Автор конспекта:
Автор(ы): — Голощапова Галина Алексеевна

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №2″

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Цели: Познавательные: Обобщить знания жанровых особенностей стихотворений в прозе; совершенствовать умения целенаправленно воспринимать текст, определять стиль и тип речи, образно, логично передавать его содержание Развивающие: развивать навыки связной устной и письменной речи, формировать умение анализировать текст, выделять проблему, определять авторскую позицию, аргументированно высказывать свою точку зрения. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, преклоняться перед нравственным подвигом человека.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: — Ход урока:

1. Организационный момент:
2. Психологическая подготовка:
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы научимся видеть и понимать литературный текст.«Текст, — как говорил Хайдеггер, — это целая вселенная». Мы познакомимся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, проанализируем эти стихотворения с точки зрения композиции, идеи, приведём литературные реминисценции.
На уроке мы будем говорить о нравственном подвиге человека, о том, что волновало человечество со времён его появления на Земле. Иисус Христос, Джордано Бруно, Галилео Галилей…этот список можно продолжать бесконечно, и мы попробуем сделать это вместе. Ответим на вопрос: « Подвиг – это требование общественного мнения или порыв, состояние человеческой души?»
М. А. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» утверждал: «В жизни всегда есть место подвигу, просто нужно хотеть его совершить».
Мы поговорим о таких людях, которые жертвуют собой ради других, забывая о своей выгоде.
Лексическая работа:
- Как называют таких людей?
(Альтруисты).
Сегодня я познакомлю вас с двумя миниатюрами И. С. Тургенева «Два богача» и «Памяти Ю. П. Вревской».
Оформление тетрадей.
Работа с эпиграфами:
Лучший друг И.С. Тургенева французский новеллист Ги де Мопассан о писателе говорил:
Люди, подобные ему, стяжают
любовь всех благородных умов мира.
Гиде Мопассан
-что обозначает слово стяжают?
2-ой записываем:
Не было души более открытой,
более тонкой
и более проникновенной,
не было таланта
более пленительного, не было сердца
более честного
и более благородного.
Ги де Мопассан
Беседа с элементами морфологического анализа:
- Как Мопассан относился к Тургеневу?
- Какая форма прилагательного помогает ему показать превосходство Ивана Сергеевича перед другими писателями?
-Как формысловаоткрывают обоих писателей?
- О какой особенностиморфемного строения прилагательныхв простой сравнительной степени нужно помнить при разборе слова по составу?
3. Работа с текстом:
Своё впечатление от И.С. Тургенева Мопассан выразил так: (дать детям время прочитать, затем читают вслух)
Орфографическая работа (на доске проецируется«слепой»текст)
Вставьте и графически объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.
… Отв…рилась дверьявился гигант. Гигант с серебря..ой головой как было бы сказа…о в волшебной сказк… У него были дли..ые седые волосы густые брови и большая седая голова, настоящей бел…зны серебра,отливающее блеском спокойное лицо, с чертами несколько крупными. И у этого колосса были жесты детские боязливые и сдержа..ые.Он говорил очень тихо,голос его был несколько мягок.
-Как вы понимаете «жесты детские боязливые и сдержа..ые»
Морфемный разбор:
Сдержанные.

- К какой части речи вы отнесёте данное слово? Докажите.
Углубление материала:
- Как называется процесс перехода из других частей речи в прилагательные?
(Адъективация) — неморфологический способ образования
Приведите свойпримерподобного перехода. (Блестящий на солнце – блестящий ответ).
Репродуктивная беседа:
- Что нового узнали о Тургеневе из текста?
Литературоведческая работа:
Он любил музыку и живопись, жил в атмосфере искусства, откликался на все утончённые впечатления.
Стихотворения в прозе как нельзя лучше иллюстрируют сказанное великими людьми о Тургеневе.
В конце своей жизни И. С. Тургеневиздаёт цикл стихотворений в прозе «Senilia», что в переводе с латинского обозначает «старческое, сновидения старца». Это философские раздумья о жизни, о человеке, о себе.
«Стихотворения в прозе» были созданы во Франции, в Бужевале.Создавая колорит Франции, являясь истинно русским, Тургенев написал предисловие к своему сборнику на французском языке:
Mon cher lecteur. ne parcours pas ces poémes l’un aprés l’autre: tu peux meme t’ennuyer et le llvre va tomber de tes mains. Mais lis-les sans ordre: aujourd’hui celui-ci, demain celui- là, et peutetre un des vers laissera tomber quelque chose dans ton ame.

- О чём просит своих читателей Тургенев?
«Добрый мой читатель, не пробегай эти стихотворения сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, — и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебечто-нибудь в душу»
Сегодня мы знакомимся со стихотворениями «Два богача» и «Памяти Ю. П. Вревской», которые, может быть, «заронят что-то в ваши души».
Литературоведческая работа:
Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме. Для такого произведения характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма и рифмы.

Мотивированное чтение:
- О чём стихотворение?
1. «Два богача».
Учитель читает текст.
Анализ текста:
- Почему оно называется «Два богача»?
- О каких богачах идёт речь?
- Чем богат Ротшильд?
- Чем богат крестьянин?
- Почему у крестьянина нет имени?
- Как называется такой герой в литературном произведении?
Чтобы разобраться в идее произведения, выделим семантические центры и оформим в виде таблицы.
Выделение семантических центров:

Ротшильд
мужик
- громадные доходы
- разорённый домишко
- жертвует «целые тысячи»
- не жалеет «последние гроши»
- помогает многим, но безадресно
- взял в убогое семейство «девочку — сироту»
- имеет материальное богатство
-имеет духовное богатство


- По какому принципу построена таблица?
(Антитеза)
- Что противопоставляет Тургенев?
- Какова позиция автора? Запишите её.
- Охарактеризуйте это предложение.
- Какова ваша позиция? Аргументируйте её.
- Почему Ротшильду далеко до мужика?
-кто совершил подвиг?
- Как связаны предложения в тексте?
Литературоведческая работа:
Симплока
(Художественный приём, основанный на повторении в каждом последующем предложении слов или частей из предыдущего предложения).
- Какова цель использования симплоки?
(чтобы термин запомнился, приведу зрительный весенний пример А.А. Блок «О, весна, без конца и без краю!»)
* Найдите в тексте слова с орфограммой пре- и при-, объясните цель их использования в тексте?
-как понимаете «призрение бедных»?
Слово учителя:
Не только бедные люди способны на самопожертвование. И. С. Тургенев был знаком с Юлией Петровной Вревской, баронессой.Она принадлежала к высшим кругам общества. Необыкновенно красивая, она в 1858 году 17- летней девушкой вышла замуж за генерала Вревского, который служил на Кавказе, где в то время шла война. В том же 1858 году Вревский погиб на поле боя. Юлия Петровна, совсем юной, овдовела…
Светеё не интересовал, её душа жила другим – жаждой самопожертвования. Она отправилась на Балканы, в качестве медсестры ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла.
Чтение и анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской»:
-Чем, прежде всего, поражает стихотворение?
- Почему нет именигероини?
Перед вами некролог.
- Какое определение мы можем дать этому жанру?
Литературоведческая работа:
Некролог –( от греч. некрОс – смерть, логос – слово) – статья по поводу смерти кого – либо.
- Некролог строится по определённой композиции. (На экране композиция некролога).
- Как заканчивается стихотворение?
- О каком цветке идёт речь?
- Как называется такой приём?
- Почему Тургенев сцепляет предложения с помощью личного местоимения 3 лица, ед. числа?
- Стихотворение построено на принципе контраста. Найдём это в тексте, выделив речевую доминанту.
Выделение речевой доминанты:
Вместо коек – вонючая солома
Вместо стакана – черепок разбитого горшка
Вместо дома – ветхий сарай
- Какую эмоциональную нагрузку несёт слово ветхий? Чем ветхий отличается от старого?
Блестящая женщина высшего света — умирающий в грязи человек
Обеспеченная жизнь в прошлом- крайняя нищета
Мягкое сердце – твёрдая воля.
Контрастность подчёркивается и употреблением разной по эмоциональной окраске лексикой.
- Почему Тургенев обращается к риторическим вопросам?
- О чём грустит автор?
- Можно ли назвать выбор Вревской подвигом?
- Приведите примеры из художественной литературы или из жизни, подтверждающие вашу позицию.
Синтаксическая работа:
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

- Почему Тургенев завершает повествование побудительным предложением?
- Как он относится к своей героине?
- Какова позиция автора?
- Как вы можете определить свою позицию?
- Что объединяет эти два текста?
- Докажите справедливость высказывания Горького.
- Есть ли место подвигу в нашей жизни?
-Чем подвиг отличается отпоступка?
Приведите аргументы из жизни и из литературы.
4. Итог урока:
Обобщающее слово учителя:
И. С. Тургенев вошёл в литературу как поэт, очень любил и хорошо знал музыку. В конце жизни свои раздумья над вечными вопросами облёк в формустихотворений в прозе (до него писали такие миниатюры Луи Бернар, Артюр Рембо, Стефан Мелларме), с которыми мы познакомились сегодня.
Тургенев заставил нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живём? Какие непреходящие ценности управляют нашими поступками7 Ответили на вопрос: «Есть ли место подвигу в вашей жизни?» Сегодня вы поняли, чем подвиг отличается от поступка.
Тургенев оставил нам «нечто бессмертное и неоценённое – своё искусство, незабываемые произведения, ту драгоценную и непреходящую славу, которая выше всякой другой славы».
5. Домашнее задание:
Дома я рекомендую познакомиться со стихотворением, входящим в этот семантический и эмоциональный ряд – со стихотворением «Порог».

Письменный анализ стихотворения в прозе.

Краткое описание: — урок представляет собой комплексную подготовку к ГИА.

Файлы: Презентация к открытому уроку.ppt
Размер файла: 8504320 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология