Автор конспекта:
Автор(ы): — Соколова Ольга Васильевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №16, учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Познакомить учащихся с новой единицей измерения площади-квадратным дециметром.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Математика 3 класс Моро и др.

Используемая методическая литература: —

Методическое пособие и др. литература.

Краткое описание: — 2) Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади. 3) Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.

Урок математики в 3 классе УМК «Школа России»

Тема урока:«Квадратный дециметр»

Автор:Соколова Ольга Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 16

Цель: познакомить учащихся новой единицей измерении площади – квадратным дециметром.

Задачи:

1) Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.

2) Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.

3) Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.

Оборудование.

Для учителя:мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.

Для учащихся:учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.; линейки; конверты с фигурами (прямоугольники 3х4 см и 10х20 см) и мерками (1кв.см и 1 кв.дм) по одному на пару, сигнальные карточки с цифрами, сигнальные карточки красного, синего, зеленого цвета; оценочные листы.

Ход урока.

— Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

— Чтобы узнать, с чем мы сегодня будем работать, разгадайте шифровку: решите примеры устно, записывая в тетрадь только ответы, потом с помощью шифра сможете узнать часть темы урока.

Слайд 2 – после решения примеров по щелчку появляется таблица с шифром, разгадав который дети получают слово «Площадь».

— Что такое площадь?

— Площадь какой фигуры мы уже умеем вычислять?

— В каких единицах измерения мы вычисляли площадь?

— Когда вы последний раз встречались с вычислением площади? (в домашнем задании)

Проверка домашнего задания (3-4 слайды).

1) Найти площадь и периметр квадрата со стороной 7 см.

— Как узнаем площадь квадрата?

— Как узнать периметр квадрата? Кто узнавал таким способом? Каким еще способом можно было узнать периметр? Какой способ проще и короче?

S= 81 кв.см

Р = 36 см

— Что вы узнавали в этом задании? (площадь и периметр)

— Как их назвать одним словом? (величины)

— Чем отличаются величины и единицы измерения?

— Чем отличается площадь от периметра?

— В каких единицах вы измеряли площадь? (кв.см)

— В каких единицах периметр? (см)

— Что такое сантиметр? (единица длины)

— Какие еще единицы длины вы знаете?

— Еще одно задание было связано с единицами измерения длины.

2) 3 м 9 дм = 39 дм

4 см8 мм = 48 мм

56 см= 5 дм 6 см

25 мм= 2 см 5 мм

С помощью сигнальных карточек с цифрами дети показывают ответы.

Это поможет учителя выявить детей, которые неправильно выполнили домашнее задание и уделить больше внимания разбору.

— Как мы назовем числа в этом задании? (именованные числа)

Повторение

— Мы не случайно вспомнили с вами про именованные числа, единицы измерения длины и площади, эти знания нам пригодятся на уроке.

— Итак, сегодня мы продолжим говорить о площади прямоугольника, и сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения площади, новой меркой.

— К уроку мы приготовили конверты с фигурами и мерками и оценочные листы, куда вы сами будете ставить себе оценки за каждое самостоятельно выполненное задание, потом подведем итог. Если вы выполняете задание правильно – рисуете красный кружок в клеточке с номером задания, если допустили ошибку при счете – синий, если неправильно выполнили задание – зеленый. Если возникнут вопросы и вы не сможете оценить себя сами, попросите помощи у меня.

Итак, первое задание на смекалку и внимание (слайд 5).

Разделите числа на 2 группы:

3 см

5 л

2 дм

46

4 мм

100

18 см2

2 дм 2

2

(числа можно разделить на именованные числа и обычные числа) – по щелчку выделяются обычные числа, по второму исчезают.

— А на какие еще группы можно разделить данные числа? (числа, обозначающие длину, объем, площадь).

— Какая группа самая малочисленная? (число, обозначающее объем) – по щелчку выделяется единица объема, по второму щелчку исчезает, а оставшиеся единицы разделяются на 2 группы.

— Запишите в тетради числа, обозначающие длину, по порядку возрастания: от самого маленького до самого большого. А затем переведите дм в см, см в мм

Проверка (по щелчку):

Задание 1.

4 мм, 3 см, 2 дм.

3 см=_ мм

2 дм = _ см

— Кто может прочитать единицы площади? (18 квадратных сантиметров, 2 квадратных дециметра) – слайд 6.

— Какие могут быть стороны прямоугольника с площадью 18 кв.см? (2 см и 9 см, 6 см и 3 см, 18 см и 1 см)

— С какой единицей площади мы уже знакомы? (квадратный сантиметр).

— Начертите в тетради 1 квадратный сантиметр. Что вы начертили? (квадрат со стороной 1 см).

— А о какой единице площади из названных мы еще подробно не говорили? — по щелчку исчезает 18 кв.см

— Попробуйте сформулировать тему урока? – слайд 7

— Давайте составим план урока: как мы будем изучать новую единицу измерения (слайд 7):

1) Познакомиться с квадратным дециметром.

2) Узнать, как он связан с квадратным сантиметром

3) Учится решать задачи с использованием новой единицы площади.

— Вот по этому плану мы и будем сейчас работать.

.

— Итак, п.1 — познакомится с квадратным дециметром. Но давайте вспомним, какими способами можно измерить площадь прямоугольника? (разделить на квадратные сантиметры с помощью палетки; наложением фигур; приложением мерки; измерить длину и ширину и перемножить данные).

— Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столе конверт с фигурами. Достаньте из конверта желтый прямоугольник и самостоятельно найдите его площадь. Можно советоваться с соседом.

— Давайте вспомним, что нужно для этого сделать? (измерить длину и ширину, умножить длину на ширину) — слайд 9.

— Итак, мы узнали площадь прямоугольника. Она равна 12 кв.см. В каких единицах мы измерили площадь данного прямоугольника? (в кв.см). – задание № 2

Новая тема

Положите перед собой оранжевый прямоугольник и достаньте из конверта маленький квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (это 1 квадратный сантиметр).

— Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (прикладывать квадратик).

Учитель сознательно дает на эту работу мало времени.

— Закончили работу. Назовите, какова площадь этого прямоугольника? (не успели узнать)

— Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать, трудно было)

— Загляните в конверт, у вас есть еще одна мерка, побольше, попробуйте измерить с помощью этой мерки.

— Ну что? (мерка поместилась 2 раза)

— А почему с этим заданием вы справились быстро? (мерка большая, легко было измерять)

— А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см) – слайд10.

— Как по другому записать 10 см? (1 дм) — щелчок

— Запишем в тетрадь 10 см = 1 дм.

— Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм — щелчок. Посмотрите в тетрадь на начерченный вами маленький квадрат. Сравните с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).

— А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)

— Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы.

Если дети предложат измерить в кв. дм, например, площадь доски, можно предложить им сделать это на практике, так дети придут к выводу, что мерка в 1 кв.дм маловата для измерения таких больших предметов.

— А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм. Как это можно сделать? (разделить большой квадрат на кв.см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).

— Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.

По щелчку появляется сетка

— Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (перемножить 10 на 10)

— Посчитайте. (100 кв.см) – щелчок

— Запишем в тетрадь: 1 кв.дм = 100 кв.см — слайд 11

— Итак, что мы сейчас узнали? (как кв.дм связан с кв.см)

— А третий пункт нашего плана: научится решать задачи, используя новую единицу площади. Этим мы займемся после небольшой разминки. Сейчас вам придется много думать самостоятельно и много писать, поэтому разомнем руки, глаза и сделаем упражнения для улучшения мозговой деятельности.

«Физминутка»

4. Закрепление.

— Для чего мы учимся решать задачи?

— Прежде чем мы решим задачу, давайте вспомним, для чего нужна единица измерения площади в 1 кв.дм?

— Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в кв.дм, а какие в кв.см. – слайд 12

(По мере появления картинок учитель называет предметы: почтовая марка, учебник математики, блокнот, тетрадь, зеркало, шкаф)

(В кв. дм удобнее измерять крупные предметы – шкаф, зеркало, учебник. А маленькие – марку, блокнот – в кв.см)

Здесь может возникнуть спор – в каких единицах лучше измерять тетрадь. Дети могут приложить мерки к своей тетради и сообща прийти к выводу.

Картинки работают как триггеры – для проверки можно щелкнуть по предмету, он выделится линией. Синяя линия – предметы, измеряемые в кв.см, малиновая – в кв.дм. При щелчке по левому нижнему углу тетради появляется вопрос – для постановки проблемной задачи. Переход к следующему слайду осуществляется с помощью управляющей кнопки.

— Раз уж мы пришли к выводу, что зеркала удобнее измерять в кв.дм, то попробуем посчитать площадь одного такого зеркала. Решим задачу. С. 60, № 3 – слайд 13

— Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?

По мере разбора задачи по щелчку выводятся данные на экран.

— В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)

— Почему? (зеркало большое)

– Один ученик пойдет к доске решать с объяснением.

— Ну а теперь, каждый из вас самостоятельно проверит, как он запомнил новый материал. Вы можете выбрать себе задание по желанию. Самостоятельная работа (задание № 4)– слайд 14 (управляющая кнопка переводит на домашнее задание):

Задание для всех: с.60, № 4

Задание повышенной трудности: Ширина одной плитки для стен 10 см, а длина в 2 раза больше. Узнай площадь плитки, переведи результат в кв.дм. Смотри правило в учебнике.

После решения – проверка, дети комментируют решение.

Проверка осуществляется при нажатии курсором на фигуру с соответствующим заданием – по щелчку осуществляется переход к соответствующему слайду.

1.Итог урока.

— Скажите, пожалуйста, нам удалось выполнить запланированное на уроке?

— Что нового вы для себя узнали?

— Что вам понравилось делать больше всего?

— А в чем были трудности?

— Ну что же, подведите итог, оцените свою работу на уроке. Поднимите красную карточку, у кого только красные кружки.

— У кого есть и синие и красные кружки или только сините, или не больше 1 зеленого – поднимает синюю карточку.

— А если у вас есть 2 и больше зеленых кружков, вам стоит подойти ко мне после уроков, мы еще раз разберем тему с вами индивидуально. Вам нужно повторить пройденные темы.

2.Домашнее заданиеслайд 17.

— Дома вы еще раз повторите новый материал, и закрепите умение находить площадь прямоугольников – с.60, № 2.

http://www.ceramica.ru/ru/news/index.php?id=97 – зеркало

http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/default.aspx — дети

http://www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=987842.htm – учебник

www.epochtimes.ru — марка

http://www.mebeleon.com/pages-240.html — шкаф

http://antifabrika.ru/shopping_cart.php/page/49?osCsid=dbdb3b01ea… – блокнот

http://www.ozqogoz.uz/index.php?main_page=products_all&disp_order… — тетрадь

www.nyelki.ru – зеркало в раме

Файлы: Урок математики в 3 классе.doc
Размер файла: 64000 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология