Автор конспекта:
Автор(ы): — Чередниченко Ирина Александровна

Место работы, должность: — Кадетская школа №4 г.Горно-Алтайска. Учитель музыки.

Регион: — Алтайский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Учить детей слушать музыку, различать музыкальные и шумовые звуки.

Вызвать эмоциональный отклик на музыку Петра Ильича Чайковского. Воспитывать эстетический вкус, интерес к музыкальным произведениям.
Развивать музыкальный слух, внимание, память.
Развивать творческие способностей детей через обучение игре на блокфлейте.

Способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремление петь в коллективе.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Компьютер, музыкальный центр, синтезатор, портреты П.И.Чайковского и Д.Кабалевского, учебно-методический комплект «Музыка» для 1 класса под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,
блокфлейты (на каждого ребёнка)

Краткое описание: — 1. Орг. момент (3 мин.); 2. Знакомство с учебником «Музыка» и рабочей тетрадью. (3 мин.); 3. Слушание музыки : «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. (5 мин.); 4. Беседа по прослушанному (3 мин.); 5. Игра на блокфлейте(7 мин.); 6. Разучивание песни(12 мин). 7. Итог урока (2мин.).

Ход урока: Вход в класс под музыку Г. Струве «Школьный корабль».

1. Орг. момент (3 мин.)

Разучивание приветствия:

«Здравствуйте. Ребята!»

«Здравствуйте!»

Обратить внимание учащихся на оформление кабинета музыки, портреты композиторов, оборудование.
Сказать детям, что в кабинете музыки они будут слушать музыку и размышлять о ее содержании, знакомиться с творчеством различных композиторов и самостоятельно сочинять несложные мелодии, учиться ее исполнять – петь, играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку, узнают много нового и интересного о музыкальном искусстве, а помогут им в этом учебник музыки и рабочая тетрадь.

2. Знакомство с учебником «Музыка» и рабочей тетрадью(3мин.)

На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы увидели?
Предложить детям рассмотреть рисунки разворота «И Муза вечная со мной!». Рассказать им о том, что Музы – волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.

А теперь рассмотрим обложку рабочей тетради, значки–символы(стр.2).

Музыка всегда “возникает” из тишины. Послушайте и вы тишину перед тем, как зазвучит музыка.

Какие звуки вы услышали?

Вслушайся, весь мир поет–

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет!

Мир ее волшебен!

М.Пляцковский.

Вслушайтесь в звуки, которые вас окружают.

Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене… Как можно назвать все эти звуки?( шумовые ) Какие еще могут быть звуки?(музыкальные)

Где вы встречаетесь с музыкой?

Как появляется музыка?(стр. 6)

Кто создает музыку?(композитор)

3. Слушание музыки: (5 мин.)

Чтобы научиться слушать ипонимать музыку нужно стать настоящими слушателями. Послушайте музыкальный фрагмент из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского, “Па- де- де” и скажите, какие чувства передала вам эта музыка?

Слушание.

4. Беседа по прослушанному (3 мин.)

Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Показ портрета)

Какое впечатление произвела она на вас? Какой характер у этого произведения?

Выберите из предложенных слов те, которые подходят по характеру для этой мелодии. (музыка спокойная, душевная, взволнованная, ласковая, красивая)

Что вы представили себе, слушая этот музыкальный отрывок?
Кто исполнял эту музыку?

Один исполнитель или много исполнителей?

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

Кто руководит оркестром?

Что же будет с музыкой, если её никто не услышит?

Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет.

– Что же необходимо, чтобы музыка существовала?

По мере ответов детей на доске появляются таблички:

композитор, исполнитель, слушатель

5. Игра на блок-флейте(7 мин.);
А теперь мы с вами поиграем в музыкантов.

Посмотрите на свою новую флейту. Вы увидите

из чего состоит флейта.

В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на блокфлейте рассказать детям, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения.

А теперь разберите флейту на все возможные части. То, во что дуют — это свисток. Трубка с дырочками — основная часть. Свисток отделяется от верхней части.

Попробуем извлечь звуки. Забавные, но немелодичные. Отделите свисток от трубки, и потихоньку дуйте в него. А сейчас закройте ладошкой правой руки другой конец, и двигайте рукой влево-вправо,попробуйте импровизировать мелодию.

Игра( импровизация) на блокфлейте.

А теперь соберите флейту обратно. Вставьте основную часть в свисток до конца. Проследите, чтобы ряд дырочек был на одной линии с большой дырочкой в свистке. Спрячьте собранную флейту в футляр, пусть отдохнёт.

6. Разучивание песни(12 мин).

Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения.

Правило № 1.Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Как приятно смотреть на мальчиков и девочек с красивой осанкой.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой. Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку.

Песня "Петь приятно и удобно" слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.

Если хочешь сидя петь.
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно.
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Правило № 2.Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Правило№3.Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.

Сначала давайте выполним дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

1. «Дышим тихо и плавно». Медленный вдох с расширением грудной клетки, задержать дыхание, выдох через нос (5-6 раз). Стоя, сидя.

2. «Воздушный шар». Дышим животом (нижнее дыхание) повторить (5-10 раз). Медленный плавный вдох, живот надувается. Медленный выдох.

3. «Воздушный шар в грудной клетке» (реберное среднее) 5-10раз

Руки лежат на ребрах, медленно выдохнуть. Клетка сжата, медленно вдыхать через нос, грудная клетка расширяется. На выдохе зажимается, плечи и живот не двигаются. Сидя, стоя.

4. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) 4-8 раз

Рука лежит на ключице.

5. «Ветер» (очистительное, полное дыхание) 5 раз.

Лежа выдох носом, втянуть живот и плечи. Выдох сквозь сжатые губы

С силой, выпуская отрывистыми выдохами. Сидя, стоя.

Артикуляционная гимнастика(ПожиленкоЕ.А.)

Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо эта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).

Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

Пение распевки «Андрей-воробей».

После такой разминки мы готовы к пению.

Я предлагаю вам выучить песню о школе.

Послушайте: «Песня о школе», музыка Д. Кабалевского.

Вам понравилась песня?

О чём она?

Эту песню написал замечательный композитор Д. Кабалевский (показ портрета).

Разучивание песни.

7. Итог урока (2мин.).

Что нового вы узнали на уроке?

На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день — музыкальные и шумовые.

Кто нужен, чтобы музыка существовала?( Композитор. Исполнитель. Слушатель).

Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет.

С каким композитором вы сегодня познакомились?

Отрывок из какого произведения прослушали?

С каким инструментом мы познакомились?

Что вам больше всего понравилось на уроке?
Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Спасибо за урок. До свидания.

Дети под музыку выходят из кабинета.

И

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология