Автор конспекта:
Автор(ы): — Ефремова Анастасия Михайловна

Место работы, должность: — МОУ «Замьяновская СОШ», учитель химии.

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Математика
Предмет(ы): — Физика
Предмет(ы): — Химия

Цель урока: — Познакомиться с количественными измерениями в химии. Сформировать понятия «атомная масса, атомная единица массы, относительная единица массы, количество вещества».Научить ребят рассчитывать относительные молекулярные массы веществ. Актуализировать понятия кратных и дольных приставок к единицам измерений.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

О.С.Габриелян Химия 8.М.:Дрофа,2009

М.Ю.Горковенко Поурочные разработки по химии. М.:Вако,2007

Д.М.Жилин. Химия 8. М.:Бином, 2010

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Оборудование: Таблица химических элементов Д.И.Менделеева; измерительные приборы(линейка, метр, секундомер, мензурка, разновес); вещества(вода, Al гранулы).

Используемые ЦОР: —

Физика.Единицы измерений.

Краткое описание: — Урок актуализации знаний.Единицы измерения в химии.Экскурс в историю.Практические задания.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Открытый урок по теме:

«Лаборатория знаний. Измерения в химии.»

Разработала: Ефремова Анастасия Михайловна,

учитель химии

МОУ «Замьяновская СОШ»

Предмет: Химия

Класс: 8

Цель: Познакомиться с количественными измерениями в химии. Сформировать понятия «атомная масса, атомная единица массы, относительная единица массы, количество вещества».Научить ребят рассчитывать относительные молекулярные массы веществ. Актуализировать понятия кратных и дольных приставок к единицам измерений.

Оборудование: Таблица химических элементов Д.И.Менделеева; измерительные приборы(линейка, метр, секундомер, мензурка, разновес); вещества(вода, Al гранулы).

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

II. Понятие вещества.

-Что мы знаем о веществе? (то, из чего состоят тела; бывают простые и сложные )

Задание 1. Из предложенного списка выберите вещества и тела (по вариантам): Стекло, дерево, стакан, железо, вилка, алюминий, стол, вода, окно, песок, карандаш, графит, монета, ваза, керамика, проволока.

-Как можно измерить тело (вещество)?

Задание 2.1 Измерить при помощи выданного оборудования объем воды в стакане, массу гранул алюминия, размеры учебника, длину провода.

Задание 2.2 Просмотреть историческую справку, перевести современные единицы измерения в старинные.

III. Относительная единица массы.

На уроках физики, математики, да и просто в быту вы используете различные единицы измерений.

Так вот и химики для удобства, также пользуются специальными единицами измерений.

Современные методы исследования позволяют определить чрезвычайно малые массы атомов с большой точностью. Так, например, масса атома водорода составляет 1,674 1027 кг, кислорода — 2,667 x 10-26 кг, углерода — 1,993 x 1026 кг.

В химии традиционно используются не абсолютные значения атомных масс, а относительные. В 1961 г. за единицу атомной массы принята атомная единица массы (сокращенно а.е.м.), которая представляет собой 1/12 часть массы атома изотопа углерода С . Большинство химических элементов имеют атомы с различной массой . Поэтому относительной атомной массой А, химического элемента называется величина, равная отношению средней массы атома естественного изотопического состава элемента к 1/12 массы атома углерода C12. Относительные атомные массы элементов обозначают А, где индекс r — начальная буква английского слове relative — относительный. Записи Аr(Н), Ar(0), Ar(С) означают: относительная атомная масса водорода, относительная атомная масса кислорода, относит ельная атомная масса углерода.

Например, Ar(Н) =1,6747x 10-27 = 1,0079; 1/12 x 1,993 x 10-26

Относительная атомная масса — одна из основных характеристик химического элемента. Относительной молекулярной массой М, вещества называется величина, равная отношению средней массы молекулы естественного изотопического состава вещества к 1/12 массы атома углерода 12С. Вместо термина «относит атомная масса» можно использовать термин «атомная масса». Относ молекулярная масса численно равна сумме относительных атомных масс всех атомов, входящих в состав молекулы вещества. Она легко подсчитывается по формуле вещества. Например Мг(H2O) слагается из 2Аr(Н)=2•1,00797=2,01594 Ar(0) =1×15, 9994 = 15,9994

Mr (H2O) = 18,01534 Значит, относит молекулярная масса воды равна 18,01534, округленно, 18. Относит молекулярная масса показывает, во сколько масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома С+12. Так, молекулярная масса воды равна 18. Это означает, что масса молекулы воды в 18 раз больше, чем 1/12 массы атома С+12.

Задание 3.1 Определите относительную молекулярную массу 3H2SO4 , 2HCl , 5О2

IV. Количество вещества

Количество вещества

Размерность n,

Единицы измерения СИ , моль

Количество веществафизическая величина , характеризующая количество однотипных структурных единиц, содержащихся в веществе . Под структурными единицами понимаются любые частицы, из которых состоит вещество (атомы , молекулы , ионы , электроны или любые другие частицы). Единица измерения количества вещества в СИ моль .

Применение

Эта физическая величина используется для измерения макроскопических количеств веществ в тех случаях, когда для численного описания изучаемых процессов необходимо принимать во внимание микроскопическое строение вещества, например, при изучении процессов электролиза , или в термодинамике , при описании уравнений состояния идеального газа .

При описании химических реакций , количество вещества является более удобной величиной, чем масса , так как молекулы взаимодействуют не зависимо от их массы в количествах, кратных целым числам.

Например для реакции горения водорода (2H2 + O2 → 2H2O) требуется в два раза большее количество вещества водорода, чем кислорода . При этом масса водорода, участвующего в реакции, примерно в 8 раз меньше массы кислорода (так как атомная масса водорода примерно в 16 раз меньше атомной массы кислорода). Таким образом, использование количества вещества облегчает интерпретацию уравнений реакций: соотношение между количествами реагирующих веществ непосредственно отражается коэффициентами в уравнениях.

Так как использовать в расчётах непосредственно количество молекул неудобно, потому что это число в реальных опытах слишком велико, вместо измерения количества молекул «в штуках», их меряют в молях . Фактическое количество единиц вещества в 1 моле называется числом Авогадро (NA = 6,022 141 79(30)×1023 моль-1) (правильнее — постоянная Авогадро, так как в отличие от числа эта величина имеет единицы измерения).

Количество вещества обозначается греческой буквой ν (ню) или, упрощённо, латинской n (эн). Для вычисления количества вещества на основании его массы пользуются понятием молярная масса : ν = m / M, где m— масса вещества, M— молярная масса вещества. Молярная масса— это суммарная масса одного моля молекул данного вещества. Молярная масса вещества может быть получена произведением молекулярной массы этого вещества на количество молекул в 1 моле— на число Авогадро.

По закону Авогадро , количество газообразного вещества так же можно определить на основании его объёма : ν = V / Vm, где V— объём газа (при нормальных условиях ), Vm— молярный объём газа при Н. У., равный 22,4 л/моль.

Таким образом, справедлива формула, объединяющая основные расчёты с количеством вещества:

Масса и количество вещества — понятия разные. Масса выражается в килограммах (граммах), а количество вещества — в молях. Между массой вещества (т, г), количеством вещества (п, моль) и молярной массой (М, г/моль) существуют простые соотношения: m=nM, n=m/M M=m/n По этим формулам легко вычислить массу определенного количества вещества, или определить количество вещества в известной массе его, или найти молярную массу вещества.

Задание 4.1 а) Определите количество вещества Na содержащегося в 46 г. б)Определите массу 1,5 моль углерода. В) какой объем занимает 3 моль водорода?

Задание 4.2 CaO+H2O=Ca(OH)2

Zn+2HCl=ZnCl2+H2↑

Составьте условие задачи по уравнениям реакции.

V. Подведение итогов: Составить кластер по данной теме.

VI. Домашнее задание по рабочим тетрадям.

Файлы: zanimatel-nyieopyityipofizike.doc
Размер файла: 21504 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология