Автор конспекта:
Автор(ы): — Черевина Оксана Николаевна
Место работы, должность: — МОУ «Косинская ООШ» Юрьев-Польского района, Владимирской области. учитель математики первой квалификационной категории
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Математика
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: — Дидактическая: отработка практических умений и навыков при решении задач на проценты;решение задач на составление пропорции. Воспитательная: прививать потребности в здоровом образе жизни;на конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина; воспитание негативного отношения к табакокурению. Развивающая: развивать познавательный интерес к математике;способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти;выработать умение делать обоснованные выводы.
Тип урока: — Комбинированный урок
Краткое описание: — исследование проблемного вопроса через решение задач на проценты с помощью пропорции.
Все пороки от безделья.
Народная поговорка.
Ход урока.
____________________________________________________1 слайд___________
Учащиеся:
Старшеклассник Сиплый Коля
Курит дома, курит в школе,
В магазине и в кино,
Курит много и давно.
Сиплым Колю дразнят в школе,
Потому что голос Коли
Не такой, как у ребят.
Люди так не говорят.
Колин голос изменился -
Он как будто подавился.
У Коли — глупого ребенка
Не в порядке селезенка,
Бронхи, сердце и печенка.
Ну, а легкие у Коли,
Как посыпанные солью,
Как обтянутые тиной,
Будто серой паутиной.
Побраните его, что ли.
Потому что этот Коля
Своему здоровью враг.
Угрожает Коле рак
Или атеросклероз -
Тоже не букет из роз:
Станут хрупкими сосуды
И замучают простуды,
И совсем ослабнет зренье -
Вот к чему ведет куренье.
Чтобы долго жить на свете,
Не тянитесь к сигарете!
-Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для всего человечества – курить или не курить. Мне не хочется читать вам нотации о вреде курения, а просто давайте поразмыслим с вами над некоторыми фактами с точки зрения математики.
А для начала, я бы хотела чтобы вы показали всем с каким настроение пришли на урок. (учащиеся прикрепляют с помощью магнитов мимические лица, символизирующие их настроение).
____________________________________________________2 слайд___________
- Горящая сигарета – это уникальная фабрика, продуцирующая около 40 вредных веществ: Никотин,Углекислый газ,Синильная кислота,Аммиак, Ацетон, Ртуть, Дуст, Свинец, Кадмий, Окись углерода , Дёготь и др.
Окись углерода содержится в выхлопных газах, аммиак используют в средствах для чистки сантехники, ацетон используют как растворитель красок, цианид водорода применяют в газовых камерах, кадмий используется в автомобильных аккумуляторах.
_________________________________________________________________________
Главным компонентом табачного дыма являются аммиак и дёготь, которые окрашивают легкие в темно-коричневый цвет.
Так при курении 10 сигарет в день за год легкие прокачивают до 1 кг дёгтя.
___________________________________________________3 слайд___________
У нас в России курит большая половина населения, по данным рисунка мы видим, что курить начинают еще в школе, в подростковом возрасте.
__________________________________________________4 слайд___________
Посчитаем устно. Давайте вспомним:
-Что такое пропорция?
-Какие виды пропорциональности вы знаете?
- Задачи на проценты относятся к какой пропорциональности?
ЗАДАЧА: После курения сигареты в кровь поступает 3мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (ответ: 42мг)
__________________________________________________5 слайд___________
- Сердце нормального тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за урок? (ответ: 400 ударов)
__________________________________________________6 слайд___________
- Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1ч, то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько часов пробыл человек в накуренном помещении, если он «выкурил» 1 пачку сигарет? (ответ: 5ч)
Почему я поднимаю перед вами сегодня проблему курения, да потому, что она существует и в нашей школе.
Ученик: Домашнее задание у нас было творческое, исследовательское. Мы разделились на три группы, каждая группа работала над своим вопросом. Мы проводили анонимное анкетирование среди учащихся 5-9 классов нашей школы, всего в анкетирование приняло участие 34 человека. Мы посчитаем процентное соотношение полученных ответов. И построили диаграммы, рисунки, сделали определенные выводы.
(учащиеся защищают свои работы в течении всего урока– по одному представителю от группы. Первая группа (слабые) – «Какой процент учащихся школы пробовали курить».Вторая группа (средние) - «Какой процент учащихся нашей школы курят? И притом знают о вреде курения». Третья группа (сильные) – исследовала вопрос «Сколько семей учащихся нашей школы курят?»)
На вопрос какой процент учащихся школы пробовали курить, расскажет первая группа.
РАБОТА №1 (защищается 1 группа – слабые учащиеся)
__________________________________________________7 слайд___________
ЗАДАЧА №1:
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут. Таким образом, курящие подростки сокращают жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет? (ответ: на 8,4 года)
__________________________________________________8 слайд___________
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Весь мир считает, что курить не модно и вредно. Во всем мире ведется борьба с табаком. Как вы думаете как давно началась эта борьба?(ответы учащихся)
С табачным зельем издавна велась жестокая борьба.
В конце 16 века в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади.
Французский король Людовик 13 издал указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак, и притом только, как лечебное средство.
В Турции курильщиков сажали на кол.
В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
В Англии по указу Елизаветы 1 курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее.
В России в царствование Михаила Фёдоровича уличенных в курении в первый раз били палками, во второй – отрезали нос и уши.
А есть ли в нашей школе курильщики? На этот вопрос мы попросим ответить 2 группу.
РАБОТА №2 (защищается 2 группа – средние учащиеся)
________________________________________________9 слайд___________
ЗАДАЧА №2:
Суточная норма потребности учащихся в витаминах составляет в среднем 125мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% суточной нормы. Сколько мг витаминов уничтожает одна сигарета? (ответ: 25мг)
Сколько нужно выкурить сигарет в день, чтобы нейтрализовать всю суточную норму витаминов? (ответ: 5 сигарет или ¼ пачки)
_________________________________________________10 слайд___________
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (тест)
Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем. Я буду зачитывать вам высказывания, а вы если вы согласны с утверждением, то хлопаем в ладоши над головой, если не согласны – то топаем ногами.
1. Основная масса курильщиков начала курить в школе.
2. С сигаретой в зубах мы красивы, привлекательны
3. Курящие страдают заболеваниями лёгких чаще
4. Дым сигарет не наносит вреда внутренним органам человека
5. Если съесть двойную дозу витаминов, то можно и покурить
6. Нет ничего страшного, что подростки «балуются»
7. Если родители курят, то и мне надо
8. Школа и мы против сигарет
9. Я не буду курить!
Возвращаемся к нашей работе.
________________________________________________11 слайд___________
Взрослые не задумываются, что курение отражается не только на них самих, но и на их детях. У курящих родителей часто рождаются дети с недостаточным весом, а это в будущем скажется на их здоровье.
Третья последняя группа учащихся расскажет нам о своих исследованиях в вопросе курящих семей нашей школы.
РАБОТА №3(защищается 3 группа – сильные учащиеся)
Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если его родители курят.
ЗАДАЧА №3
Средний вес новорожденного ребенка 3кг 300г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 125г, ели курит мать – меньше на 300г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если курят оба родителя (ответ округлите до единиц) (ответ:13%)
Дети рожденные в семье курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны. Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.
________________________________________________12 слайд___________
А какие последствия курения вы знаете? (ответы учащихся)
Да, действительно, в результате курения ухудшается внешность,
Портятся зубы и появляется неприятный запах,
Человек становится неуравновешенным, раздражается по пустякам,
Часто болеет,
Быстро утомляется,
Все это ведет – к снижению успеваемости. (Приложение 6)
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Ребята, вы проделали огромную работу дома и сейчас во время нашего урока. Мы ответили на поставленные вопросы и решили все необходимые задачи. Сейчас я попрошу вас показать всем как изменилось или не изменилось ваше настроение к концу урока (учащиеся приклеивают мордочки)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Ребята у вас на партах лежат листочки с домашнем задание (приложение 3)– это опять творческое задание, где вам необходимо вычислить сколько % годового дохода вашей семьи уходит на сигареты. Для этого вам нужно знать доход семьи, где его можно найти? (ответы: сложить зарплату родителей).
______________________________________________13 слайд___________
Не пора ли нам задуматься серьезно над вопросом нашего урока: КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ? Вы должны для себя решить, что вам важнее:
Сигаретный дым или чистый воздух,
Всегда болеть и принимать лекарства или принимать витамины для поддержки иммунитета,
Курить или не курить, а вести здоровый образ жизни?
Выбор за тобой! Это твой выбор!(Приложение 4)
(стихотворение В. Маяковского, читают учащиеся).
Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочуственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
Стихами хотя бы поделиться.
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась
как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.
Я розовел и пополнел в лице.
Забыл и гриппы, и кровать.
Граждане, Вас интересует рецепт?
Открыть? Или не открывать?
Граждане,
Вы утомились от ожидания,
Готовы корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю:
Граждане –
я сегодня бросил курить!
Стоит ли начинать …
Всем спасибо!
Файлы: Курить или не курить.pptx
Размер файла: 848334 байт.