Автор конспекта:
Автор(ы): — Арефьева Ю.В.

Место работы, должность: — МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ» библиотекарь

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Библиотекарь

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология

Цель урока: — Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемое оборудование: —

Мультимедиа, плакаты с цитатами, высказываниями, подборка книг «О культуре поведения и общения», карточки: слова – сорняки, правильное ударение.

Краткое описание: — Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Библиотечный урок
«Культура речи» (5-7-е классы)

Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.

Оборудование: мультимедиа, плакаты с цитатами, высказываниями, подборка книг «О культуре поведения и общения», карточки: слова – сорняки, правильное ударение.

Ход занятия

Библиотекарь: Здравствуйте ребята! У нас сегодня библиотечный урок «Культура речи». Все учителя хотят, чтобы вы, ребята, были образованными, культурными. Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.
А что значит, быть культурным человеком?
Что нужно делать для этого? (ответы: здороваться, чисто и опрятно одеваться, уважать старших, помогать младшим умение правильно говорить и т.д.)
Да, ребята, культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться.
Как вы думаете, почему учителя заставляют вас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений?
Дети: ответы

Библиотекарь: Совершенно правильно, на литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать?
Дети: Они овладели культурой речи.

Библиотекарь: Что же такое культура речи?

Ученик: Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.

Библиотекарь: Задумывались ли вы, ребята, над тем, что такое язык?

Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Ученик: Язык — это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И.Куприн)
Ученик: Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
(М.Горький)
Ученик: Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н.Толстой)

Ученик: На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.
Стихотворение « Наш язык»

На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
Гордиться вправе ты, француз,
Французским языком,
Ты говоришь всегда
На языке своем.

Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.

А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот на русском говорю
Уже 13 лет.

Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч,
И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат
На русском языке,
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!

И Менделеев дал закон,
На русском языке!
«Долой царя!» — народ сказал
На русском языке!

Библиотекарь: Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» — слова всем известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

Что значит любить, «беречь» свой язык?

Ученик: Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.
Родной язык – это оружие в борьбе за знание. Будешь хорошо владеть русским языком – будешь правильно и ясно отвечать на уроках.
Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление о его грамотности, начитанности, культуре.

Ученик: Ребёнок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью он не расстаётся на протяжении всей жизни. Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.

Ученик: стихотворение Эли Куклиной «Родное слово».

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело»-
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомниться наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло,
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»
Пред тобою – сразу вся Россия!

Библиотекарь: В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинение определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

Прежде всего речь должна быть грамматически правильной.
Послушаем «Рассказ школьного портфеля» о мальчике Пете, который
не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед.
Ему уже 12 лет
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет..»
«Закрой магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу… Пекёт блины…»
И до меня дошел черед
Портфель он «портфелем » зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя…
— Петя! – несется со двора -
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша «Петя»,
Ведь ты большой, а не дитя!
«Петя» обижен на ребят,
Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Ребята! Кто из вас не прочь
Несчастному «Пете» помочь,
Чтобы мальчишка смог опять
Обыкновенным Петей стать? (Ю.Тимянский)

Библиотекарь: Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения.
Как же помочь Пете, ребята?
Дети: Да, во всех словах нужно правильно ставить ударения.
Библиотекарь: На моем плакате трудные по произношению слова. В них надо правильно поставить ударение. Кто расставит?

Магазин, портфель, километр, квартал, аргумент, случай, предмет, красивее.

Хорошо, а теперь давайте проверим у всех ли правильно поставлено ударение.

Магазин, портфель, километр, квартал, аргумент, случай, предмет, красивее.

Запомните!

Библиотекарь: Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; в польском – почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях. И у вас было домашнее задание: вы должны били дать объяснение значений таких слов:

А’ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.

АТЛА’С Шелковая гладкая блестящая ткань…

И’РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.
ИРИ’С Сорт конфет в виде кубиков коричневого цвета…

МУКА’ Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.
МУ’КА Сильное физическое или нравственное страдание. Терпеть ужасные муки. Адские муки. Из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Муки голода…

ХЛО’ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).
ХЛОПО’К Короткий удар, преимущ. в ладоши. Хлопки выросли в овацию.

О’РГАН Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств (глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания.
ОРГА’Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…

ПА’РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.

ПАРИ’ТЬ Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет.

ТРУ’СИТЬ Испытывать страх, обнаруживать трусость, робость. Окружавшие его люди помалчивали: они не то трусили, не то посмеивались. Тургенев.

ТРУСИ’ТЬ Бежать, ехать мелкой рысцой. Лошадь трусила по мостовой. Едет парень молодой, ямщичок обратный: не спешит, трусит слегка. Некрасов…

Хорошо! С заданием вы справились.

Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду.
Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие стали нашим повседневным явлением, с которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний хамам за их слова в общественных местах. Скорее всего, из чувства самосохранения. Давно уже не краснеют девушки от скверных слов, сказанных в их присутствии.
Как же помочь «великому и могучему» русскому языку выжить, сохранить его?

Дети: (не сквернословить, правильно говорить, быть вежливым, не произносить вульгарных слов, почтительно относится к другим языкам).

Библиотекарь: Да, ребята, выжить русскому языку очень сложно. И особенно приятно, что у нас в Республике проходила просветительская акция «Чистое слово», призванная объединить усилия взрослых и детей в противостоянии засорению и порче родного языка, в решении проблемы сохранении культуры и богатства речи. Надо стараться всегда говорить просто и правильно, не употребляя в разговоре грубых слов и выражений. Ведь доброе слово – бальзам для души, дурное яд.
(Фото) У нашего татарского просветителя, языковеда и писателя Каюма Насыри (1825-1902) есть замечательные наставления.
• Наставление 89: О сын мой, не произноси слов, способных огорчит людей. Ты невзначай обронишь слово, а оно ранит, обидит кого-нибудь. Бойся причинять обиды.
• Наставление 67: Человеку, прослывшему лжецом, не поверят, если даже слова его – чистейшая правда. Соврёшь один только раз – а доверия на всю жизнь лишишься.
• Наставление69: О сын мой, слово – что стрела, пущенная тетива, хорошо подумай, прежде чем сказать. Сказанного не вернёшь.

Библиотекарь: Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова- сорняки: значит, так сказать, это….

Посмотрим сценку, как некоторые ученики засоряют свою речь пустыми, бессмысленными словами.

Витя: Ну вот, понимаешь, сегодня, значит, меня по этой самой истории вызвали. Я, это самое, вопрос, значит…, о строительстве, так сказать, Петербурга. Ну вот, я и говорю. Строительство, значит, затеял это самый король, фу …. царь, ну как его…, аха, вспомнил: Петр I . Строительство, так сказать, длилось, понимаете, 7 лет, да нет, много лет. Ну и раз затеял строить Петр I, то, значит, ясное дело, потом город стал называться Петроградом. Ну вот, понимаешь, вроде, здорово, значит, я так отвечал, а поставили, понимаешь двойку… Ну, а у тебя, значит, того…, что нового?

Вася: Ну, а я понимаешь, на футболе был. Ну и классно всыпали, понимаешь наши, значит, этим самым, мировецки вкатали…, вмазали колосеально…, фактически, понимаешь! Ну, а после обеда, знаешь, в киношку ходил.

Витя: Ну, как картина?

Вася: Люкс! Понимаешь, так здорово, что не могу… Сначала, значит, он вдруг узнает, где партизаны, потом убегает, а потом… Ну, понимаешь, одним словом, так здорово. Потом, кажется, он все-таки прибежал и пошел действовать, значит, так здорово. В общем, здорово было…

Библиотекарь: Вы, ребята, что-нибудь поняли из того, что Вася тут рассказывал? Я ни слова. Очень печально, когда в разговоре не находят нужных слов. Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин. Инсценировка «Рецепт».

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В пятом «Бы»
Доктор: В пятом «бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко и весело. Гм. А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…
Доктор: Порядочек… Железно… (берет у Пети градусник). Ну-ка, открой рот.

Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из нее ты узнаешь, как нужно говорить.

Библиотекарь: Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи.
Прочти, Сережа.
«Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда, побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам».

1 вед. Хорошо написал Сережа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.
Сережа: (взмахнув портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда, вали.
Миша: Ну, как контрольная прошла?
Сережа: Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино. Там говорят фильм идет такой блеск!
2 вед. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа: А у меня 2 языка: один для занятий, а другой для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.

1. вед. Как вы думаете, правильно поступает Сережа?

2 вед. А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Галька… Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением.
А мы, живем в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах.
О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.

Как его зовут.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.

Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы…мы скажем вам – спасибо!

Библиотекарь: Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. Поднимите руки, кто когда-либо употреблял грубые слова, только честно. Думаю, после сегодняшнего урока о культуре речи такого больше не повториться. Как много разных слов, приятных нашему слуху, добрых, умных, мудрых слов, а сердце русское любит нежность и сердечность.

Давайте с вами повторим: основные правила по культуре речи.

Основные правила по культуре речи:

1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
2. Говори только о том, что знаешь.
3. Не спеши высказывать свои мысли.
Помни, что говорить не думая – все равно, что стрелять, не целясь.
4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
5. При разговоре не размахивай руками.
Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6. Не говори быстро, не проглатывай слова.
7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.
8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
9. Не давай кличек своим товарищам.
Запомни эти правила и выполняй их.
Итог урока:

Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

На этом наш библиотечный урок «О культуре речи» заканчивается, и я хотела бы ещё раз вам пожелать любить свой родной язык, учиться думать, анализировать свою речь, учится красиво говорить. Всем спасибо!

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология