Автор конспекта:
Автор(ы): — Фуфлыгина Е.В.

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №18, учитель начальных классов

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование
Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Тема:«Кто такие птицы?»

Цели:

1. Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

2. Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.

3. Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное; формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.

Оборудование: ТСО, компьютер,мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,учебник «Мир вокруг нас» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), перья птиц, ножницы, стаканчик с водой.

Планируемые достиженияучащихся: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями; научиться приводить примеры птиц.

Ход урока

Ι. Организация класса.

— Здравствуйте ребята! Сейчас начнется наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

ΙΙ. Актуализация знаний.

— Ребята, посмотрите на столе у меня конверт. Как вы думаете от кого он?

Давайте посмотрим, что в нем. Ой, да тут загадки. Муравей- вопросик хочет , чтобы мы их отгадали.

Не зверь , не птица, Нос как спица,

Летит – пищит, сядет- молчит.

Кто его убьет. Тот кровь прольет. (комар)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку
Прыгает пружинка-

Зеленая спинка. ( кузнечик)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Черный жилет,

Красный берет
Нос как топор,

Хвост как упор. (дятел)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)

Молодцы! (картинки повесить на доску)

ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока

-На какие 2 группы вы разделили слова- отгадки? (насекомые и птицы)

-Что вы знаете о насекомых?

-Приведите примеры насекомых.

-Осталась у нас еще одна группа. Как вы думаете ,о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Чему будем учиться?

Открыть на доске тему урока «Кто такие птицы?»(читает ученик)

ΙV. Работа по теме урока.

Муравей Вопросик приглашает нас в лес на прогулку. Положите голову на парту и представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. Какие запахи можно почувствовать?

(Включить запись с голосами птиц)

-А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц).

-Какие звуки можно там услышать?

— Как нужно себя вести в лесу?

ΙV. Постановка проблемного вопроса.

— Послушайте кого увидел в лесу Муравьишка.

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух,созывая курна насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь.А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожеена белку.

— Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы — подумал Муравей.

Действительно ли все они — птицы?

— А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица— птица, бабочка— насекомое).

— Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?» Откройте учебник на стр.36 и рассмотрите этих животных, которых увидел Муравьишка.Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга.Птица ли она?

-А летучая мышь— птица?

V. Изучение нового материала.

1. Выявление существенного признака птиц.

— Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных.

Наверное, важный признак для птиц – умение летать?

А все ли птицы умеют летать?

-А какие птицы не могут летать? (пингвин, страус ) Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Как вы считаете, что это за признак? (этот признак — перья).Слайд 1

— Кто такие птицы?Включить звук на комп.(Животные, тело которых покрыто перьями).

2. Знакомство со строением тела птицы. Работа по учебнику.

— Давайте познакомимся со строением птицы. Откройте учебник на стр. 36. Рассмотрите строение птицы на примере голубя.

-Какие части тела можно выделить?

— А форма тела птицы вам ничего не напоминает?

Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Птичий носне только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом.Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная.У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без клюва птица – как мы без рук.

У птицы 2 ноги.Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц. –

Слайд 2Каких птиц ещё видите на доске? Докажите, что это птицы. ПрочитайтевыводМудрой черепахи по учебнику на стр.37

-Ребята, посмотрите , а кто это летит вместе с Муравьишкой?

-Дома можете составить сказочную историю по этому рисунку.

— А сейчас я проверю, как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, клюв, шея) или ребёнок у доски показывает все части тела птицы.

Физкультминутка

Совушка-сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Ножками топ-топ,

Крылышками хлоп-хлоп,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

3. Практическая работа .

— Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

— Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых.А чем они занимаются? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся. У вас на столах лежат разные перья.

— Сравните перья. Чем различаются? Чем они похожи? (Размер, форма, окраска – одинаковое строение).

— Каждое перо имеет стержень.Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.)

— А еще у пера есть бородки.Найдите их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых перьев. Аккуратно разъедините бородки. Как соединены бородки между собой у больших перьев? (Есть маленькие крючочки, у маленьких – крючочков нет).Для чего птицам нужны большиеперья? И называют ихполётными.

Маленькиепёрышки -они мягкие, пуховые перья.Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).

— Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (Они очень легкие).

— Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. (Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня) Да, перо полое, внутри пусто.

— Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости.

Вывод по практической работе:

— Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья.Перо имеет стержень и бородки. Большие перьяна крыльях помогают птицам летать,маленькиеперья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

— Скоро зима.Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

— Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). У павлина очень красивый и яркий хвост.

VI.Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.

Слайд 3.Посмотрите на доску и назовите птиц .

-Каких птиц вы еще знаете?

Каких птиц вы видели на нашем поселке? Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Есть птицы, которые тоже занесены в Красную книгу. Это серый журавль, филин, серая куропатка, беркут, малый лебедь, и другие. (показать красную книгу)

VII. Итог урока. Рефлексия.

— Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?

— Какое задание на уроке было самым интересным?

-Какое открытие сделали?

— Было ли трудно?

— Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. — Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».

Краткое описание: — Урок получения новых знаний по теме "Кто такие птицы" в 1 -ом классе.На уроке дети познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся различать птиц,познакомятся с птицами нашей местности, занесенными в Красную книгу.

Файлы: Документ Microsoft Office Word.docx
Размер файла: 0 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология