Автор конспекта:
Автор(ы): — Осипова Светлана Вячеславовна

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ п.Пригородный", учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Программа кружка Словотворчество, задачи которого заключаются в следующем:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развитие способностей свободно, нестандартно мыслить, умений передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Саратовской области

Управление образования администрации Петровского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа посёлка Пригородный Петровского района

Саратовской области».

Рассмотрено и принято на заседании методического объединения

Протокол № 1

Руководитель МО _________________

Михайлова С.С.

Согласовано:

_________________

Заместитель директора по учебной работе

___________________

Потапова М.В.

Согласовано:

________________

Заместитель директора, курирующий преподавание курса,

________________

Потапова М.В.

Утверждено:

Директор __________________

Корсаков В.А.

Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ ЗАНЯТОСТИ.

КРУЖОК «СЛОВОТВОРЧЕСТВО»

для обучающихся 5-8 классов

на 2012-2013 учебный год.

Направление – научно-познавательное.

Составитель: учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Осипова С.В..

Пояснительная записка.

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения — нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка«Словотворчество». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, наполненный идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Программа кружка рассчитана на обучающихся 5-8 классов и включает в себя 34 часа. Срок реализации – 1 год.

Занятия проводятся последовательно, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут. Целесообразно использовать красочные таблицы, схемы, раздаточный материал, презентации, тексты художественной литературы. В ходе изучения материала данного курса сочетаются такие формы организации учебной работы, как творческие практикумы, игровые упражнения, работа с текстами, словарями, памятками, обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Цель кружковых занятий: через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Задачи курса:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развитие способностей свободно, нестандартно мыслить, умений передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;

* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся должны знать:

— основы теории литературы;

— композицию литературного произведения;

— жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

— систему стихосложения;

— размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

— отличать прозаическое произведение от поэтического;

— писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

— подбирать рифму;

— рифмовать строфы в разных размерах;

— декламировать литературные произведения.

Содержание программы кружка «Словотворчество».

Что такое поэзия? Поэтические жанры.

Назначение поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Системы стихосложения. Виды систем стихосложения: античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая.

Размер стиха. Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Поэзия и штампы. Понятие «штамп» в литературе.

Стили речи. Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Поэзия и живопись. Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Музыка в поэзии. Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Календарно-тематическое планирование.

занятия

Тема занятия

Дата проведения

1

Что такое поэзия? Поэтические жанры.

2

Поэтические жанры.

3

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

4

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

5

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы.

6

Эпитет. Олицетворение.

7

Сравнение. Метафора.

8

Метонимия. Синекдоха.

9

Перифраз. Гипербола.

10

Системы стихосложения.

11

Системы стихосложения.

12

Размер стиха. Строфа. Стопы. Двухсложные стихотворные размеры (ямб, хорей).

13

Размер стиха. Строфа. Стопы. Двухсложные размеры стиха (ямб, хорей).

14

Трёхсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий).

15

Трёхсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий).

16

Рифма. «Поход за вдохновением».

17

Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая).

18

Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая).

19

Точная и неточная рифмы.

20

Точная и неточная рифмы.

21

Понятие «штамп» в литературе.

22

Поэзия и штампы.

23

Поэзия и штампы.

24

Стили речи.

25

Стилистические особенности языка.

26

Поэзия и живопись.

27

Поэзия и живопись.

28

Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

29

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

30

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

31

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

32

Итоговое занятие « Ярмарка талантов».

33

Итоговое занятие «Ярмарка талантов».

34

Литературный вечер «Это мой мир!».

Литература.

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;

4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произ­ведения и читательское восприятие школьни­ков. – Л., 1974.

5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

6. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

7. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002.

Файлы: кружок словотворчество.doc
Размер файла: 73728 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология