Автор конспекта:
Автор(ы): — Салахова Лилия Ансаровна.

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ № 7″

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

Цель:

1.Продолжить формирование представления- что такое Родина, родной край.

2.Познакомить с картой и символикой РТ

3.Ознакомить с природными богатствами РТ.

4.Воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Используемое оборудование: —

Оформление:

1.Фотостенд “Тебе, родной край, посвящается”.

2.Большая карта Республики Татарстан.

3.Памятка “ Культура общения с природой”.

4.Плакаты с цитатами.

5.Презентация «Моя Республика».

Краткое описание: — Классный час на тему: "Край ты мой, родимый край — Татарстан"

Классный час на тему: "Край ты мой, родимый край — Татарстан"

Разработала и провела учитель начальных классов Салахова Л. А.

Цель:

1.Продолжить формирование представления- что такое Родина, родной край.

2.Познакомить с картой и символикой РТ

3.Ознакомить с природными богатствами РТ.

4.Воспитывать любовь к родному краю.

Оформление:

1.Фотостенд “Тебе, родной край, посвящается”.

2.Большая карта Республики Татарстан.

3.Памятка “ Культура общения с природой”.

4.Плакаты с цитатами.

5.Презентация «Моя Республика».

Цитаты:

Все для тебя

в родном краю!

Ты всех счастливее на свете. (Е. Трутнева.)

Научитесь слушать шум леса, журчанье ручейка,

Пение соловья, воспитывайте чувство прекрасного. (А. Куприн.)

Если завтра погибнет мир,

Он погибнет по вашей вине , равнодушные. (Р. Рождественский.)

Эпиграф:

Что может быть милей

Бесценного родного края? (Н. Языков.)

Ход классного часа

Учитель. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина — Республика Татарстан — на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего-чего только нет в нашем краю!

Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с родным краем.

Люблю мой край…

Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река…

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит…

И выйдет с берегов река – в апреле.

Лес весной шумит…

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти!

(А. Коблева.)

Учитель. Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле.

1-й ученик. У слияния двух великих рек Европы — Волги и Камы расположена Республика Татарстан.

2-й ученик. Мы имеем хорошо выраженные четыре времени года: весну, лето, осень и зиму. Каждое время года имеет свои прелести и особенности.

Из четырех времен в году

Весна милей и ярче всех:

С полей последний сходит снег;

И почки пучатся в саду;

Она не терпит зимних бурь,

Она людей зовет к труду

И, как зима, бровей ни хмурь, -

Выводит на небо звезду. (Н. Асеев.)

3-й ученик. Наши леса и роща – краса и защита родного края. ”Рощи да леса – всему краю краса”, — говорит народная пословица. Как им не быть украшением, если любоваться лесом и рощей можно во все времена года.

— Ребята, людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! Жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения. Что должен знать и уметь юный защитник леса?

(ученики читают памятку “Культура общения с природой”).

4-й ученик. Меня волнует будущее наших лесов. Хотя леса охраняют, лечат и берегут работники лесного хозяйства, лесов на Земле больше половины уже уничтожено. Все, что есть в лесу, тесно связано друг с другом. Уничтожишь одно — погибнет другое, за ним – третье, и пойдет цепочка, пока не погибнет весь лес.

Дерево, трава, цветок и птица

не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни.

(В.Берестов.)

5-й ученик. А я люблю птиц нашего края.

— Жить без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как их легкий, свободный полет поднимает дух! Как радует слух их чудесное пение! Ребята, что вы знаете о птицах нашего края?

— На территории нашей республики можно встретить около трехсот видов птиц. Большинство из них появляются у нас весной. В это время наш край оживает, наполняется птичьим гомоном, посвистами, кукованием. Всюду распевает звонкие задорные песни зяблик. Он поет до середины июля, а потом умолкает до следующей весны. Круглый год в лесу живут синицы, пищухи, поползни, в хвойных лесах – клесты. На зиму прилетают северные гости-снегири и чечетки. Одна из наиболее красивых птиц – это скворец. Он покоряет всех красотою своего голоса. А вот тетерев. Его бормотание напоминает журчание весеннего ручья. Пение соловья не спутаешь ни с чем другим: он свистит, щелкает, рокочет, заливается дивными трелями. К тому же соловьи приносят пользу, уничтожая клопов, пауков, многоножек. Постоянный обитатель леса – большой пестрый дятел — исключительно полезная птица, и человек охраняет ее. Филин любит жить в лесной глуши. Сейчас он в наших краях — редкая птица, поэтому подлежит охране. Рядом с нами живут и другие птицы: грачи, галки, ласточки. Прилетают зимой кормиться в селение серая ворона, сорока. Сколько вредных насекомых, личинок уничтожают эти птицы за лето!

( Ученик рассказывает и показывает рисунки птиц.)

6-й ученик. Меня привлекает животный мир нашего края. Он богат и разнообразен. Самый крупный зверь – это лось. Лось – краса и гордость наших лесов. Он строен, высок и могуч. В елово-пихтовых лесах водятся белки. Зайцы чаще всего обитают в лесах и кустарниковых зарослях и редко – в полях, лугах. Лисицы и волки живут по всей территории республики. Медведь — редкий зверь. Он включен в список особо охраняемых животных. В 1994 году в наших краях появились бобры. Они тоже охраняются.

(Включается фильм, показываются луга, жужжат пчелы и шмели, порхают бабочки, в воздухе слышен стрекот кузнечиков. Слышатся слова учителя):

— Широкой полосой вдоль реки Камы тянутся наши луга. Ярко-зеленым ковром покрываются они весной. Летом ковер пестреет яркими цветами. Под дуновением ветра травы колышутся, по зеленому морю пробегают волны. На лугу так же интересно, как в лесу. Нужно лишь внимательно посмотреть.

Ребята, полюбуйтесь чудесными цветами, бабочками. Послушайте гудение шмелей, пчел. И вы поймете, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей. На лугу растут только травянистые растения. Присмотримся к ним. Как красиво цветут колокольчики, клевер, тысячелистник! А вот неяркие цветы — тимофеевка, мятлик, лисохвост. Их здесь особенно много.

Ребята, какие лекарственные травы растут на лугу?

7-й ученик. Луг – это еще и добрый друг, берегущий наше здоровье. Я каждое лето с бабушкой собираю лекарственные травы и знаю “секреты” многих трав. Например, нарывы и порезы лечат листом подорожника. Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение. Собирать лекарственные травы можно только в тех местах, где их много. В нашем краю мало осталось ландышей, колокольчиков. Редкими стали волчье лыко, сон-трава, кувшинка белая. Их совсем не надо собирать. В руках человека красота и богатство родной земли. Помните об этом!

Учитель. Вопросы.

а) Что такое Родина? Это самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Ваш дом, улица, город – где вы родились и живете, это наша школа; это природа, которая нас окружает. С чего начинается Родина? А, может, она начинается с земли отцов, дедов, прадедов? Ведь земля наша – кормилица, наш хлеб. Хлеб душистый, мягкий, теплый, вкусный. Что может быть важнее хлеба?! Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только позаботиться сама о себе не может. Поэтому, ребята, любите землю, будьте заботливым хозяином, берегите землю от истощения и разрушении. Для нас наша родина -РТ, посмотрим на карту – найдем границы, реки , леса, города.

б) Какие города вы знаете? Чем они знамениты? (Казань, Н.Челны, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск и др. и т.д.)

в) Какие народы живут в нашей республике? (русские, татары, чуваши, марийцы, башкиры, армяне, украинцы и др.) Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома, города.

г) У каждой республики есть свой гимн, флаг, герб.

Герб РТ.

Дата принятия: 07.02.1992
Автор/авторы герба: Назым Габдрахманович Ханзафаров (идея), Риф Загреевич Фахрутдинов (исполнение)
Номер в Геральдическом регистре РФ : 377

Описание:
Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Авторами Государственного герба Республики Татарстан являются доктор филологических наук Назым Габдрахманович Ханзафаров (идея) и художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов (исполнение).

Центральный образ герба — крылатый барс — в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс — покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце — в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса — круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце — красного, барс, его крылья и розетка на щите — белого, обрамление — зеленого, щит, орнамент на обрамлении и надпись "Татарстан" — золотистого цвета. Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса — это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Cемь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса — и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана. Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства. Символические значения цветов: золотой цвет — изящество, красота, богатство земли Татарстана; зеленый цвет — зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет — чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет — зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.

ФлагРТ.Описание:
Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Белая полоса составляет 1/15 шиpины флага и pасположена между pавными по шиpине полосами зеленого и кpасного цветов. Зеленая полоса навеpху. Соотношение сторон флага — 1:2 (на иллюстрации флаг показан с принятым в России соотношением 2:3). Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый — зелень весны, возрождение; белый — цвет чистоты; красный — зрелость, энергия, сила, жизнь. Автором Государственного флага Республики Татарстан является народный художник Республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая Тавиль Гиниатович Хазиахметов.

е) Президенты РТ и РФ?

Давайте вспомним историю татарского народа.

Наши булгарские предки приняли религию в 922 году, раньше, чем русские. У нас наука и искусство ещё тогда получили рассвет. Лучшие сыны татарского народа обучались не только в булгарских медресе, но я в Бухаре и Самарканде. Наши предки славились прекрасными банями, восьмиминаретными величественными мечетями, окруженными высокими дубовыми стенами, неприступными военными крепостями Великий Булгар славился единством и военной мощью. Однако история не пощадила татарский народ. В 1236 году образовалось Казанское ханство. Самым черным, самым трагическим днем в истории татарского народа стало 15 октября 1552 года. Именно тогда, после 41 дневного штурма, пала столица и 150 тысячная армия Ивана Грозного разгромила цветущее Казанское ханство. 30 тысячное войско защитников Казани в ходе боев поголовно было уничтожено.
В Казани прошла страшная резня. Мужчины были истреблены, немало было убито женщин. Столица пала, город разграблен, были стерты с лица земли прекрасные мечети. Долгие годы татарский народ жил в порабощении. Крестьяне были обложены огромными налогами на душу. Отдельные налоги платили за содержание канцелярии, за рекруты, за бани, за подводы. Гнет был ужасающий. Наряду с десятками видов тягот и повинностей в XVIII веке татарскому и башкирскому народу приходилось терпеть мучения на заводах. Приходилось работать в каторжных условиях, их целыми месяцами не выпускали из шахт и забоев. Крестьян приковывали цепями к местам работы.В XVIII веке в Казани началось насильственное крещение. Терпеть всё это татарский и башкирский народ не могли. Они поднимались на восстания. Первый отряд восставших был создан ещё в 1553 году в 70 верстах от Казани. Это освободительная война длилась очень долго. Когда началось восстание Степана Разина, татарский народ почти полностью влился в его отряды. Вот уже около 440 лет идет борьба на свободу и независимость татарского народа. В 1990 году в Татарстане была принята Декларация о суверенитете Татарстана.

Учитель. Ребята, что дает наш край стране?

8-й ученик. Основные продукты вывоза нашего края – сырая нефть, газ, грузовые автомобили, часы, газовые плиты, медицинские приборы и инструменты, изделия бытовой химии, обувь, меховые изделия, лекарственные препараты, нефтеаппаратура, гипсовый камень, автомобильные шины и некоторые другие продукции.

Учитель. Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтоб послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.

Наш край — это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае — это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу — это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна.

Так давай на долгие века

Сохраним земле ее богатства-

Эти рощи, реки и луга!

Итоги классного часа.

Файлы: край ты мой родимый край.татарстан.doc
Размер файла: 58880 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология