Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеенко Г.В.
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 70 зам.директора по ВР, учитель истории и обществознания.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — 1.Познакомить учащихся с творчеством саратовских поэтов в годы Великой Отечественной войны. 2.Помочь осознать истоки победы советского народа в Великой Отечественной войне через изучение творчества саратовских поэтов. 3.Совершенствовать умение анализировать литературный текст и исторические документальные источники.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
1. учебник «Литература» под редакцией
2. учебник « История России 20 век» под редакцией Данилова, Косулиной., «Просвещение»
3. Мультимедийная презентация урока.
4. Аудиозаписи-«Берёзы»-Матвиенко
«С чего начинается Родина?»-
«Священная война»-Александров
« Журавли»- Френкель
«От героев былых времён»-Фёдоров
5. Исторические стенды периода Великой Отечественной войны школьной Комнаты Боевой славы.
6. Книги саратовского поэта – фронтовика Смирнова.
Используемое оборудование: —
аудио-, видеозаписи, мультимедийная установка
Краткое описание: — Урок посвящен поэтам Саратовской губернии в период Великой Отечественной войны.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Тема открытого урока по курсу
история/ литература:
учителя истории Матвеенко Г.В.
« Пусть память верную… хранят… и наших внуков внуки…»
Триединая цель-
1.Познакомить учащихся с творчеством саратовских поэтов в годы Великой Отечественной войны.
2.Помочь осознать истоки победы советского народа в Великой Отечественной войне через изучение творчества саратовских поэтов.
3.Совершенствовать умение анализировать литературный текст и исторические документальные источники.
Оборудование и материалы:
1. учебник «Литература» под редакцией
2. учебник « История России 20 век» под редакцией Данилова, Косулиной., «Просвещение»
3. Мультимедийная презентация урока.
4. Аудиозаписи-«Берёзы»-Матвиенко
«С чего начинается Родина?»-
«Священная война»-Александров
« Журавли»- Френкель
«От героев былых времён»-Фёдоров
5. Исторические стенды периода Великой Отечественной войны школьной Комнаты Боевой славы.
6. Книги саратовского поэта – фронтовика Смирнова.
Межкурсовая связь- география, история, литература, обществознание, философия.
Внутрикурсовая связь- Великая Отечественная война, развитие культуры в период 30-40 годов 20 века
Урок- литературно- исторический монтаж.
Эпиграф урока:…Не всё, что было на войне,
Что надо знать моей стране,
Запечатлели документы.
Кто даже думать не привык,
Об этом скажет: « Это плохо».
Уйдёт последний фронтовик,
А с ним уйдёт его эпоха.
Н.Фёдоров
Поэт- фронтовик г.Саратова
10.00 .Звонок.
Под музыку Матвиенко «Берёзы» выходят учителя, здороваются, сажают детей.
Л.А. читает стихотворение «»-
Г.В.-Дорогие ребята и уважаемые гости, вы все поняли что сегодня наш урок « Пусть память верную…хранят…и наших внуков внуки» будет посвящён знакомству с творчеством саратовских поэтов в годы Великой Отечественной войны, с нашим стремлением через это творчество осознать истоки победы советского народа не только в могуществе оружия, а в безграничном патриотизме , преданности Родине. То о чём много говорят ветераны войны и труда, то о чём с дрожью в сердце вспоминают войны принимавшие участие в локальных военных актах. Так давайте наш урок начнём с того, что вспомним Что же это такое Родина?
- А что же такое малая Родина?
-Правильно….(музыка________________ «С чего начинается Родина»)
Наша Родина- Великая и могучая Россия многое повидала за годы своего существования. Это периодический расцвет и упадок русских городов, это развитие самобытной культуры, это периодические экономические скачки, помогавшие выстоять нашему государству в самые трудные времена, это войны. Скажите пожалуйста, из того что я перечислила, что ярче всего запоминается?
(войны)
Какие крупнейшие войны или сражения вы помните? ( Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва,…,Великая Отечественная война)
А о какой из перечисленных войн мы знаем больше всего?(Вов)
( звучит «Священная война» Александрова, 1 столбик)
Да 22 июня 1941 года началась самая кровопролитная война не только для нашего государства , но и для всего мира. Все граждане нашей необъятной Родины встали на защиту её рубежей. Женщины сменяли на производстве ушедших на фронт мужей. Дети помогали стране во всём , на что хватало сил- работали в колхозах и на заводах. Тушили пожары. Присматривали за малышами. Многие из них также как и отцы воевали на полях сражений.21 июня 1941 года в здании нашей школы состоялся выпускной бал. И все одиннадцатиклассники ушли проситься на фронт. Мальчиков взяли. Девочки были направлены на курсы медицинских сестёр и в школу радистов, которая располагалась в здании школы № 99.Многие погибли, как например,… .Одна из девочек выпускниц всю войну проработала в военном госпитале № , которые с 1942 года располагался в здании нашей школы. Девушки не прекращали помогать врачам оперировать ни днём, ни ночью. В итоге это привело к тому , что у одной из них от переутомления и недоедания отказали ноги и она на всю жизнь осталась инвалидом, но до конца войны не бросала работу. Из школы радистов выпускали курсантов, которые забрасывались в тыл к немцам. Практически нашей считается выпускницей знаменитая Любовь Шевцова, которую замучили фашисты в г. Краснодоне. Среди орденоносцев были______________________________________________, совершившие настоящий подвиг_________________. И это всё они делали не ради себя или своей корысти. Это делалось для нашей с вами жизни.
( припев «Священная война» Александров)
Но не только танкисты, лётчики, разведчики и пехотинцы вели нашу страну к победе. К победе вели и те кто трудился в тылу, и те кто своими стихами и музыкой вселяли веру в нашу победу.
Л.А.- И одним из тех кто своими стихами помогал нашим соотечественникам пройти долгие дороги войны был саратовский поэт- Смирнов. Ветераны уходят , но память о них остаётся навеки.
Г.В.- А что нам ещё помимо стихов напоминает о тех годах. (Памятники). Что такое памятник? ( Скульптурное или архитектурное изображение кого-либо или чего-либо для памяти потомков).
Какие памятники, в честь воинов Великой Отечественной вы знаете? ( З.Космодемьянская, М.Раскова, Танк на СХИ, Воскресенское кладбище, Музей боевой славы)
А что больше всего вам запомнилось в Музее Боевой славы? (журавли).
Вот об этом мемориальном комплексе « Журавли» было сложено немало стихов и песен. Самой популярной является песня Френкеля « Журавли» мелодию которой вы сейчас слышите, а ещё наша с вами одноклассница Суровцева Даша сочинила стихотворение об этом незабываемом монументе.
Читает Суровцева Дарья.
Л.А.-
Подводит итог литературный
Г.В.- Как вы думаете какую же роль играет поэзия в дни военных лихолетий?
Правильно. И поэтому мы с вами знаем ,что культура народа всегда поможет выстоять ему во всех невзгодах. И мы с вами будем продолжать изучать творчество саратовских писателей и поэтов, участвующих в Афганской войне, принимавших участие в боевых действиях в Чечне постоянно. Так как, не зная творчества своих земляков ,невозможно по-настоящему , бескомпромиссно любить свой край, свою Родину. И мне хочется закончить наш с вами урок словами которые мы вывели в эпиграф…..
Музыка из к/ф «Офицеры»-« От героев былых времён»
Л.А.- Сегодня на уроке отвечали…
Спасибо всем присутствующим гостям и детям за данный урок.
Файлы: Последняя великая крестьянская война в России.ppt
Размер файла: 1157632 байт.