жидкая гидроизоляция пола Клиент обратился с проблемой протечек. Для её предотвращения и во избежание в будущем, была выполнена гидроизоляция кровли. В ходе работ по гидроизоляции была использована двухкомпонентная напыляемая полимочевина.

Автор конспекта:
Автор(ы): — Маканова Людмила

Место работы, должность: — МОУ СОШ №21,г.Волгоград,учитель физики

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

формирование у детей негативного отношения к курению путём разъяснения вреда, наносимого здоровью веществами, содержащимися в табачном дыме; выработка умений и навыков решения задач по теме «Радиоактивный распад».

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — формирование у детей негативного отношения к курению путём разъяснения вреда, наносимого здоровью веществами, содержащимися в табачном дыме; выработка умений и навыков решения задач по теме «Радиоактивный распад».


Курение или здоровье?

Комбинированный урок здоровья. 11-й класс

Вместе с дымом от вас уходит здоровье, которое очень трудно вернуть.
Ещё не поздно подумать об этом!
Табак приносит вред телу,
разрушает разум, отупляет целые нации.
Оноре де Бальзак

Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведённого в дым.
Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты.

Ф.Г.Углов, член АМН

Каждая новая затяжка сигаретой сокращает человеческую жизнь по меньшей мере на
один вдох, а каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 15 минут.
Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.

Г.Лессинг

Цель урока: формирование у детей негативного отношения к курению путём разъяснения вреда, наносимого здоровью веществами, содержащимися в табачном дыме; выработка умений и навыков решения задач по теме «Радиоактивный распад».

Оформление: эпиграф и цитаты на плакатах.

Оборудование и материалы: на каждом столе – тексты задач, словарик.

Никотин – яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.

Смолы – канцерогенные вещества, которые образуются при сгорании табака (бензопирен).

Угарный газ – один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

Табачный дёготь – концентрат жидких (органические кислоты, эфирные масла, аналин и др.) и твёрдых (частицы углерода, канцерогены, полоний-210) веществ.

Радиоактивность – самопроизвольное превращение ядер одних химических элементов в ядра других химических элементов.

Учитель. Ребята, мы уже знаем, что Всемирная организация здравоохранения 7 апреля ежегодно отмечает День здоровья. В 1988г. он прошёл под девизом «Курение или здоровье – выбирайте сами!». Сегодня мы проведём урок здоровья. Многое из того, что вы услышите, уже известно. Вам об этом говорили на уроках биологии, на классных часах. Сегодня на уроке мы узнаем, какова же связь курения и физики. Вы подготовили небольшие сообщения из истории приобщения европейцев к курению, о пути табака в Россию, о вредных свойствах табака. Итак, первое сообщение.

Сообщение № 1. 12 октября 1492 г. матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двинулись к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя – Сан-Сальвадор. Это название носит с тех пор один из Багамских островов. В числе подарков местные жители преподнесли Колумбу сушёные листья растения петум. Они курили эти листья, подсушенные на солнце и свёрнутые в трубочки.

В поисках золота Колумб направился дальше, к югу, и 27 октября 1492 г. высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и травой, употребляемой для курения, которую они называли сигаро. Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из неё три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».

25 декабря 1492 г. корабль «Санта-Мария» потерпел аварию вблизи острова Гаити. С помощью местных индейцев команда разобрала остов судна и построила форт «Новедад», что означало «Рождество». Колумб с частью экипажа отправился в Европу. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей.

Какой притягательной оказалась сила табака… И растение, получившее название по имени провинции Табаго на острове Гаити, начало своё «победоносное» шествие по странам и континентам.

Учитель. После второго похода Х.Колумба (1493–1496гг.) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны, а в период Великих географических открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1595 г. через Архангельск, а затем начал культивироваться на российской земле.

Вредные свойства табака до XIX в. практически не были изучены, и врачи ничего не имели против курения. Привычка же эта подкреплялась мощной рекламой различного рода курительных трубок и других принадлежностей курильщика. Теперь-то мы знаем о наркотических свойствах никотина, но в те далёкие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Например, считалось, что табак целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов и т.д. Из каких же веществ состоит табачный дым? Каков физико-химический механизм курения? Об этом – следующие сообщения.

Сообщение № 2. В состав табака входят многие вещества, среди которых есть обычные, присущие всякому растению, и специфические, присущие только табачным листьям. Среди первой группы веществ можно назвать белки (около 10% от массы табака), углеводы (до 20%), органические кислоты (около 10%). При сжигании табака образуются смолы (7–14%) и испаряются эфирные масла (около 1%) – они-то и придают специфический аромат.

По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости общей массой табака 20г образуется: 0,0012 г синильной кислоты; 0,0012 г сероводорода; 0,622 г пиридиновых оснований; 0,18 г никотина; 0,64 г аммиака; 0,692 г оксида углерода и не менее 1 г концентрата из жидких и твёрдых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемых табачным дёгтем. В последнем содержится около сотни химических веществ, в том числе бензопирен, бензатрацен, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и др. Все эти вещества оказывают вредное действие на наш организм.

Сообщение № 3. Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожжённый и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) курильщик всасывает в себя воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступают в лёгкие. Для выкуривания папиросы (сигареты) обычно требуется 12–18 затяжек. Табачный дым представляет своеобразную физико-химическую систему, состоящуюиз воздуха и взвешенных в нём продуктов горения табака.

Содержание вредных веществ в табачном дыме зависит от вида табака, способов его предварительной обработки – вяления, сушки, ферментации и др., – а в готовых изделиях – от сортности, влажности и даже скорости курения.

Учитель. При сжигании табака образуется дым, в котором множество вредных веществ, но самыми вредными считаются никотин, угарный газ и табачные смолы. Обратитесь к словарю.

Никотин заставляет наше сердце биться быстрее, из-за чего оно изнашивается, а главное – заставляет человека привязаться к сигарете, привыкнуть к ней и стараться курить всё больше и больше. Угарный газ мешает организму получать кислород, столь необходимый для всех органов. Табачные смолы загрязняют наши лёгкие и приводят к их заболеванию, – многие курильщики часто кашляют. Токсичными составляющими табачного «коктейля» помимо никотина, оксида углерода и канцерогенных смол являются соединения азота, металлы (особенно тяжёлые – ртуть, кадмий, никель, кобальт и др.) и радиоактивные вещества.

До недавнего времени самым ядовитым компонентом табака считался никотин. Но исследования последнего времени позволили отобрать у него пальму первенства и передать её радиоактивным веществам, которые табак в большом количестве «улавливает» из почвы, воды и воздуха, особенно там, где отмечается повышенный фон радиации. Давайте вспомним, что мы знаем о радиоактивности? Что такое радиоактивность? Что представляют собой альфа- и бета-частицы? Какова их проникающая способность? Что такое -распад ядер и каково правило смещения Содди при -распаде? Что такое -распад ядер и каково правило смещения Содди при -распаде? Что такое изотопы? Что такое период полураспада? В чём заключается закон радиоактивного распада? (Фронтальная беседа.)

Многие химические элементы вообще, и радионуклиды в частности, при попадании в организм извне распределяются в нём не равномерно, а сосредотачиваются в отдельных органах вследствие предопределённых генетикой биохимических процессов. Например, в щитовидной железе накапливается йод, в печени – кобальт, цезий и плутоний, в яичниках – калий, кобальт и цезий, в лёгких – полоний, радон и плутоний, в почках – цезий, в костной ткани – стронций и радий.

Крайне ядовитым радиоактивным изотопом единодушно признан полоний-210, период полураспада которого исчисляется многими десятками и сотнями лет, а это означает, что он может накапливаться в самых различных органах и тканях, не только разрушая их, но и повреждая аппарат наследственности. Подсчитано: в бронхах и моче курящих количество полония-210 в 6–7 раз больше, чем у некурящих. Давайте решим задачу.

Задача № 1. Через сколько времени распадётся 60% радиоактивного полония-210, если его период полураспада 138 суток? (Ответ. 182,4 сут.)

Учитель. Мы уже знаем, что если источник ионизирующей радиации находится вне организма, то речь идёт о внешнем облучении. Другой способ «поймать дозу» – допустить попадание радионуклидов в усваиваемой форме внутрь организма с воздухом, пищей и водой. Тогда, накапливаясь в критических органах, радионуклиды начинают облучать организм изнутри, превращаясь в радиотоксины. Это внутреннее облучение. При таком облучении наиболее опасны -излучатели. В табачном дыме содержатся радиоактивные вещества (полоний, висмут, цезий, свинец), которые, как мы сказали, избирательно накапливаются в лёгочной ткани, спинном мозге, лимфатических узлах и эндокринных железах. Они задерживаются там на многие месяцы и годы, и чем больше стаж курильщика, тем их больше. Полоний и свинец – главная причина злокачественных опухолей. Запомните: даже сигареты с фильтром опасных изотопов не задерживают!

Решим следующие задачи.

Задача № 2. Напишите реакцию -распада изотопа свинца-210.

Задача № 3. Напишите реакцию -распада ядра полония с массовым числом 210.

Задача № 4. Какой изотоп образуется из полония с массовым числом 210 после двух -распадов?

Учитель. Кто из молодых людей, вступающих в брак, не мечтает стать отцом или матерью? Родительское счастье – высшая ценность семейной жизни. Но, к сожалению, не всем удаётся осуществить свою мечту. Причин этому много, и одна из них – вредные привычки, в том числе курение.

Многочисленные наблюдения специалистов свидетельствуют о том, что курение отца в ответственные для деторождения периоды не оказывает существенного влияния на рост плода, но является основной причиной развития различных аномалий, включая внутренние и внешние уродства. У детей курящих отцов они встречаются в 5 раз чаще.

Курящая женщина ещё во время беременности одновременно с продуктами питания передаёт ребёнку и продукты курения, причём в высоких концентрациях. Скорость их поступления (угарный газ, никотин, канцерогенные смолы, радиоактивные изотопы) превосходит скорость нейтрализации и выведения, а это значит, что чужеродные продукты накапливаются в организме ребёнка. И у ребёнка постепенно развивается и прогрессирует хроническая табачная интоксикация (кислородное голодание).

Девушки, запомните: в результате радиоактивных превращений происходит повреждение наследственных структур! Беременным запрещается курить. Кроме того, употребление табака женщинами всегда считалось признаком дурного тона и осуждалось. Возьмите, пожалуйста, письмо и дома внимательно его прочтите. (Даёт девочкам по конверту с надписью: «Распечатать девочкам. Из дневника неродившегося ребёнка».)

«Из дневника неродившегося ребёнка»

  • Сегодня у меня праздник, мне 2 месяца. Я уже существую. Я могу ощущать и чувствовать. Я человечек. Вместе со мной празднует и моя мама. Она уже выкурила 5 сигарет. От этого мне тяжело, слабый я какой-то, голова болит и тошнит.

  • Мне 5 месяцев, а я совсем не подрос. У меня голубые глаза, наверное, мамины, красивые кучерявые волосы, хотелось бы папины. Но моя мама, наверное, меня не любит. Она не бросает курить, поэтому с каждым днём я чувствую себя всё хуже и хуже. У меня появились симптомы учащённого сердцебиения, головокружение не исчезает.

  • Хотя мне уже 7 месяцев, я ещё выгляжу, как шестимесячный… Мама опять много курила. Со мной что-то не то… Сердце бьётся так, что готово выскочить из груди… Я задыхаюсь… Что такое? Свет? Меня опутали какими-то проволочками и куда-то повезли. Врачи говорят: «Роды преждевременные, врождённый порок сердца…»

Я умер через 5 дней в реанимации.

Мама меня убила!

Решим ещё одну задачу.

Задача № 5. Определите атомный номер и массовое число иония, получающегося из урана-238 в результате двух -распадов и двух -распадов. Изотопом какого элемента является ионий?

Учитель. Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута в табачном дыме даёт право считать, что табачный дым опасен не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом. Сам курильщик поглощает лишь 28% вредных веществ, содержащихся в сигаретах, а остальные достаются тем, кто находится в атмосфере табачного дыма, – так называемым пассивным курильщикам. Поэтому, дорогие друзья, не стойте в кругу курящих друзей, не дышите задымлённым воздухом.

Где же выход? (Выслушивает ответы учащихся.) Прежде всего, не надо начинать курить. Но если уже появилась тяга к сигарете, постарайтесь избавиться от этой вредной привычки. Давайте беречь своё здоровье и здоровье близких. Курение или здоровье – выбирайте сами!

Тот, кто связан с никотином,

Чахнет телом и душой.

В рабство попадает каждый:

И старик, и молодой.

Запомни: человек – не слаб,

Рождён свободным, он – не раб.

Сегодня вечером, ложась в кровать,

Ты должен сам себе сказать:

«Я выбрал сам дорогу к свету

и, презирая сигарету,

не стану ни за что курить,

Я – человек! Я должен сильным быть!

Учитель. Домашнее задание простое: подумайте ещё раз: Стоит ли курить? Вместе с дымом от вас уходит здоровье, которое очень трудно вернуть. Ещё не поздно подумать об этом! Творческое задание: сделайте рисунки на тему «Антиреклама курения», придумайте меры борьбы с курением.

Спасибо за урок, главное чтобы был он впрок. Несколько полезных советов тем, кто уже курит:

  • Не докуривайте сигарету до конца, оставляйте последнюю треть, ведь самые вредные компоненты табачного дыма находятся именно там.

  • Не затягивайтесь.

  • Старайтесь ежедневно сокращать число выкуриваемых сигарет (на одну–две).

  • Не курите на пустой желудок.

  • Никогда не курите за компанию.

Помните: «Табак стоит гораздо дороже, чем вы думаете».

Файлы: Копия 2 arkhimedova_sila.ppt плав архим.ppt
Размер файла: 5201920 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология