск», «монитор». 2. Установить взаимосвязь устройств компьютера. 3. Отработать эти понятия на практике. 4. Закрепить навыки ввода и редактирования текста в среде текстового редактора Microsoft Word, открытия и сохранения текстовых документов. Оборудование урока: компьютеры учащихся, компьютер учителя, мультимедийный проектор. Метод: Проблемно – поисковый. Место темы: одна из главных. Формы работы: коллективная, индивидуальная. Методы: словесный, практический. Виды работ: беседа, поиск, исследование, работа с раздаточным материалом и электронными документами.

ХОД УРОКА

№п/п

Структурные единицы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результат совместной деятельности

1

Организационный момент.

2 мин.

Приветствие. Настраиваю детей на работу на уроке.

Приветствуют учителя. Готовятся к работе на уроке.

Рабочий настрой на урок.

2

Актуализация знаний

5мин.

Фронтальная работа.

На этом уроке очень важно показать учащимся сходство в работе компьютера и умственной деятельности человека. Провести аналогию между компьютером и человеком.

Я начинаю объяснение нового материала с повторения уже пройденного материала на предыдущих уроках и актуализации знаний, полученных учащимися при практической работе за компьютером, т.к. большинство современных детей «знакомы» с компьютером задолго до того, как начали изучение информатики в школе.

Ребята! С сегодняшнего урока мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Компьютер и информация». Прежде чем перейти к изучению нового материала, я хочу задать вам несколько вопросов:

1. Компьютер можно считать творением рук человеческих. Но человек созидает, преследуя определённую цель. Какую цель, по- вашему мнению, преследовал человек, создавая компьютер? (облегчить умственную деятельность)

2. Значит, можно сделать вывод, что все, что человек делает головой, может делать и компьютер. Скажите, пожалуйста, в чем, по-вашему, мнению заключается процесс умственной деятельности? (в ходе полученных ответов, подвожу учащихся к тому, что человек выполняет действия с информацией)

3. Какие действия человек совершает с информацией?

(хранение, обработки и передача)

Следовательно, компьютер может выполнять эти же действия с информацией, только гораздо быстрее, качественнее и в больших объёмах.

Вспоминают пройденный материал.

3

Объяснение нового материала

10 мин.

Итак, тема сегодняшнего урока « Устройство компьютера». Сообщаю цели и задачи урока.

Человек создаёт всё по своему образу и подобию. При создании компьютера это правило не нарушено. Давайте вместе с вами получим определение компьютера и назначение устройство его, проведя аналогию между компьютером и человеком. Отталкиваться будем от основных действий с информацией.

  • Какими органами наделила природа человека, чтобы получать информацию и передавать её (глаза, уши, нос, губы), язык. Создавая компьютер, человек изобрёл для передачи информации устройства ввода/вывода (это глаза, уши и руки компьютера). Передачу информации от человека к компьютеру выполняют устройства ввода (клавиатура, мышка, сканер, джойстик, трекбол). Передачу информации от компьютера к человеку осуществляют устройства вывода (монитор, принтер, колонки- это губы, язык и руки компьютера).
  • Где человек хранит информацию? (в голове и на внешних носителях). У компьютера тоже есть устройства для хранения информации: оперативная память – специальная микросхема, которая устанавливается внутри системного блока (голова человека) и долговременная память (жёсткий диск, оптический диск, флеш-карта и др.).
  • А какой орган помогает человеку думать, говоря языком информатики обрабатывать информацию (мозг). У компьютера тоже есть мозг и называется он процессор.
  • Далее я чётко формулирую определение вышеперечисленных устройств компьютера. И начинаю формировать определение понятия «компьютер», актуализируя знания, полученные в ходе объяснения нового материала.

    1. Скажите, пожалуйста, структуру компьютера образует одно устройство или несколько? (несколько)

    2. Каждое устройство работает отдельно? (нет. Все устройства взаимосвязаны).

    Правильно это называется система или комплекс устройств.

    3. Что выполняет комплекс устройств, названный компьютер?

    А теперь давайте объединим ответы на поставленные вопросы, получив, таким образом определение понятия «компьютер»: «Компьютер – это комплекс устройств, выполняющий автоматизированные действия с информацией».

    И ещё сегодня на уроке я хочу ввести один новый термин « Аппаратное обеспечение компьютера – это совокупность всех устройств, образующих структуру компьютера».

    Воспринимают и осознают новый материал;

    осмысляют, обобщают и систематизируют знания.

    Теоретические знания по теме: «Устройство компьютера»»

    4

    Физкультминутка.

    3мин

    Показываю упражнения

    Выполняют упражнения

    Отдых, разрядка, подготовка к новому виду деятельности на уроке

    5

    Практическая работа.

    15 мин.

    Мотивирую учебную деятельность учащихся.

    Знакомлю учеников с инструкцией.

    Предварительно подбираю необходимые дидактические материалы.Прошу учеников занять свои рабочие места за компьютером и выполнить практическое задание.

    Выполняют работу под руководством учителя.

    Оформляют отчет.

    Закрепление пройденного теоретического материала на практике.

    6

    Итог урока.

    5 мин.

    Прошу ответить учеников на вопросы:

    1. Какие новые понятия мы изучили сегодня на уроке?

    2. Сформулируйте, пожалуйста, определение компьютера.

    3. Что такое аппаратное обеспечение?

    4. Какие устройства осуществляют передачу информации? (хранение, обработку)

    Обсуждаю и теоретически интерпретирую полученные результаты на примере конкретной работы выполненной одним из учеников. (Проверить все работы на этом уроке не хватит времени и не целесообразно. Работы проверяю, после урока и на следующем уроке сообщаю отметки). Оцениваю теоретическую работу на уроке (фронтальный опрос). Задаю домашнее задание.

    Задаю домашнее задание § 2.1.

    Самостоятельно анализируют индивидуально каждый свою работу.

    Отчёт по практической работе в среде MSWord. (Данная среда изучается учащимися на уроках-практикумах. Таким образом, я проверяю одновременно и практические навыки и теоретические знания).

    Приложение к уроку. Практическая работа, которую должны выполнить учащиеся за компьютером в ТР MicrosoftWord.

    Практическая работа по теме « Как устроен компьютер»

    Файлы: Практическая работа по теме компьютер.doc
    Размер файла: 35328 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология