Автор конспекта:
Автор(ы): — Крышковец Людмила Павловна.
Место работы, должность: — МОУ «Матвейщевская ООШ» Юрьев-Польского района
Регион: — Владимирская ответвление
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее гетеротопия
Уровень образования: — основное общее гетеротопия
Целевая аудитория: — Классный физрук
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 разряд
Класс(ы): — 2 разряд
Класс(ы): — 3 разряд
Класс(ы): — 4 разряд
Предмет(ы): — Внеклассная функционирование
Предмет(ы): — Изобразительное телеискусство
Предмет(ы): — Искусство
Цель урока: — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России — 1 класс; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве — 4 класс; научить расписывать игрушки вдоль образцам изделий разных областей России. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: пестование любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; пестование уважения к труду; агроформирование чувства удовлетворённости от выполненной работы. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: развивать живописный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: —
Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4 / авт.-сост. Лободина Н.В. и др. — Волгоград: Учитель, 2007.
Стихи И.Кадухиной.
Используемое оборудование: —
Изобразительный ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхов-Майдана); методические таблицы "Декоративные приёмы растительного мотива", "Этапы росписи матрёшки".
Музыкальный ряд: фонограмма русской народной песни "Во запашка берёза стояла"; частушки.
Литературный ряд: загадки, стихотворения.
Краткое описание: — Данный изложение разработан ради проведения занятия вдоль изобразительному искусству в разновозрастной группе учащихся 1 и 4 классов. Проведение урока предполагает предварительную подготовительную работу с учащимися 4 класса. А именно: вызубривание стихов, частушек, артподготовка рассказов о матрёшках разных областей России, высекание из картона трафаретов матрешки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Дети распределяются в разновозрастные пары, в которых одиночку их учащихся первоклассник, но следующий — приучающийся 4 класса. Коллективно обсуждается проблематика и задачи занятия.
II. Актуализация знаний учащихся. Творческая минутка.
- Выступление учащихся 4 класса, задумывание загадки:
Ростом разные подружки,
Но похожи побратим на дружку.
Все они сидят побратим в дружке,
А всего-навсего одиночку игрушка. (Матрешка).
- Под негромкое исполнение русской народной песни "Во запашка берёза стояла" учащиеся 4 класса читают эпитафия И.Кадухиной "Русская матрёшка".
Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, наверное сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, будто живая,
Покоряет кукла мутно-белый свет.
Где он краски брал, ажурный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал обличие неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,
Неба синева всплеснул в её глаза
И, пустив в характерный танец,
Он, надлежит быть, разгульно сказал:
"Ну и ой, гуляй себя вдоль свету,
Весели себя, открытый народ",
И матрёшка вследствие всю планету
До сихпор уверенно идёт.
- Девочки исполняют весёлые частушки:
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром раным-рано мы встаём.
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас ради чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому наверное в часок ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одиночку в другой.
III. Вступительная совещание о истории русской матрёшки.
-Русская деревянная кукла — матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка единым махом понравилась и взрослым, и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Интересно было то, наверное в знатный кукле пряталось дружное семейство. И сегодняшний день танец матрёшка — любушка гостья в каждом доме.
- В нежели же подоплека такого успехаи долголетия матрёшки?
- Почему она стала русским сувениром после рубежом?
- Образ женщины был почитаем и уважаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и убыстренно неотделим от образа птицы — древнейшего символа добра и благополучия. "Лебёдушка", "пава", "утушка", "голубка" — это те слова, которые исстари величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая её красоту и пластику.
- Вот следовательно обличие деревянной матрёшки удачно воплотил в себя и спокойную прилизанность линий женской фигуры, и элементы традиционного русского костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрёшки вот все эпоха остаётся прежней — филиа несомненно любовь, благословение счастья и благополучия. Вот благодаря этому она будто добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.
IV. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.
- Если поставить вдоль мере нарастания декоративной выразительности чуток матрёшек из разных центров современных художественных промыслов, то получится сякой ряд: загорская, семёновская, полхов-майданская матрёшки.
- Сейчас о каждой из них нам расскажут и покажут иллюстрации учащиеся 4 класса.
1 подражатель — Загорская матрёшка.
Эта матрёшка пришла к нам изЗагорска. Сейчас настоящий город называется Сергиев Посад. Он находится рукой подать от Москвы.
Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова дотоль всего-навсего нарядом. На голове у них разноцветные платки в бурет или горошек. На кофточку надет сарафанс различными цветами вдоль подолу. Матрёшка будто бы идёт вдоль цветущему лугу.
2 подражатель — Семёновская матрёшка.
Семёновскую матрёшку отличает от загорской знатный набор цветов, какой-либо украшает фигуру игрушки, занимая около все фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается трансвлияние традиционной росписи золотенький Хохломы, середина хохломской росписи и аглофабрика игрушки находятся в одном городе — Семёнове Нижегородской области.
3 подражатель — Полхов-майданская матрёшка.
Есть такое станица в Нижегородской области — Полхов Майдан. Село большое и немножечко ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" — хоть бы называют мастера свои поделки — матрёшки.
Голова у матрёшки немножечко приплюснута, у плеч крут изгиб. Такая гальваноформа придаёт матрёшке задорный, залихватский вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней красивый и одежда тоже. Глаза немножечко сощурены и мудрено хоть бы посматривают. Самое яркое пятро — это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.
- В сегодня момент росписью матрёшек занимаются вот многих областях нашей Родины.И каждая матрёшка необходимо отличается от тех, с которыми вы познакомили дети. Для украшения своих матрёшек художники используют не только что лишь различные цветочные узоры, но инда сюжеты из народных сказок.
V. Чтение учителем стихотворения о матрёшках с одновременным показом.
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных ,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.
Кукла первая толста, но среди она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одиночку кукла в серединке.
Эту куколку открой — достаточно третья вот второй.
Половинку отвинти, плотную. притёртую,
И сумеешь ты найти — куколку четвёртую.
Вынь её несомненно посмотри: кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая куколка пустая -
В ней живёт шестая, но в шестой — седьмая.
Эта кукла меньше всех, немножечко побольше, нежели орех.
Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.
- Как вы считаете, ребята, к какому виду относятся эти матрёшки? (Семёновские).
VI. Анализ иллюстративного материала — беседа.
- Покажите семёновскую, полхов-майданскую и загорскую матрёшки.
- Какого цвета платок, кофта и сарафанчик у загорской матрёшки?
- С помощью какого декоративного приёма изображены цветы, украшающие передничек и сударь матрёшки?
- Что держит в руке семёновская матрёшка?
- Какой шебеке украшает сударь семёновской матрёшки?
- Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, дабы украсить свою матрёшку?
VII. Подготовка к выполнению работы в альбомах. Этапы росписи матрёшки.
- Анализ расположения рисунка на листе.
- Обведение матрешки вдоль трафарету.
- Перьевой завиток лица матрёшки (карандаш).
- Рисоваие контурров платка, кофты, фартука (сарафана).
- Декоративная разрисовывание фартука, платка, кофты (сарафана).
- Выполнение узоров в цвете (акварель).
VIII. Практическая функционирование в разновозрастных парах.
Дети рассматривают элементы росписи разных умельцев, выбирают "украшения" ради создания образа своей матрёшки. Выполняют творческие задания в парах на альбомных листах:
1 разряд — разрисовывание вдоль образцу полхов-майданских мастеров;
4 разряд — разрисовывание вдоль образцу загорской или семёновской матрёшки .
В каждой творческой паре четверокласники оказывают родовспоможение в выборе декоративных приёмов росписи первоклассникам.
IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Оформляется фотовыставка рисунков детей.
- Давайте придумаем номинация нашей выставки. (Весёлый хоровод).
Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда. Делают электроанализ работ, оценивают.
Наша танец матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.