Автор конспекта:
Автор(ы): — Клопова Татьяна Бадмаевна

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №3″

Регион: — Астраханская отрасль

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее сталагнат

Класс(ы): — 10 бизнескласс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — контролька (проверочная) вещь

Краткое иконография ресурса: — Контрольная вещь по теме "Образование русского централизованного государства". При подготовке использованы материалы ФИПИ.

Контрольная вещь №3
Вариант I
Из произведения древнерусской литературы.
«…Князь славный поехал изо Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству…И молили его великим молением, дабы он шибко стоял за православное христианство…
Князь славный послушался их мольбы: взяв благословение, уходите на Угру и, придя, стал у Кремнеца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру…
(Хан) Ахмат же со всеми татарами уходите по Литовской земле мимо Мценска, Лю-бутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, словно фигура придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал…Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотел перейти реку…
И пришли татары, начали стрелять, а наши на них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи недуманно-негаданно напали на воевод. Наши поразили многих стрелами и изо пищалей, а их стрелы падали меж нашими и пустынно не задевали. И отбили их ото берега. И помногу дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река…
Когда же река стала, здесь дайме славный повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себя на Кременец, боясь наступления татар – чтобы, соединившись, вступить на битву с противником…Вот тут-то и содеялось феномен Пречистой: одни ото других бежали, и шваль пустынно не преследовал.
Хан же бежал на Орду, и пришел на него ногайский мидас Ивак, и Орду взял, и его убил…И задолго того избавил Бог и Пречистая русскую землю…»
С1. Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.
С2. Какое значительность на отечественной истории имеют описанные события? С каким процессом на развитии государства связаны сии события? Назовите не меньше трех положений.
С3. Как творец повести относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.
С4. Назовите не меньше четырех черт, свидетельствующих о формировании единого Рос-сийского государства на XV в. Приведите не меньше трех положений Судебника 1497 г.
С5. Историки всяко оценивают причины возвышения Москвы на XIV в. изо маленького и незаметного княжества на самое сильное на экономическом и военно-политическом отношении государство Северо-Восточной Руси, ставшее центром объединения всех русских земель. Так, многие историки на ранний семилетка выдвигали личностные качества московских князей, их политическую хитрость и хозяйственность.
Какое другое предложение о причинах возвышения Москвы вам известно?
Какое предложение вам считаете больше убедительным? Назовите не меньше трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
C7. Сравните политику московских и тверских князей по отношению к Золотой Орде на первой половине XIV в.
Укажите, словно было общим (не меньше двух общих характеристик), а словно – различным (не меньше трех различий).

Контрольная вещь №3
Вариант II
Прочитайте место изо работы историка Р.Г. Скрынникова и ответьте на вопросы.
«Опасность угрожала Москве с трех сторон. От Мценска к Калуге двигался правитель с татарами. Удельные князья могли на любой фаза подойти изо Великих Лук. Королю Казимиру принадлежала Вязьма, и его войска могли достичь Москвы за серия дней. Между тем Москва была непохвально подготовлена к длительной осаде. Белокаменные стены Кремля за контингент лет обветшали и требовали починки. Иван III делал все, дабы остановить неприятеля на дальних подступах к город. Он не излишне надеялся на стабильность столичных укреплений и благодаря тому отослал Софью с малолетними детям и всей великокняжеской казной на Белоозеро. 30 сентября Иван III вернулся изо Коломны на Москву для совета с боярами, а сыну (с в некоторой степени войска) велел перейти изо Серпухова на Калугу. Распоряжение было вызвано тем, словно Орда переправилась путем Оку к югу ото Калуги и устремилась к реке Угре, по которой проходила русско-литовская граница. 3 октября Иван III выехал на армию. В пути он узнал о ожесточенных столкновениях на Угре. Вместо того, дабы по-спешить кстати сражения, сюзерен разбил сторона на Кременце на тылу русской армии.
Бой на Угре продолжался четыре дня. Броды на реке были неширокими, словно помешало хану ввести на дело большие массы конницы. Противники осыпали друг-приятель друга стре-лами. Русские палили изо пушек и пищалей».

С1. В каком году происходили описываемые события? Как звали хана, войска которого шли на Москву?
С2. Какие факторы делали непрочным идея Московского княжества? (Укажите не меньше двух факторов). Какие меры предпринял Иван III рядом приближении ордынских войск? (Укажите не меньше двух мер).
С3. От зачем (от чьих и каких действий) зависел последующий махинация событий? назовите не меньше трех факторов. Опираясь на свои знания, укажите, чем закончились события на Угре. Как их принято называть на исторической науке? Какое значительность они имели?

С4. Каковы были итоги правления государя Ивана III? (Укажите не меньше трех итогов). Приведите не меньше трех примеров изменений на социально-государственном устройстве Российского государства к концу XV в.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1327 году на Тверь прибыл ордынский сборщик Чол-хан с большим отрядом. Притеснения и насилия, творимые ими, вызвали восстания горожан. Ордынцы были перебиты. В отчет правитель Узбек организовал карательную экспедицию напротив Твери, на которой принял фигурирование московский дайме Иван Калита.
Укажите причины, которыми разрешается объяснить вылазка Ивана Калиты на стороне ордынцев.
Каковы были последствия восстания на Твери для московских князей и для всей Руси?
С7. Сравните фотопроцесс образования централизованного государства на Западной Европе и на Руси.
Укажите, словно было общим (не меньше двух общих характеристик), а словно – различным (не меньше трех различий).


Файлы: Заселение Дальнего Востока России.ppt
Размер файла: 7584256 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология