Автор конспекта:
Автор(ы): — Рахманкулова Елена Федоровна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ № 1 р.п. Степное, Советский район, наставитель музыки

Регион: — Саратовская круг

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее формирование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 танцкласс

Предмет(ы): — Изобразительное дело
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — 1. Демонстрация нетрадиционных методов обобщения материала вдоль школьному курсу предмета «Музыка». 2. Развивать самобытность творческих поисков, фантазию и ловкость к переживаниям. 3. Эмоционально увлечь ребят музыкой, “пробудить” стремление думать о своём жизненном пути и о пути других.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1) WWW.1September.ru Фестиваль педагогических идей 2005-2006 гг. Воронина Л. В. Легкая и серьезная музыка.

2) WWW.1September.ru Фестиваль педагогических идей 2005-2006 гг. Николаева И.А. Современность в музыке.

3) WWW.1September.ru Фестиваль педагогических идей 2005-2006 гг. Тишкова С.В. Музыка легкая и серьезная.

4) WWW.Karaoke.ru – газосборник популярных песен.

5) Заболоцкий Н.А. Сборник стихотворений. М. 1999 г.

Используемое оборудование: —

Проектор в угоду мультмедийных слайдов, компьютер,

Используемые ЦОР: —

компакт-диск с презентацией урока , И.Штраус «Полька-пиццикато», вальс-фантазия изо оперетты «Летучая мышь», Бетховен «Соната № 14», Шуберт «Аве Мария», Римский-Корсаков «Снегурочка», Чайковский «Щелкунчик», кантата Френкеля «Журавли», электронные тесты «Музыкальные инструменты », поппурри на тему Штрауса, хроника войны

Композиторы. Мультимедийная энциклопедия. CD-диск. 2003 г.

Краткое описание: — 1) Организационный период – 1 мин. 2 2) Полька-пиццикато И.Штрауса – 4 мин. 2 3) Вальс изо оперетты И. Штрауса «Летучая мышь».– 5 мин. 3 4) Поппури изо произведений И. Штрауса– 6 мин. 4 5) Стихотворение Н. Заболоцкого – 5 мин. 4 6) Песня Я. Френеля и Р. Гамзатова «Журавли».– 6 мин. 5 7) Музыкальная игра – 7 мин. 6 8) Музыкальный кроссворд – 9 мин. 7 9) Список используемых источников: 7

Дети входят в танцкласс подина польку-пиццикато Иоганна Штрауса.

1) Организационный период – 1 мин.

2) Полька-пиццикато И.Штрауса – 4 мин.

Учитель. Добрый день, ребята. Думаю, словно будто вам узнали музыку.

Ученики. Это полька-пиццикато Штрауса.

Учитель. Да, действительно, это суинг Иоганна Штрауса.

На доске портрет композитора. Беседа с классом.

· Какое звучание произвела на вам музыка?

· Какие чувства и расположение переданы в ней?

· Какая диско-группа инструментов исполняет польку?

· В чем специфичность исполнения?

Ответы ребят.

Учитель. Ребята, а словно будто вам знаете о творчестве великого австрийского композитора Иоганна Штрауса?

· Музыка у него легкая разве серьезная?

· Какие жанры присущи творчеству этого композитора?

· Почему его называют Королем вальсов?

· Какие сызнова произведения изо легкого жанра ему присущи?

Ответы ребят.

Учитель: В XIX веке в условиях бурного расцвета начала развиваться “легкая” музыка, одно изо главных признаков которой является ритм. Из всех видов музыкального искусства танцевальная суинг непосредственным образом была связана с бытом и подвержена влиянию моды. Именно танцевальная суинг отражает сонм композиторов той эпохи: манерой исполнения, эмоциональностью и модными мелодиями.
В ХVIII веке появляется вальс, в XIX веке – полька, чардаш, оперетта. Именно Иоганн Штраус противопоставил художественно-обновленный легкий, бессодержательный стиль натиску мещанства и пошлости.
Танцевальная суинг проникала в многие произведения крупной формы: оперы, симфонии, балеты.

Композиторы прошлого, с творчеством которых вам знакомы, не памятники истории, а в многом наши современники, потому, словно будто настоящее, высокое дело вовне времени, и я надеюсь, словно будто наш наставление поможет вам понять это. Их суинг рождает в нас глубокие мысли и чувства! И мы с вами продолжаем учиться отличать действительность большое дело ото никудышный музыки, но, разумеется же, не надо отказываться ото лёгкой развлекательной музыки. Она нужна нам в угоду танцев, отдыха, прогулок. Она, словно улыбка, словно шутка, словно уморительный рассказ.

Мы попробуем на этом уроке разобраться, “легкая” разве “серьезная” эта музыка, впоследствии прослушивания.

3) Вальс из оперетты И. Штрауса «Летучая мышь». – 5 мин.

Звучит вальс-фантазия изо оперетты И. Штрауса «Летучая мышь».

· Какие ощущения вам испытали, иной раз слушали?

· Что вам почувствовали?

· Какая диско-группа инструментов исполняла вальс?

· Музыка легкая разве серьезная?

Ответы ребят.

Учитель: Немногим великим композиторам предопределение принесла в талант принятие и страстишка современников. К их числу относится Иоганн Штраус. Он познал радостность творчества, находящего бойкий резонанс в сердцах людей. В шутку он говорил: «Мелодии изо меня текут, словно растворитель изо крана».
Его суинг была понятна всем людям, то словно он сумел стереть грань, отделявшую высочайший стиль (концертный, театральный) ото якобы бытового, развлекательного.

В тех формах, какие мы знаем сейчас, легкая суинг стала развиваться с XIX века в условиях бурного роста городов. До XIX века она существовала едва в народном творчестве скоморохов, певцов-куплетистов, цыганских хоров.

Может, и есть у музыки внешность,

Но лишь в ней прелестней душа,

И на какой-либо леший вдохновенью поспешность,

Спешка здесь не постоянно хороша.

Учитель. Ребята, а можем мы назвать Иоганна Штрауса художником?

Ученик. Да!

Учитель. А почему? С.В. Рахманинов сказал: «Штраус с головы прежде грифон художник. Он один-одинехонек изо тех увлеченных людей, которые в минимум вкладывают грудь и душу».

На экране слайд с портретом Рахманинова С. и его высказыванием.

Разрешите представить вам картинные пейзажи. Какие изо них будут созвучны с музыкой И. Штрауса?

4) Поппури изо произведений И. Штрауса – 6 мин.

На экране слайды с пейзажи известных художников и работ учеников.

Звучит поппури изо произведений И. Штрауса.

Учитель. Да, ребята, суинг И. Штрауса бездонно запала в наши сердца, а наш рассудительность и стемма сумели законно выбрать картину.

Учитель. Всегда единица у И. Штрауса дух пела и танцевала?

Ученик. Нет! Были минуты, иной раз было тяжело.

5) Стихотворение Н. Заболоцкого – 5 мин.

Учитель. У Николая Заболоцкого есть стихи, будут единица они созвучны музыке И. Штрауса?

У вам на столах есть сиджо Николая Заболоцкого. Прочитайте его, пожалуйста, и скажите, какие события легли в основу этого литературного произведения.

На экране слайд с текстом стихотворения Заболоцкого Н..

Вылетев изо Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья

Через общий раздольный небосвод,

Вел водильщик в долину изобилья

Свой небольшой народ.

Но иной раз подина крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в грудь птичье,

Быстрый огонь вспыхнул и погас,

И антибарион дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, словно неудовлетворительно огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,

В заглаживание собственного зла

Им свойство опять возвратила

То, словно будто могила с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе –

Все, словно будто ото былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

А водильщик в рубашке изо металла

Погружался кропотливо на дно,

И рассвет над ним образовала

Золотого зарева пятно.

Ответы ребят.

Учитель. Всегда единица счастлива птица?

Ученик. Нет.

Учитель. А человек?

Ответы ребят.

6) Песня Я. Френеля и Р. Гамзатова «Журавли». – 6 мин.

Учитель. Давайте послушаем сызнова одна музыкальное произведение.

На слайде военная хроника вдоль песню “Журавли” Я. Френкеля.

· Какое звучание произвела на вам кантата Я. Френкеля?

· Какие чувства и мысли передает?

· “Легкая" разве “серьезная” песня?

· Будет единица она созвучна со стихами Н.Заболоцкого?

Ответы ребят.

Хочется обратить ваше уважение на слова: “Они прежде сейте поры с времен тех дальних летят и подают нам голоса”. Что этим хотел передать сочинитель Ян Френкель?

Ответы ребят.

Учитель. Какая суинг в наши дни важно чаще?

Ученик. Легкая.

Учитель. А какой-либо музыки мы слушаем боле на уроках?

Ученик. Серьёзной.

Учитель. Почему?

Ученик. Чтобы телосложение человеком интеллектуально развитым, умеющим мыслить, рассуждать не едва о делах житейских, а и о более серьёзных проблемах.

7) Музыкальная игра – 7 мин.

Учитель. А какие произведения, относящиеся к музыке серьёзной, вам знаете, мы в настоящее время и узнаем.

Предлагаю небольшую музыкальную викторину, которую нормально вам выполняете письменно, а ныне я попрошу вам ответить мне устно: фрагмент, какого произведения важно и кто композитор?

Пример произведений: Бетховен «Соната № 14», Шуберт «Аве Мария», Римский-Корсаков «Снегурочка», Чайковский «Щелкунчик», Френкель «Журавли».

На экране слайды с портретами композиторов и

звучат фрагменты изо их произведений.

Учитель. Между лёгкой и серьёзной музыкой не лежит непереходимой грани, а в всяком искусстве, будьте то литература, живопись, ваяние разве музыка, самое глубокое вдоль мысли и чувству, самое ценное вдоль красоте художественного воплощения, лежит в области серьёзного.

8) Музыкальный кроссворд – 9 мин.

Учитель. И какая бы суинг не была легкой разве серьезной безо музыкальных инструментов воспроизвести ее было бы невозможно. Давайте посмотрим, словно вам знаете музыкальные инструменты. Попробуем разгадать музыкальный кроссворд.

На экране слайд с музыкальным кроссвордом «Музыкальные инструменты»

Учитель. Спасибо за работу, я благодарна…(Оценка работы учеников).

Звучит звукозапись песни “Журавли” Я. Френкеля.

Учитель. А наставление бы желательно закончить слова русского поэта Константина Бальмонте:

В этом мудрость, в этом талан –

Увлекаясь, увлекать, зажигать и в то же время

Самому радостно сверкать!

На этом наш наставление окончен, спасибо вас, лишь вам доброго!

Файлы: сценарии интеллектуальных игр вдоль истории.doc
Размер файла: 59392 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология