Автор конспекта:
Автор(ы): — Медведева Ольга Витальевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 43, учитель географии, заместитель директора

Регион: — Свердловская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

систематизация знаний о своем регионе, развитие образного представления о географическом пространстве на основе знаний о закономерностях размещения природных ресурсов, развитие гибкости мышления и поведения, необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств, формирование у учащихся навыков самостоятельной работы с учебными пособиями.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.Я. Ром География 9 класс

карты атласа по географии России (Омской КФ)

Используемое оборудование: —

компьютер с выходом в Интернет

смарт-доска

диапроектор

Краткое описание: — Технология семинарского занятия по географии в 9 классе с элементами краеведения поможет учителям, которые ставят перед собой задачи систематизации знаний о своем регионе, развития образного представления о географическом пространстве на основе знаний о закономерностях размещения природных ресурсов, развития гибкости мышления и поведения, необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств, формирования у подростков навыков самостоятельной работы с учебными пособиями.

Технология семинарского занятия по географии на тему: «Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере тайги»

Тема семинара «Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере тайги». Выбор природной зоны обусловлен тем, что она хорошо иллюстрирует тему семинара.

Семинар проводится в 9 классе в апреле. Проведение семинара запланировано после изучения темы «Уральский экономический район» и уроков по географии Свердловской области. Цель его: систематизация знаний о своем регионе, развитие образного представления о географическом пространстве на основе знаний о закономерностях размещения природных ресурсов, развитие гибкости мышления и поведения, необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств, формирование у учащихся навыков самостоятельной работы с учебными пособиями.

1. Опережающие задания в виде сообщений и презентаций выдаются ученикам перед каникулами.

Ученикам1и2подготовить презентацию на тему «Образ тайги в произведениях русской живописи, поэзии и литературе». Такое задание выполняется в паре, так как оно требует применения творческих и технических возможностей. Это задание выполняется особенно удачно. Можно порекомендовать подобрать картины И.И.Шишкина «Лес», «Утро в сосновом бору», «Бугры», «Бурелом», «В еловом лесу», «В лесу», «Валежник», «Верхушки сосен», «Дорожка среди сосен». На них можно наложить стихи Н.Заболоцкого, А.Балтина, Э.Асадова и песни «Звезды над тайгой» и «Геологи» А. Пахмутовой . Образ простраства создается очень удачно.

Ученик 3 подготовит сообщение «Визитная карточка тайги» по инструктивной карточке, предложенной учителем:

1. ГП тайги в России.

2. Климатические, почвенные условия тайги, полезные ископаемые.

3. Флора и фауна тайги.

4. Типы тайги.

Учащиеся на занятии вносят сведения о тайге в заготовленные таблички и работают с картами атласа по географии России (Омской КФ) №№ 25, 17, 19, 24.

Ученик 4 подготовит сообщение об отраслях хозяйства, развивающихся в зоне тайги. Учащиеся работают с картами атласа № 28. Обсуждая сообщения, отыскивают промышленные центры таежной зоны, определяют их специализацию, записывают их в тетрадь. Далее совместно делаем выводы об особенностях размещения отраслей промышленности.

Ученик 5 подготовит сообщение об отраслях хозяйства, развивающихся в зоне тайги на территории Свердловской области и охране лесов в нашем регионе.

Ученик 6 подготовит информацию об интернет – ресурсах, которые помогают россиянам получать информацию о лесном хозяйстве в России. Знакомимся с сайтами. Наиболее интересен, на взгляд моих учеников, сайт Федерального Агентства лесного хозяйства России http://www.rosleshoz.gov.ru/

4. Обсуждая сообщения товарищей, используя личный социальный опыт, ученики 9 класса поднимают вопросы охраны таёжных лесов.

Молодым людям хорошо известно, что тайгу Евразии, главным образом массивы сибирской тайги, называют зелёными «лёгкими» планеты, так как от состояния этих лесов зависит кислородный и углеродный баланс приземного слоя атмосферы. Для охраны и изучения типичных и уникальных природных ландшафтов тайги в России создан ряд заповедников. Выясняем каких, используя карту № 25. Баргузинский заповедник , Печоро – Илычский, Малая Сосьва, Дарвинский…Карта позволяет получить много информации.

5. Учащиеся остро воспринимают информацию о вырубке тайги в Свердловской области и других лесных регионах России. Они ставят вопросы, на которые приходится давать обдуманные ответы. Например, если Россия одна из первых в мире по запасам древесины, почему множество школьных тетрадей, дорогих журналов и обоев импортного производства. Почему зимняя меховая одежда сшита из импортных шкур, ведь моим ученикам прекрасно известно, что первые русские пришедшие на Урал, соболей ловили столько, что ходила «соболиная казна»; а искусство охоты на норок и ласк, каким владели уральские охотники, известно далеко за пределами нашего края. Куда делись эти ценные пушные звери? Почему не развивается звероводство в наших лесных регионах?

6. Общие выводы учеников таковы, что отрасли промышленности тесно связаны с географическими ресурсами территории. Целлюлозно – бумажная, деревообрабатывающая промышленность в нашей стране переживает некоторый кризис, который закончится после технического переоснащения отраслей. Лес – это наше богатство и его следует рационально использовать. В стране должны интенсивно проводиться лесовосстановительные работы.

7. Некоторые методические наблюдения.

· успех проведения семинара в 9 классе зависит от качества подготовки и организации;

· семинар требует большого временного ресурса от учителя (предварительная работа с учениками, которые готовят опережающие задания, проверка и консультации);

· для качественного проведения семинара необходимо использовать 2 урока подряд.

Основные шаги подготовки данного семинарского занятия:

1. · Составление плана проведения семинара.

2. · Выбор выступающих и ведущих, которые будут участвовать в проведении семинара.

3. · Подготовка и печать раздаточных материалов.

4. · Оформление помещения для проведения семинара.

Файлы: Семинар по теме.doc
Размер файла: 41984 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология