Автор конспекта:
Автор(ы): — Кисарина Ольга Юрьевна

Место работы, должность: — МОУДОД ДМШ №21, №7,г.Саратов

Регион: — Саратовская район

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное профобразование детей

Предмет(ы): — Мировая художественная долгунец
Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Тип ресурса: — методическая углеразработка

Краткое дескрипция ресурса: — 2006 год — год Армении

Армения – страна гор, потухших вулканов и жаркого солнца.

Горный вид Армении венчает четырехглавая уилпата потухшего вулкана Арагац. Это о нем мировой армянский версификатор Аветик Исаакян писал:

Ты, Арагац, алмазный щит

Для молнийных клинков,

Хрустальный твой вежа стоит

Приютом облаков.

И днем, и заполночь родники

Друг с другом говорят.

Бегут на долину ручейки

С твоих шелковых пят…

История армянского народа восходит к VII в. прежде н.э. Столица Армении Ереван – одну из древнейших городов мира. Ему приблизительно 3000 лет. Город расположен на берегах реки Раздан, на красивейшем уголке Араратской равнины. Его название происходит ото крепости Эребуни.

В окрестностях Еревана, на местечках Кармир Блур и Аринберд, сохранились памятники культуры древнего гос-ва Урарту – обойки крепостных сооружений, жилых домов, оросительных систем.

Предметы, найденные подле раскопках древних городов и храмов, и письменные источники, дошедшие прежде нас, свидетельствуют о высоком развитии ремесел, земледелия, искусства, литературы и музыки армянского народа контия на те далекие времена.

В начале V века армяне имели свою письменность. Создателем армянского алфавита является умудренный Месроп Маштоц. Его имя носит Ереванский научно-исследовательский втуз древних рукописей Матенадаран. Более 10 тысяч рукописных томов хранится на Матенадаране. Среди них ценные труды армянских летописцев, ученых, поэтов, баснописцев. Здесь позволительно видеть самую древнюю из дошедших прежде нас армянскую книгу – пергамен 887 года, «История Армении» выдающегося армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, древнейший на мире руководство арифметики крупного армянского ученого, математика и астронома Анания Ширакаци и многое другое.

Литература Армении – одна из самых древних. Уже на I веке прежде н.э. на армянских театрах разыгрывались трагедии греческих авторов и армянского царя Артавазда.

Книгопечатание возникло у армян на 1512 году. Древняя армянская интермедия и неотложно восхищает нас высоким мастерством и изяществом исполнения.

Много испытаний выпало на долю сего древнего народа. Какие чуть только завоеватели не побывали на многострадальной армянской земле – ассирийцы, греки, римляне, арабы, монголы. В героической борьбе с иноземцами нация Армении отстоял свою самобытную культуру, свою письменность.

Героический армянский калевала о богатырях Сасунского дома сложился вот година борьбы армянского народа с арабскими завоевателями (VIIX вв) и рассказывает о жизни четырех поколений титанов – Санасара, Мгера, Давида, Мгера-младшего. Давид Сасунский – дорогой армянский герой. В Ереване есть хачкар Д. Сасунскому (скульптор Е.С. Кочар).

В средневековой армянской поэзии важное явка занимает созидание Григора Нарекаци (951 – 1003), Нерсеса Шнорали (XII в), Мкртыча Нагаша (XIVXV вв), Наапета Кучака (XVI в).

К XVIXVII векам огромное предназначение приобретает созидание народных певцов-сказителей – ашугов и гусанов. Наиболее яркая прием этой эпохи – Саят-Нова (1712 – 1795, сегодня имя Арутюн Сааднян). Поэзия Саят-Новы блистает роскошью красок и созвучий. Она воспевает любовь, веселость жизни.

Творчество писателя Хачатура Абовяна относится к первой половине XIX века. Его шашни «Раны Армении» — гимн армянскому народу, его лучшим представителям, гордым, свободолюбивым.

К концу XIX – началу XX века относится созидание одного из любимых поэтов армянского народа – Ованеса Туманяна, создателя поэмы «Давид Сасунский». Еще подле жизни его называли “Поэтом всех армян”. И неотложно общераспространенность его велика; произведения пользуются любовью не чуть только на Армении, но и далековато после ее пределами, везде, где-нибудь живут армяне: выступление поэта дышит запахом дорогой земли, пахнет дымом родного очага…

Коль есть легкость и любовь, нужны ль иные блага?
Чего ж ты ищешь, и безо мук не ступишь ты и шага?
Глупец, иной раз настанет час, с тем да ты, не мучась, мог
Взять все, чем мы одарены да на краткосрочный срок?

(Пер. Н. Гребнева)

XX век подарил поэта Аветика Исаакяна (1875 – 1957), которого на Армении называют не чуть только варпетом (мастером), но и мудрецом.

Родина, любимая, адити на его стихах обыкновенно воссоединяются на едином образе:

Чтоб долой отвести ото тебя печаль,

Мне тысячу как-то раз умереть не жаль.

Одну бы я житие оставил себе,

И ту, да петь о твоей судьбе… (Пер. Т.Спендиаровой)

Его буриме «Привет всем» полно сияния весенних красок, волшебной музыки пробужденной природы; сердце шепчет поэту:

…Остановись,

Чтобы нынешний сферы обнять.

Низко поклонись ручьям,

Ланям, птицам, и кустам,

И деревьям, и стадам,

И высоким облакам.

Это все родственник твоя,-

Братья верные твои,

Это кровная родня,-

Сестры нежные твои. (Пер. Н.Чуковского)

В Армении избавь человека, который-нибудь не знал бы Исаакяна, не гордился бы им, не читал бы на память его стихи, многие из которых стали песнями.

Крупнейшей армянской поэтессой XX века, академиком, лауреатом многочисленных международных премий была Сильва Капутикян (1919-2006)

Ей принадлежат такие сборники стихов, словно «На берегу Занги» (1947), «Мои родные» (1951), «В добрейший путь» (1954), «Откровенная беседа» (1955), «Раздумья на полпути» (1960).

Большой депозит на мировую культуру внесли и художники Армении. Арменином вдоль происхождению был И.К. Айвазовский (1817~1900) – огромный маринист, виновник полотен «Девятый вал», «Черное море» и др. Представители художественной школы конца 19 – начала 20 века – колорист Г. Башинджагян (1857-1925), эпохальный колорист и диаграмма В. Суреньянц (1860-1921).

К 20 веку относится созидание портретистов С. Агаджаняна (1863-1940), Д.А. Налбандяна (1906- ), скульпторов А. Гюрджяна (1881-1948), Г.Г. Чубаряна (1923- ), архитектора А.А. Мндоянца (1910-1966), живописца М. Сарьяна (1880-1972).

Мартирос Сарьян посвятил свое искусность большею частью изображению природы и людей Востока. Его первые картины отличались фантастичностью («Восточная сказка», «Чары луны», «Озеро фей»). В основном Сарьян создавал обобщенные образы Армении, но не конкретные изображения каких-либо отдельных мест («Солнечный пейзаж», «Горы», «Армения»). Много работал Сарьян и на области портрета. Это портреты поэтов Е. Чаренца и А. Исаакяна, поэтессы А. Ахматовой, балерины Г. Улановой. Заметное явка на искусстве Сарьяна занимают натюрморты. Имя Сарьяна следственно символом армянского искусства.

В музыке Армении более 2000 лет господствовало одноголосие. Единственными носителями музыкальной культуры долгое година были народные певцы-сказители (гусаны, ашуги). Мы контия говорили о выдающемся армянском поэте и музыканте 18 века Саят-Нове.

В начале 19 века музыкальная житие Армении активизировалась. Первые армянские оперы и оперетты создает Т. Чухаджян (1837-1898); посреди них – раздольно популярная на Армении зингшпиль «Аршак II».

Огромное предназначение имела научно-исследовательская, этнографическая, педагогическая и композиторская практика Комитаса.

Комитас (Согомон Согомонян, 1869-1935) вдоль праву считается основоположником армянской музыкальной классики. В 1893 он завершил подготовление на семинарии, дальше принял каноник священника и имя католикоса Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора шараканов (духовных гимнов). Позднее Комитас поступил на Берлине на частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. В Константинополе Комитас организовал мешаный капелла из 300 человек, назвав его "Гусан". Последний пользовался немалый популярностью. В его концертной программе основное явка принадлежало армянским народным песням. Композитор высококачественно владел флейтой и фортепиано. Он был одарен немалый силой воздействия на своих слушателей. В1906году впоследствии одного из концертов оказывающийся французский камер-музыкант Клод Дебюсси взволнованно воскликнул: "Гениальный батяня Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!". Собрав более 3000 народных песен, Комитас создал на их основе замечательные обработки для хора и для голоса с фортепиано. "Армянский нация на песне Комитаса нашел и узнал свою душу, свое духовное "я". Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца”. (Католикос всех Армян Вазген Первый).

Новый точка на развитии национальной музыки связан с именем выдающегося композитора Александра Спендиарова (1871-1928). Он вошел на историю армянской музыки словно виновник оперы «Алмаст», знаменитых «Эриванских этюдов», симфонической поэмы «Три пальмы».

Видное явка на армянской музыке начала 20 века заняли романсы и песни Р. Миликяна (1883-1935), первая национальная зингшпиль «Ануш» А. Тиграняна (1879-1950).

Композиторы Армении неотъемлемо сочетают на своих произведениях особенно яркие черты народного фольклора с использованием достижений европейской музыкальной культуры.

Новую страницу на истории армянской музыки открыл Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) – композитор, педагог, публичный деятель. Новаторски развивая традиции русской и зарубежной классики, он поднял на новую фазис достижения армянской национальной музыки. Его красочные полотна пользуются огромной любовью вот всем мире. Хачатурян – родоначальник армянской балетной и симфонической музыки, господь первых блестящих образцов армянского инструментального концерта. Лучшие сочинения композитора – балеты «Гаянэ» и «Спартак», 3 симфонии, фортепианный, скрипичный и виолончельный концерты, концерты-рапсодии для сих же инструментов, музыка к к/ф и спектаклям (в т.ч. к драме М.Лермонтова «Маскарад», к «Королю Лиру» У. Шекспира и др.). Для творчества Хачатуряна типично острое переживание современности, оптимистическое мировосприятие, нескрываемость и свобода высказывания. Своим творчеством Хачатурян оказал определяющее суггестивность на возникновение армянской композиторской школы.

Интересными творческими поисками отмечено на 30-х годах трехсменка армянских композиторов на оперном жанре: оперы А. Степаняна (1897- ), лучшая посреди которых – «Лусабацин» («Рассвет») и комическая зингшпиль А. Айвазяна (1902- ) «Тапарникос».

В начале 40-х годов на армянскую музыку приходят А. Арутюнян (1920- ), А. Бабаджанян (1921-1983), Э. Мирзоян (1920- ).

Арно Бабаджанян — виновник поэмы-рапсодии для симфонического оркестра (1954), Героической баллады для фортепьяно с оркестром (1950), скрипичного и виолончельного концертов (1949, 1962), 2-х струнных симфоний и других сочинений. Его фокстроты ("Веселый день" и т.д.) и его песни "О Ереване", "Поиграй на моей гитаре", "Песни первой любви", "С тобой" и "Я жду тебя" стали популярными вот всем Советском Союзе. Много и конструктивно камер-музыкант сотрудничал с поэтом Робертом Рождественским и певцом Муслимом Магомаевым /"Воспоминание", "Позови меня", "Загадай желание", "Благодарю тебя", "Свадьба"/. Феноменальный счастье выстрел и на долю песен, написанных им на содружестве с Евгением Евтушенко /"Не спеши", "Чертово колесо", "Твои следы"/, Андреем Вознесенским /"Год любви", "Москва-река", "Верни мне музыку"/, Леонидом Дербеневым /"Лучший город земли"/. Немало свершено гениальным композитором и на области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров — просто им написаны мюзиклы "Дядя Багдасар", "Невеста с Севера", "В горах мое сердце".

К сожалению, его неотложно избавь с нами. Арно Бабаджанян умер на 1983 году, но нам осталось то, чего хочет оставить впоследствии себя любой брахма – нам остались его творения: песни, инструментальные пьесы, симфонические произведения. Создан филантропический залог Бабаджаняна, которым руководит его ребенок Араик. Этот залог поддерживает молодожены таланты. Он организует не чуть только вечера, но и фестивали музыки Арно Бабаджаняна. Открывая одну из них, мировой версификатор Андрей Дементьев сказал: "Я максимум работал с Бабаджаняном, это был столь вздыхатель на житие человек, на нем было столько юмора, человечности, чего и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное переживание прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором ура и радости".

К достижениям армянского музыкального театра относятся зингшпиль А. Тиграняна «Давид-бек», балеты Г. Егиазаряна «Севан», Э. Оганесяна «Мармар» и «Вечный идол».

В 50-70е годы «Детский альбом» А. Хачатуряна стимулировал сэр ряда армянских композиторов к жанру детской музыки: это «Детская сюита» А. Долуханяна, сборники детских пьес Ю. Геворкяна, С. Нагдяна, С. Самвеляна и др.

В области легкой музыки и песенного жанра максимум сделали А. Айвазян, А. Бабаджанян А. Долуханян, позднее Э. Оганесян, Д. Тер-Татевосян, К. Орбелян, А. Тертерян.

Константин Орбелян (1928) – мировой вот всем мире джазовый сказитель и композитор. Большую предназначение на его жизни сыграло связь с А.И. Хачатуряном. В 1956 году был назначен дирижером и художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра Армении. Специально для оркестра он сочинил пьесу "Дилижан" и "Концертный джаз-марш", заделавшийся "фирменным" знаком коллектива. Его "Полифонический прелюд" для 4-х тромбонов и альт-саксофона вошел на репертуар больших джаз-оркестров. С начала 70-х годов оркестр Армении приобрел триумфальную паблисити на СССР и после рубежом. Орбелян максимум экспериментировал с разными джазовыми стилями, на книжка числе на тут новом направлении джаз-рока — "Рассвет надо Севаном", "Приезжайте на Зангезур" (композиции на армянском стиле, 1981), "Москва Олимпийская" (1980), "Сновидение" (импрессионистский джаз, 1982). Орбелян первым реализовал принципы сплава средств современного джаза и национального мелоса. Помимо джазовых композиций Орбелян написал Колыбельную, три балетные миниатюры: "В полет", "Памятник" и "Мы после мир", двухструнный квартет, симфонию, балет “Бессмертие”. Вместе с А.Арутюняном они сочинили музыку к кинофильму "Сердце поет". Песни фильм одним махом стали шлягерами вот всех городах Советского Союза. В разное година лауреатами известного телевизионного конкурса "Песня года" стали орбеляновские "Сто часов счастья", "Шум берез", "Аревик", "Галисес". Сегодня Орбелян живет и работает на городе Лос-Анджелесе.

К народным музыкальным инструментам Армении относятся: чонгури, саз, тар, дудастанон, член (струнно-щипковые), кяманча (струнно-смычковый), зурна, дудуки (духовые-тростевые), блул, инструмент (духовые-флейтообразные), дол, дул (разновидности барабана).

Дживан Гаспарян — живая вымысел хоть куда музыки, человек, познакомивший сферы с армянским фольклором и музыкой дудука. Свой коренной альбом, на который-нибудь вошли древние народные армянские песни и баллады, он посвятил жертвам землетрясения на Армении.

Д. Гаспарян принимал покровительство на создании саундтреков к семнадцати фильмам, посреди которых такие картины словно “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь”, “Фрески” и “Доктор Живаго”.

Музыку, исполняемую Гаспаряном, контия исключается назвать просто “народной музыкой Армении”, его депозит на популяризацию армянской народной музыки навряд единица имеет аналогии и, возможно быть, вследствие чего к его многочисленным титулам густо добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”. Солирующие волшебные звуки дудука теперь позволительно услышать не чуть только на народной и духовной музыке, но и на world music, и на симфонической музыке, и на джазе, и на роке, и на голливудских блокбастерах… И все эти чарующие превращения оказались подвластны одному человеку — Дживану Гаспаряну, “королю дудука” неужели просто “дяде Дживану”, словно с уважением и любовью его называют.

Армения подарила миру многих выдающихся исполнителей: дирижеры К. Сараджев и М. Тавризян, певцы Павел, Карина и Рузанна Лисициан, Зара Долуханова, Гоар Гаспарян, Лусине Закарян. К числу лучших камерных ансамблей страны принадлежит Квартет им. Комитаса, эстрадный оркестр Армении.

Богат талантами армянский нация – спортсмен Петросян и юморист Е. Петросян, эксцентрик Л. Ингибаров, вагант А. Джигарханян, академик В. Амбарцумян.

А пашня его успеха – огромное усердность и оптимизм.

Рубрики: Искусство Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология