Автор конспекта:
Автор(ы): — Валиева Надежда Алексеевна

Место работы, должность: —

МКОУ "Лазовская СОШ", учитель химии

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Цель урока:

  • создать условия для развития у учащегося ключевых компетентностей:

- информационной (аспект — извлечение первичной информации (1,2 уровень), извлечение вторичной информации (1 уровень) и

- компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) (аспект — оценка собственного продвижения (рефлексия) (1 уровень) и

- коммуникативной (аспект – продуктивная групповая коммуникация (1, 2 уровень) (Приложение 2);

  • способствовать формированию у учащихся понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел;
  • способствовать развитию у учащегося умения анализировать полученную информацию.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: — 5

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Учебник «Химия», 8 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2010;

Используемое оборудование: —

  • Презентация «Строение вещества»;
  • Ноутбук, мультимедийный проектор и экран;
  • Модели кристаллических решеток разных типов;
  • Используемые ЦОР: —

  • Презентация «Строение вещества»;
  • Краткое описание: —

    Вещества могут находиться в газообразном,жидком и твёрдом состоянии.Жидкое и газообразное состояния-неупорядоченные, то есть частицы вещества перемещаются непрерывно и беспорядочно. Твёрдые вещества делятся на аморфные- не имеющие упорядоченного строения ( воск, пластилин,шоколад …) и кристаллические- имеющие упорядоченное строение, которое называется кристалли-ческими решётками. Точки в которых расположены частицы вещества, называются узлами решетки.В зависимости от того, какие частицы находятся в узлах, решётки бывают атомные,ионные,молекулярные,металлические. Вид кристаллической решетки зависит от типа химической связи,в свою очередь, физические свойства вещества зависят от вида кристаллической решетки.

    Этап урока

    Содержание этапа

    компетентность

    аспект

    уровень

    Деятельность учащихся

    Компетентностно-ориентированные задания

    (КОЗ)

    1.Организационный

    Взаимное приветствие учителя и учащихся

    2.Проверка знаний пройденного материала

    Разно-уровневые варианты по построению и называнию формул классов неорганических веществ.

    Выбор уровня, выполнение задания.

    Приложение 1( карточки)

    3. Актуализация знаний

    3.1.Мотивирование к

    принятию новых знаний

    информационная

    Извлечение первичной информации

    1

    Воспроизводят

    и фиксируют ЗУН-ы.

    Переводит

    простую информацию из представле-ния в графи-ческое.

    Загадка:

    Он всё время занят делом,

    Он не может зря идти.

    Он идее и красит белым

    Всё, что видит на пути. ( снег)

    - Что такое снег? ( вода)

    - Когда вода становится снегом? ( при t 0 °C)

    - А если воду нагреть до 100 ° C? ( превратится в пар)

    Вода удивительное вещество, на Земле встречается сразу в трёх агрегатных состояниях, каких?

    - твердое, жидкое, газообразное

    .Укажи названия состояния веществ. Результат выбора представь в виде схемы. (слайд3)

    Состояние вещества

    Твердое Жидкое Газообразное

    3.2. Выявление опорных знаний для дальнейшего изучения темы «Соединения химических элементов»

    Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент

    1

    Систематизи-рует извлеченную информацию в рамках прост-ой заданной структуры (схемы).

    Из предложенных примеров ( молоток, вода, колокольчик, свеча, фольга, пластелин, соль, шоколад, газ в герметически закрытой колбе)) выбери те, которые соответствуют твердому состоянию

    Модельный ответ (слайд 4)

    Состояние вещества

    Твердое Жидкое Газообразное

    Стекло

    Железо

    Соль

    4. Изучение нового материала

    4.1. Кристаллическое состояние вещества

    4.2. Аморфное состояние вещества

    4.3. Кристаллические решетки

    4.4. Типы кристаллических решеток

    информационная

    Извлечение первичной информации

    Извлечение вторичной информации

    1

    1

    Извлекает и систематизирует информацию по заданным основаниям

    Предлагают,,согласовывают тему

    Физ.минутка

    Берут модели кристаллических решёток.

    Воспроизводит и фиксирует ЗУН-ы.

    Заполняют таблицу,используя текст слай-дов,определяют тип решётки в своей моделе.

    Используя материал параграфа 22 учебника, выдели виды твердого состояния вещества, найди отличие этих состояний, приведи примеры. Результат работы представь в виде схемы.

    Модельный ответ (слайд 5)

    Твердое вещество

    Аморфное Кристаллическое

    нет определенной tпл определенная tпл

    смола хлорид натрия

    стекло графит

    пластилин металлы

    Сформулируй определение кристаллической решетки вещества.

    Модельный ответ (слайд 6)

    Кристаллические решётки веществ — это упорядоченное расположение частиц (атомов, молекул, ионов) в строго определённых точках пространства. Точки размещения частиц называют узлами кристаллической решётки.

    -О чём говорим на уроке?

    -Сформулируйте тему урока.

    - «Кристаллические решётки»

    - Частицы в кристаллических решётках связаны химической связью. Назовите химическую связь в предложенных веществах ( формулы на доске)

    В зависимости от вида частиц в узлах кристаллических решеток различают 4 типа решеток: атомная, ионная, молекулярная, металлическая. Используя информацию (слайды 9-12) заполни таблицу: (слайд 8)

    характеристики

    Тип решетки

    атомная

    ионная

    молекулярная

    металлическая

    Вид частиц в узлах решетки

    Характер химической связи между частицами

    Прочность связи

    Отличительные свойства веществ

    Примеры веществ

    Модельный ответ (слайд 13)

    характеристики

    Тип решетки

    атомная

    ионная

    молекулярная

    металлическая

    Вид частиц в узлах решетки

    Атомы

    Ионы:

    катионы, анионы

    Молекулы

    Атом-ионы

    Характер химической связи между частицами

    Ковалентная

    Ионная

    Силы межмолекулярного взаимодействия

    Металлическая связь

    Прочность связи

    Очень прочная

    Прочная

    Слабая

    Разной прочности

    Отличительные свойства веществ

    Твердыетугоплавкие, нелетучие, нерастворимы в воде

    Твердыетугоплавкие, нелетучие, растворимы в воде (многие)

    Хрупкие, легкоплавкие, при обычных условиях часто – жидкости или газы

    Металлический блеск, хорошие электро- и теплопроводность, ковкость, пластичность

    Примеры веществ

    Кремний, алмаз

    Поваренная соль, основания, хлорид кальция

    Йод, лед, «сухой лед»

    Медь, железо, золото

    5.Закрепление нового материала

    Установление зависимости свойств вещества от его строения

    Коммуникативная

    Продуктивная групповая коммуникация

    1,2

    Задают вопросы на уточнение и понимание нового материала, развивают и уточняют идеи друг друга; дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы

    6.Изучение нового материала

    Закон постоянства состава

    информационная

    Извлечение первичной информации

    2

    Воспринимает требуемое содержание фактической информации в монологе, извлекая необходимую фактическую информацию, определяя основные факты, события

    Для веществ молекулярного строения справедлив закон постоянства состава, открытый французским химиком. Используя информацию слайда и прослушав комментарии к нему, сформулируйте закон постоянства состава и назовите его автора. (слайд 14,15)

    Модельный ответ:

    Жозеф Луи Пруст. 1808 г.

    Молекулярные химические соединения независимо от способа их получения имеют постоянный состав и свойства

    7. Рефлексия

    Тренинг навыков рефлексии собственных состояний «умею-не умею/надо повторить»

    Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент)

    Оценка собственного продвижения (рефлексия)

    1

    Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности

    Определите сильные и слабые стороны собственного продвижения в изучении темы «Соединения химических элементов» и заполните таблицу. (слайд 16)

    содержание

    Умею (сильная сторона)

    Не умею (слабая сторона)/ надо повторить

    Воспроизведение формулировки закона постоянства состава

    Определение типа кристаллической решетки по виду химической связи в соединении

    Определение вида химической связи по формуле соединения

    8.Домашнее задание

    Параграф 22 из учебника «Химия – 8 класс»;

    -выполни задания 1, 6 после параграфа;

    -обрати особое внимание на слабые стороны, выделенные тобой при рефлексии

    (слайд 17)

    Файлы: приложение 1.ppt
    Размер файла: 2364928 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология