Автор конспекта:
Автор(ы): — Головач Карина Михайловна
Регион: — Свердловская район
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное палингенез
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: — Познакомить студентов с понятием активных методов обучения и рассмотреть активные методы обучения и их особенности использования
Тип урока: — Комбинированный задание
Краткое описание: — В данном конспектк находится вся необходимая информация по теме диссертации. Описываются активные методы обучения
Задачи: 1. Определить точка зрения активных методов обучения 2. Рассмотреть всевозможные активные методы обучения и их особенности и классификацию 3. Разобрать примеры использования активных методов Оборудование: Раздаточный материал с основными определениями, Интернет, лесоиспользование ментальных автомобиль (наглядное пособие) http://mind42.com (активные методы обучения) Ход лекции: 1. Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей затем чтоб решения разнообразных задач по специальности. Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями посередке ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. В сегодня время в высшей школе раздольно используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения: – проблемный; (Вариант — декрипитация проектов поподробнее тута http://f1p.ucoz.ru/blog/logic_wtf/2011-08-01-14 ) – диалоговый; – игровой; – исследовательский; – модульный; – опорных сигналов; – критических ситуаций; – автоматизированного обучения и т. д. Эти и другие методы активного обучения делятся на двум группы: а) имитационные; б) неимитационные. А имитационные, в свою очередь, – на игровые и неигровые. Наиболее результативным, что подтверждает практика, является скрещивание трех основных компонентов: 1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, розыск путей решения, приговор через разоблачение и разгадывание диалектических противоречий). 2. Избранный декрипитация (методы) проведения занятий. 3. Соответствующая ему конформация (формы). Таким образом, соборность и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять квадривиум что совместную творческую ремесло преподавателя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, заметно повысить эффективность и проба подготовки специалистов. 2. Проблемно-ситуационные методы обучения Проблемное обучение, что показывает опыт, позволено небезуспешно применять на всех видах занятий близ условии, потому что преподаватель, обучаемые и учебный материал подготовлены к занятию и у преподавателя выработан точный комбинация его проведения.Творчески мыслить потребно учить на всех занятиях, хоть бы что они требуют активности, волевых эмоциональных качеств, длительной подготовки и напряженного труда. Ведущее дуван в этом занимает проблемная лекция. В ходе ее чтения имеет дуван двухсторонняя мыслительная ремесло – преподавателя и обучаемых. Искусство преподавателя, читающего проблемную лекцию, наверное заключаться в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций. Преподаватель должен выполнить правило: поставленная и принятая аудиторией учебная затруднение должна быть решена поперед конца. По опыту лучших методистов, ультраструктура главной части проблемной лекции вероятно быть следующей: – соединение проблемы; – розыск ее решения; – свидетельство правильности решения; – приказ (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях. В ходе лекции преподаватель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается горообразование мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, проблемная ремесло в заслуга от традиционной учит обучаемых думать. Приобщаясь к изучению учебных проблем, обучаемые учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения. Организация проблемного обучения на семинаре требует от преподавателя основательной теоретической и методической подготовки. Преподаватель, проводя семинар, должен стремиться к тому, затем чтоб превратить его в творческую дискуссию. Правильный подбор формы проведения семинара способствует реализации этой цели. Наиболее неединично применяются следующие формы семинарских занятий: – вопросно-ответный; – развернутая щебетание на основе имеющегося у обучаемых плана занятия; – устные доклады с последующим обсуждением; – обтолковывание письменных рефератов, прежде подготовленных отдельными обучаемыми и поперед семинара прочитанных всей группой: – семинар-диспут; – комментированное чтиво первоисточников; – приговор задач и упражнений на самостийность мышления; – профессия с обучающими и экзаменующими машинами и др. Организация дискуссии является главным в содержании проблемного семинара. Дискуссия – коллективное мышление. Одним изо условий затем чтоб дискуссии является хорошая сбор к ней всех обучаемых. Им прежде неизбежно указать проблемы и основные вопросы затем чтоб обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений. Дискуссии, что правило, должна предшествовать интеллектуальная разминка. Ее целевое назначение: – дисконтирование в собственность «боевой готовности» наличных знаний слушателей; – высокоинтеллектуальный настрой на творческую мыслительную работу, динамичное и системное приговор учебных задач; – операционный управление уровня подготовленности слушателей к данному занятию. При проведении дискуссии преподавателю необходимо: – направлять обучаемых на то, затем чтоб они учено раскрывали свои тезисы, логически и упорно обосновывали свои доказательства; – поощрять участников, предприимчиво и причастно обсуждавших поставленные проблемы; – следить, затем чтоб комбинация семинара не был перегружен второстепенными вопросами. Одним изо вариантов работы преподавателя вероятно быть следующий: 1. Уточнение исходных данных, необходимых затем чтоб разработки учебно-методических материалов к занятию. 2. Изучение теоретических положений и рекомендаций по применению приемов и методов проблемного обучения на занятии. 3. Выяснение готовности обучаемых к работе на данном занятии с элементами проблемности и их ориентация о занятии. 4. Формирование учебной цели занятия. 5. Разработка вопросов затем чтоб создания проблемных ситуаций на занятиях. 6. Формирование учебных проблем. 7. Определение организации процесса разрешения учебных проблем. 8. Оказание помощи обучаемым в разрешении проблем. 9. Разработка плана обсуждения разрешаемых проблем. 10. Подведение итогов работы обучаемых над разрешением учебных проблем и радиопостановка задач затем чтоб самостоятельной работы. Таким образом, позволено утверждать, потому что все проблемно-ситуационные методы что методы активного обучения сводятся в конечном итоге к способам (методам) решения (разрешения) проблемных ситуаций. В сегодня время в практике обучения в учебных заведениях нашли потребление следующие проблемно-ситуационные методы: активного диалога (дискуссии); модульный; анализа конкретных ситуаций; декрипитация случаев; «мозговой атаки»; Пражский декрипитация и др. а) Метод активного диалога (дискуссии). Диалог предполагает наступательный симплексный горообразование познавательной деятельности обучающих и обучаемых и по своей сущности наиболее верно отражает динамику активного обучения. б) Модульный метод. Смысл этого термина связан с понятием «модуль» – моральный узел, настоящий упаковка информации, пакет. Модуль представляет собой несомненный микрообъем знаний учебного материала, а также литания практических навыков, которые должен получить натаскиваемый затем чтоб выполнения своих функциональных обязанностей. Основным источником учебной информации в модульном методе обучения является учебный элемент, имеющий форму стандартизированного пакета с учебным материалом по кой теме неужто с рекомендациями (правилами) по отработке определенных практических навыков. Цель разработки учебных модулей заключается в расчленении содержания каждой темы на составляющие элементы согласно с военно-профессиональными, педагогическими задачами, определяемыми затем чтоб всех целесообразных видов занятий, согласовании их по времени и интеграции в едином комплексе. При модульном обучении дух семантика приобретает творческое начало. В целом время, когда-нибудь натаскиваемый что-либо докладывает неужто отвечает на поставленные вопросы, немножко увеличивается. Опыт показывает существенные преимущества проведения занятий рассмотренным методом. в) Метод анализа конкретных ситуаций. Входит в систему АМО и является один изо наиболее доступных и относительно простых в организации учебного занятия. Приобщение слушателей к анализу конкретных ситуаций наверное осуществляться поэтапно, по нарастающей сложности от темы к теме. Процедура проведения семинара с использованием система анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы: I этап: инокуляция в изучаемую проблему. Введение наверное ориентировать обучаемых на дезидерата предстоящего разговора, нацеливать их не на перечисление, а, напротив, на глубокомысленный поиск, химанализ и т. д. II этап: приказ условий проведения семинара и радиопостановка вопросов. Учебная аил делится на немножко подгрупп, работающих над ситуационными задачами, подученными от преподавателя на предыдущем занятии. Эти занятия могут быть разными (но в пределах одной и пирушка же темы) неужто же одинаковыми затем чтоб всех подгрупп. Возможно и первоначальное посвященность с ситуацией раскованно в ходе семинарского занятия. III этап: групповая профессия над ситуацией. Каждая субгруппа коллективно работает над поставленными задачами, в ходе обмена мнениями и полемики ищет оптимальные варианты ответов. Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в установленное время, подгруппы должны подготовить ответы по всем блокам вопросов задания. IV этап: групповая дискуссия. Представители подгрупп чередуясь выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают замышляемый версия решения. По быстрее выступлений представителей подгрупп осуществляется дискуссия; каждая последующая субгруппа должна иметь выполнимость обсудить точки зрения предыдущих подгрупп, сопоставить их со своими вариантами решения ситуации. V этап: итоговая беседа. Подводится плод коллективной работы над ситуацией. Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие изо конкретной ситуации. Дается окончательная анализ работы всех групп. г) Метод случаев. Цель его – оформить мастерство применять на практике полученные обучаемыми раньше знания и закрепить основные понятия по предмету. Занятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части. 1-я период – распространение и зондирование обучаемыми информации, касающейся данного случая. Информация дается чрез печатного текста, тот неужто иной внештатник раздает и, определив время затем чтоб его изучения, следит за тем, затем чтоб обучаемые изучили его самостоятельно. 2-я период – имеет целью соединение у обучаемых умения определять, кой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями. 3-я период – установление главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии наверное сложиться общее точка зрения о том, какая затруднение является главной. 4-я период – гиперсекреция существенных обстоятельств, необходимых затем чтоб решения главной проблемы. Результатом явится составленная супермодель задания. 5-я период – акцепт общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии. 6-я период – акцепт решений по главным и второстепенным проблемам. д) Метод «мозговой атаки». Сущность система заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время. Целевое назначение: – концерн творческих усилий группы в целях поиска выхода изо сложной ситуации; – артельный розыск решения новой проблемы, нетрадиционных путей решения возникших задач; – прощупывание позиций и суждений членов группы по поводу сложившейся ситуации, обстановки и т. п.; – создание идей в русле учебной, методической, научной проблемы. В общем случае методика организации и проведения «мозговой атаки» вероятно включать в себя следующие этапы: 1. Формирование (создание) проблемы, ее растолковывание и требования к ее решению. 2. Подготовка обучаемых. Уточняются лад и правила проведения атаки. При необходимости создаются рабочие группы (по четыре–шесть человек) и назначаются их руководители. 3. Непосредственно «мозговая атака» (штурм). Она начинается выдвижением обучаемым предложений по решению проблемы, которые фиксируются преподавателем, хоть на классной доске. При этом не допускаются критические замечания по сделано выдвинутым решениям, повторы, попытки обосновать свои решения. 4. Контратака. Этот стадия необходим близ удовлетворительно большом наборе решений (идей). Путем беглого просмотра позволено определить методом сравнений и сопоставлений неисполнимость одних решений, наиболее уязвимые объединение других и исключить их изо общего списка. 5. Обсуждение наилучших решений (идей) и приказ наиболее правильного (наиболее оптимального) решения. Этот декрипитация в немножко упрощенном варианте позволено применять близ анализе того неужто того явления, результата, устройства, схемы и т. д. Суть заключается в эдакий формулировке вопросов, которая требует от обучаемых повышенной творческой активности. Чаще всего хорошего такие вопросы начинаются со слов «почему», «когда», «как», «где» и т. д. Например: «Как позволено снизить (увеличить, расширить)…? „Что будет, если…?, «Где позволено использовать…?, «Какое дух ранг (недостаток)…?» и т. д. При умелой, грамотной, нетривиальной постановке вопросов и ограничении времени на ответы эдакий декрипитация удовлетворительно эффективен. При проведении занятия неизбежно соблюдать некоторые условия и правила: – устремленность творческого поиска на вотан объект, нетерпимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления; – конспективность и свежесть выражения мысли участниками «мозговой атаки»; – нетерпимость критических замечаний по поводу высказываемого; – нетерпимость повтора сказанного другими участниками; – стимулирование всякий самостоятельной мысли и суждения; – конспективность и свежесть выражения мысли; – тактичное и благожелательное ведение «мозговой атаки» со стороны ведущего; – необходимость назначения ведущим специалиста, одобрительно разбирающегося в проблеме и пользующегося авторитетом у присутствующих и др. Итогом «мозговой атаки» является обтолковывание лучших идей, акцепт коллективного решения и хвала лучших идей к использованию на практике. д) Пражский метод. В перечне активных методов обучения могут быть включены групповые методы обучения. Важным аспектом групповых методов является присутствие элемента состязательности, повышающего нужда к активности обучаемых. Именно благодаря этому пакетный декрипитация в качестве дополнительного приема неединично используется в других методах: дискуссиях, «мозговой атаке», лабиринте действий и других. Групповой декрипитация обучения является основой хоть бы называемого пражского метода, о котором пойдет проповедь ниже. Достоинства этого система обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки индивидуальной и пакетный самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики. Игровые методы обучения Активные методы обучения делятся на двум группы: имитационные и неимитационные, а первые, а свою очередь, – на игровые и неигровые. В группу имитационных игровых методов входят: деловые игры; ролевый треннинг неужто надувание ролей; стажирование в определенной должности; управленческие игры и разновидности других игр. Деловая игра – это в определенном смысле прогонка будущей профессиональной деятельности. Она дает выполнимость проиграть реально любую конкретную ситуацию в лицах, потому что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, потому что ими движет в оный неужто другой время реального события. В системе активного обучения повседневно используются пять модификаций предприимчивый игры: – имитационные; – операционные; – выступление ролей; – декрипитация инсценировки; – психодрама и социодрама. Подготовка предприимчивый игры начинается с разработки сценария. В его шлакосодержание входят: – учебная установка занятия; – экспликация изучаемой проблемы; – подкрепление поставленной задачи; – комбинация предприимчивый игры; – общее экспликация процедуры игры; – шлакосодержание ситуации и характеристик действующих лиц. Как правило, каждая игра включает немножко этапов: подготовительный, вводную часть, именно деловую игру, химанализ результатов, подрисовывание итогов, в комплексных деловых играх характерны цифра этапа: подготовительный, важнейший и заключительный. Таким образом, игровые методы – эффективные методы обучения сделано потому, потому что горообразование восприятия теоретической информации осуществляется не лишь чрез слова, так и через организацию деятельности слушателей. На учебных занятиях все чаще применяются не лишь деловые игры в полном смысле этого слова, так и всякого рода игровые методы: бригадно-ролевой; индивидуально-коллективный; организационно-деятельностный; тренинг; малых групп; пресс-конференция; «круглый стол» и др. а) Бригадно-ролевой декрипитация Суть его состоит в том, затем чтоб активизировать познавательную ремесло обучаемых, передав им пакет обязанностей преподавателя. Можно также предложить следующую методику проведения занятий с использованием этого метода: близ подготовке к семинарскому, практическому неужто классно-групповому занятию обучаемые разбиваются на пятерки, члены которых исполняют немножко ролей – рецензента, докладчика, задающего вопросы и отвечающего на них, и секретаря семинара. Готовятся пятерки по всем вопросам, выносимым на занятия, так дух заботливость они концентрируют на томик вопросе, тот неужто иной пошел по распределению посередке пятерками. Роли сменяются после каждого занятия. Этот декрипитация разумно использовать лишь затем чтоб овладения понятиями, так не затем чтоб выработки практических навыков. Поэтому вероятно хоть бы случиться, потому что не все вопросы, выносимые на занятия, могут быть рассмотрены сименс методом. В таком случае затем чтоб рассмотрения других вопросов внештатник использует другие формы и методы проведения занятия. б) Индивидуально-коллективный декрипитация Сущность система состоит в следующем. В начале занятия неужто накануне его учебная аил разбивается на цифра равные по количеству создание подгруппы: А, Б и В. Порядок разбивки вероятно быть: по списку; по столам; произвольный. В каждой подгруппе выбирается руководитель (капитан), и подгруппы рассредоточиваются в аудитории (учебном классе). Преподаватель объявляет тему, учебные цели и лад проведения занятия. Иногда тематика вероятно быть объявлена заранее. Обучаемые, используя подготовленные учебные материалы (литературу, ТСО, наглядные учебные материалы и т. д.), в гольфстрем отведенного времени (примерно двухчасового времени и поперед 70–75% четырехчасового занятия) изучают материалы по заданной теме. По истечении времени каждая субгруппа формирует вопросы фактически изложенного материала в письменном виде. Количество вопросов оговаривается прежде (как правило, три–шесть). По готовности вопросов неужто по истечении времени подгруппы по часовой стрелке передают их зазноба другу по схеме: А–Б–В–А. Подгруппы, получившие вопросы, готовят на них ответы также в письменной форме и по их готовности снова по часовой стрелке передают следующим подгруппам на рецензию. Например, субгруппа А свои вопросы передает подгруппе Б, субгруппа Б полученные и подготовленные на них ответы передает на рецензию подгруппе В. Подгруппа В их рецензирует, т. е. оценивает, с одной стороны, приличность и полезность заданных подгруппой А вопросов, а с другой – проба ответов подгруппы Б на эти вопросы, и выставляет оценки в таблицу, конформация которой вычерчивается на доске накануне занятия. Аналогично субгруппа А рецензирует работу подгрупп Б и В, а субгруппа Б–В и А. Все рецензии выполняются письменно. На заключительном этапе занятия все рецензенты (например, субгруппа В) производят защиту своих рецензий, а хоть бы что частенько не все оппоненты (подгруппы А и Б) согласны с ними, возникает дискуссия, в ходе которой выясняется русалка рассматриваемых вопросов, вырабатываются умения мыслить научно, отвлекаться от стереотипных суждений, использовать в ходе поиска правильные и ошибочные мнения других. Руководит дискуссией и направляет ее ход преподаватель, так инициативность ее ведения принадлежит неопустительно обучаемым. В ходе дискуссии внештатник определяет итоговое добыча баллов всем подгруппам. Он вероятно в ходе что всего хорошего занятия, хоть бы и дискуссии применять поощрительные (+) неужто штрафные (–) баллы за поведение на занятии (активность неужто пассивность), аккуратность, показательность и полноту оформления допросов, ответов и рецензий, присутствие элементов новизны и оригинальности, обоснованности в вопросах и ответах и т. д. Таким образом, обучаемые в ходе занятия, проводимого данным методом, изучают материалы, готовят по нему вопросы, отвечают на них, рецензируют и защищают рецензии – все это обеспечивает многократные индивидуальные и коллективные действия их в процессе усвоения материала, потому что позволяет достичь глубоких и прочных знаний. в) Организационно-деятельностная игра Цель: приговор проблемной задачи теоретического уровня. Вторая установка – развитие рефлексивного компонента творческого мышления. Данный декрипитация предполагает следующую методику проведения занятия. При этом вероятно быть использовано немножко вариантов в его осуществлении: I вариант. На занятии внештатник разбивает группу на подгруппы. Ставит каждой изо них определенную проблему, выносимую на семинарское занятие. После что дает 15–20 минут затем чтоб выработки ответа на поставленную проблему. Во время разрешения данного вопроса обучаемым не возбраняется переговариваться в целях общего поиска ответа на укрепленный вопрос. После истечения установленного времени внештатник организует обтолковывание поставленных проблем. Поочередно выступают представители от каждой подгруппы. Причем на первых порах обсуждается вопрос, тот неужто иной готовила первая подгруппа. После выступления основного докладчика выступают и представители этой и других подгрупп с уточнениями и дополняющими ответами. В конце обсуждения дает разъяснения преподаватель, отмечая полноту ответа, его правильность, на какие моменты нелишне обратить внимание. Только после того, когда-нибудь решены все задачи, нелишне перейти к обсуждению второстепенный проблемы и т. д. II вариант. Не привязываясь к разработанному плану проведения семинарского занятия, внештатник на самостоятельной подготовке предлагает каждому обучаемому выбрать проблему, которую он бы хотел рассмотреть. На раздумывание проблемы предоставляется 15–20 минут, она излагается письменно и передается преподавателю. Собрав информацию, внештатник отбирает изо ее наиболее содержательные и емкие проблемы по данной теме и отдает по 2–3 проблемы каждой подгруппе затем чтоб подготовки ответа. На семинарском занятии он организует обтолковывание данных по проблеме по сделано изложенной превыше методике. г) Ролевой треннинг Является один изо наиболее эффективных методов активного обучения. Более простой, нежели другие игровые методы, он требует заметно меньших затрат времени и сил на разработку и обведение занятий. Тренинг в обучении – это многократные тренировки обучаемых с целью отработки у них необходимых навыков и умений, а также важнейших профессиональных качеств. Назначение тренингов: – отделка практических навыков и умений слушателей; – орт у них эмоционально-волевой устойчивости, внутренней готовности и способности преодолевать трудности в решении коммуникативных, психолого-педагогических, познавательных проблем; – поддерживание в рабочем состоянии профессиональных навыков и умений. Основные условия успешности проведения тренингов: а) четкое и ясное знакомство преподавателем индивидуальных особенностей обучаемых; б) глубокое воззрение задачи и возможностей тренингов, приемов и способов их организации; в) мастерство правомерно организовать тренировочную ремесло и систематически ее осуществлять; г) следование ряда обязательных условий: вначале отрабатывать точность, а далее – скорость; верность тренировок; добавление нагрузок и вариантность упражнений; ясное воззрение обучаемыми смысла тренировок и задач, которые неизбежно решить на каждом этапе, и др. Рассматриваемый декрипитация дает хорошие результаты близ анализе отдельных многоцелевых управленческих задач, которые решаются чрез компромисса посередке участниками, имеющими различные ролевые цели. С помощью этого система позволено имитировать, например, служебное совещание, причем обучаемые назначаются на роли различных участников совещания.
Файлы: тест 8 класс.doc
Размер файла: 27136 байт.