Автор конспекта:
Автор(ы): — Пак Марина Юрьевна

Место работы, должность: — мэтр русского языка и литературы МОУ СОШ №5, г.Искитим, Новосибирской области

Регион: — Новосибирская раздел

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее намывка

Класс(ы): — 5 разряд

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учительный материал

Краткое нозография ресурса: — В методической разработке представлены следующие материалы: • солеразработка урока литературы в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме: « Кто вы, первые русские святые?» Изучение «Сказания о Борисе и Глебе»); • головоломка «Жанровые особенности житийной литературы»; • феерия учителя; • занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»; • феерия учащихся.

Автор ресурса — Пак марина Юрьевна

Пояснительная записка

Курс «Духовная литература» является сквозным в программе А.Г. Кутузова, на ознакомление темы в 5-ом классе отводится 6 часов.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

Духовная литература. Библия

1

2.

Новый Завет.

РР Притчи Иисуса Христа

1

3.

В мире древнерусской литературы

1

4.

Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)

1

5.

Работа над проектом «Житие Бориса и Глеба»

1

6.

Защита проекта

1

Этот полветра открывают уроки по Библии, которые становятся опорой и задают

этические и эстетические образцы христианского сознания.

Непосредственное ознакомление «Сказания о Борисе и Глебе» предваряет задача по теме: «В мире древнерусской литературы», на котором были рассмотрены вопросы:

· возникновение древнерусской литературы;

· мироощущение средневекового человека;

· жанры религиозной литературы;

· житийный канон.

Изучение «Сказания о Борисе и Глебе» является первым знакомством пятиклассников с древнерусской литературой в этом разделе. Материал смертельно глубокомысленный с тем чтобы восприятия подростков. На уроках, отведенных на ознакомление жития, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как

святой

икона

житийный канон

страстотерпцы

добродетель

порок

жанр жития

христианское мировоззрение

контраст.

Понятия довольно сложные не только с тем чтобы ребёнка, так и с тем чтобы взрослого человека.

Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и немудрено откликаются на «чувства добрые», им только требуется в этом помочь… Житийная агиография возвращает нас к национальным истокам: смирение, милосердие, совестливость. К тому же психологи отмечают, точно будто аккурат эмоциональные переживания способствуют лучшему запоминанию информации. Мы испытываем радостность ото познания, когда-либо открываем новое. Процесс удивления, пожалуй, прямо яркий: ничто столь не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, точно удивительное. Компьютерные технологии помогают решить проблему наглядности.

Мультимедиа компоненты урока

1. Кроссворд (файл krossvord.htm).

2. Презентация учителя (файл Презентация учителя.ppt).

3. Занимательный тренажёр (файл ludi.htm).

4. Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt).

Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».

Поскольку учащиеся имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, данный тип работы помогает войти в тишина жития и активизировать познавательную инициативность пятиклассников.

Презентация применяется учителем на протяжении только урока, выполняя следующие функции:

1. Ознакомительную

  • вхождение в тишина древнерусской литературы;
  • знакомство с особенностью эпохи;
  • перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в реноме Бориса и Глеба). Слайды №3 — №6, №8 — №12, №18, №20 — №26.

2. Учебную

  • вопросы с тем чтобы обсуждения, слайд №7;
  • работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 — №14;
  • решение исследовательской задачи, слайды №15 — №16;
  • работа С схемой «Образ тест в христианском понимании», слайд №17;
  • закрепление понятия жанра жития, слайд №19.

3. Информативную

  • информация о домашнем задании, слайд №27.

Презентация учителя на данном уроке способствует более глубокому восприятию текста, причём учащиеся не заторможенно воспринимают информацию, так учатся слушать, наблюдать, думать.

Слайды №3 — №6 сопровождаются выступлениями загодя подготовленных учеников

Во крон совместного обсуждения пороков и добродетелей (слайды №13 — №14), засыпание таблицы происходит на интерактивной доске. После этого появляется слайд №14. Учащиеся сверяют свои записи и оценивают себя.

Во крон знакомства с образом тест в христианском понимании (слайд №17) стрелки на опорной схеме, которые появляются не сразу, так по щелчку, играют роль подсказки, направляющей мысли ребят. Причём пролонгирование цитаты появляется вдобавок по щелчку позднее обсуждения вопроса: «Какое феерия о жизни и отношениях посередине людьми отражено в этом рисунке?». На мой взгляд, без наглядной схемы и направляющих вопросов пятиклассникам непросто было бы понять данный материал.

А столь не хочется, с тем чтобы древнерусская агиография воспринималась современными школьниками, точно латынь… Поэтому постаралась вовлечь ребят в работу над проектом по данному произведению.

При работе С слайдом №19 учащиеся должны внести необходимые исправления и добавить недостающую черту жанра жития (устно), позднее этого по щелчку (2 раза) появляются правильные ответы.

Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси».

Задание выполняется попарно и помогает поверить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагался иллюстрационный материал изо презентации учителя.

Работа над проектом

После рассмотрения «Жития Бориса и Глеба», учащиеся продолжили работу в группах, собирая материал о князе Владимире, о Борисе, о Глебе, о Святополке и представили нечужой материал в виде презентации.

Перед изучением сказания разряд разделился на группы: «Владимировичи», «Борисовичи», «Глебовичи», «Историки» (сбор сведений о Святополке).

Цель – развитие познавательных интересов учащихся, умений самодостаточно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Время выполнения работы: 2 недели.

Режим работы: урочно-внеурочные занятия.

Подготовительный этап

Определение темы;

выбор рабочих групп и распределение ролей;

определение источников информации, представление задач;

выбор критериев оценки.

Основной этап
Разработка проекта
(сбор и детализирование информации)

Заключительный этап
Защита проекта

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри

Критерии оценки

Содержание

Оформление

Выступление

ü глубина материала

ü наличие иллюстративного материала

ü грамотность речи

ü логичность изложения

ü отражение идеи исследования

ü убедительность, квалифицированность отвечать на вопросы

ü критичность

(Собственные выводы)

ü выдержанность стиля

ü выразительность речи, артистизм

Материалы урока и проекта учащихся удачно апробированы, пятиклассники проявили огневой неравнодушие к духовной литературе. Теперь они немудрено узнают «блаженных» героев в других произведениях.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы повышает неравнодушие учащихся, создаёт рьяный настрой детей на уяснение информации, формирует целостное обращение к знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа — и Интернет-ресурсов.

Используемая литература:

1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина – Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.

2.Приложение к журналу «Литература в школе» № 2-2005.

3. Православный календарь, 2008. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6471.htm

4.Храм святого равноапостольного князя Владимира http://www.kv.orthodoxy.ru/

5.Что такое православная икона? http://icona.ru/

6. Сказание о Борисе и Глебе. Историко-филологический урок-диалог. Анна ТКАЧЕНКО, мэтр литературы Сергей СЕЛЕМЕНЕВ, мэтр истории Новосибирск

7. sch175.edu.mhost.ru/texts/other/boris_gleb.html

Файлы: krossvord.rar
Размер файла: 9449 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология