Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеенко Г.В.

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 70 зам.директора по ВР, учитель истории и обществознания.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — 1.Познакомить учащихся с творчеством саратовских поэтов в годы Великой Отечественной войны. 2.Помочь осознать истоки победы советского народа в Великой Отечественной войне через изучение творчества саратовских поэтов. 3.Совершенствовать умение анализировать литературный текст и исторические документальные источники.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1. учебник «Литература» под редакцией

2. учебник « История России 20 век» под редакцией Данилова, Косулиной., «Просвещение»

3. Мультимедийная презентация урока.

4. Аудиозаписи-«Берёзы»-Матвиенко

«С чего начинается Родина?»-

«Священная война»-Александров

« Журавли»- Френкель

«От героев былых времён»-Фёдоров

5. Исторические стенды периода Великой Отечественной войны школьной Комнаты Боевой славы.

6. Книги саратовского поэта – фронтовика Смирнова.

Используемое оборудование: —

аудио-, видеозаписи, мультимедийная установка

Краткое описание: — Урок посвящен поэтам Саратовской губернии в период Великой Отечественной войны.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема открытого урока по курсу

история/ литература:

учителя истории Матвеенко Г.В.

« Пусть память верную… хранят… и наших внуков внуки…»

Триединая цель-

1.Познакомить учащихся с творчеством саратовских поэтов в годы Великой Отечественной войны.

2.Помочь осознать истоки победы советского народа в Великой Отечественной войне через изучение творчества саратовских поэтов.

3.Совершенствовать умение анализировать литературный текст и исторические документальные источники.

Оборудование и материалы:

1. учебник «Литература» под редакцией

2. учебник « История России 20 век» под редакцией Данилова, Косулиной., «Просвещение»

3. Мультимедийная презентация урока.

4. Аудиозаписи-«Берёзы»-Матвиенко

«С чего начинается Родина?»-

«Священная война»-Александров

« Журавли»- Френкель

«От героев былых времён»-Фёдоров

5. Исторические стенды периода Великой Отечественной войны школьной Комнаты Боевой славы.

6. Книги саратовского поэта – фронтовика Смирнова.

Межкурсовая связь- география, история, литература, обществознание, философия.

Внутрикурсовая связь- Великая Отечественная война, развитие культуры в период 30-40 годов 20 века

Урок- литературно- исторический монтаж.

Эпиграф урока:…Не всё, что было на войне,

Что надо знать моей стране,

Запечатлели документы.

Кто даже думать не привык,

Об этом скажет: « Это плохо».

Уйдёт последний фронтовик,

А с ним уйдёт его эпоха.

Н.Фёдоров

Поэт- фронтовик г.Саратова

10.00 .Звонок.

Под музыку Матвиенко «Берёзы» выходят учителя, здороваются, сажают детей.

Л.А. читает стихотворение «»-

Г.В.-Дорогие ребята и уважаемые гости, вы все поняли что сегодня наш урок « Пусть память верную…хранят…и наших внуков внуки» будет посвящён знакомству с творчеством саратовских поэтов в годы Великой Отечественной войны, с нашим стремлением через это творчество осознать истоки победы советского народа не только в могуществе оружия, а в безграничном патриотизме , преданности Родине. То о чём много говорят ветераны войны и труда, то о чём с дрожью в сердце вспоминают войны принимавшие участие в локальных военных актах. Так давайте наш урок начнём с того, что вспомним Что же это такое Родина?

- А что же такое малая Родина?

-Правильно….(музыка________________ «С чего начинается Родина»)

Наша Родина- Великая и могучая Россия многое повидала за годы своего существования. Это периодический расцвет и упадок русских городов, это развитие самобытной культуры, это периодические экономические скачки, помогавшие выстоять нашему государству в самые трудные времена, это войны. Скажите пожалуйста, из того что я перечислила, что ярче всего запоминается?

(войны)

Какие крупнейшие войны или сражения вы помните? ( Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва,…,Великая Отечественная война)

А о какой из перечисленных войн мы знаем больше всего?(Вов)

( звучит «Священная война» Александрова, 1 столбик)

Да 22 июня 1941 года началась самая кровопролитная война не только для нашего государства , но и для всего мира. Все граждане нашей необъятной Родины встали на защиту её рубежей. Женщины сменяли на производстве ушедших на фронт мужей. Дети помогали стране во всём , на что хватало сил- работали в колхозах и на заводах. Тушили пожары. Присматривали за малышами. Многие из них также как и отцы воевали на полях сражений.21 июня 1941 года в здании нашей школы состоялся выпускной бал. И все одиннадцатиклассники ушли проситься на фронт. Мальчиков взяли. Девочки были направлены на курсы медицинских сестёр и в школу радистов, которая располагалась в здании школы № 99.Многие погибли, как например,… .Одна из девочек выпускниц всю войну проработала в военном госпитале , которые с 1942 года располагался в здании нашей школы. Девушки не прекращали помогать врачам оперировать ни днём, ни ночью. В итоге это привело к тому , что у одной из них от переутомления и недоедания отказали ноги и она на всю жизнь осталась инвалидом, но до конца войны не бросала работу. Из школы радистов выпускали курсантов, которые забрасывались в тыл к немцам. Практически нашей считается выпускницей знаменитая Любовь Шевцова, которую замучили фашисты в г. Краснодоне. Среди орденоносцев были______________________________________________, совершившие настоящий подвиг_________________. И это всё они делали не ради себя или своей корысти. Это делалось для нашей с вами жизни.

( припев «Священная война» Александров)

Но не только танкисты, лётчики, разведчики и пехотинцы вели нашу страну к победе. К победе вели и те кто трудился в тылу, и те кто своими стихами и музыкой вселяли веру в нашу победу.

Л.А.- И одним из тех кто своими стихами помогал нашим соотечественникам пройти долгие дороги войны был саратовский поэт- Смирнов. Ветераны уходят , но память о них остаётся навеки.

Г.В.- А что нам ещё помимо стихов напоминает о тех годах. (Памятники). Что такое памятник? ( Скульптурное или архитектурное изображение кого-либо или чего-либо для памяти потомков).

Какие памятники, в честь воинов Великой Отечественной вы знаете? ( З.Космодемьянская, М.Раскова, Танк на СХИ, Воскресенское кладбище, Музей боевой славы)

А что больше всего вам запомнилось в Музее Боевой славы? (журавли).

Вот об этом мемориальном комплексе « Журавли» было сложено немало стихов и песен. Самой популярной является песня Френкеля « Журавли» мелодию которой вы сейчас слышите, а ещё наша с вами одноклассница Суровцева Даша сочинила стихотворение об этом незабываемом монументе.

Читает Суровцева Дарья.

Л.А.-

Подводит итог литературный

Г.В.- Как вы думаете какую же роль играет поэзия в дни военных лихолетий?

Правильно. И поэтому мы с вами знаем ,что культура народа всегда поможет выстоять ему во всех невзгодах. И мы с вами будем продолжать изучать творчество саратовских писателей и поэтов, участвующих в Афганской войне, принимавших участие в боевых действиях в Чечне постоянно. Так как, не зная творчества своих земляков ,невозможно по-настоящему , бескомпромиссно любить свой край, свою Родину. И мне хочется закончить наш с вами урок словами которые мы вывели в эпиграф…..

Музыка из к/ф «Офицеры»-« От героев былых времён»

Л.А.- Сегодня на уроке отвечали…

Спасибо всем присутствующим гостям и детям за данный урок.

Файлы: Последняя великая крестьянская война в России.ppt
Размер файла: 1157632 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология