Автор конспекта:
Автор(ы): — Бойко Татьяна Анатольевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №98 г.Уфа, учитель начальных классов

Регион: — Республика Башкортостан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

создание условий для формирования у младших школьников представления о роли леса в жизни человека

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: —

Плешаков А.А. "Природоведение" 4 класс

Используемая методическая литература: —

"Занимательное природоведение" Ю.Р.Васильев

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

презентация лес и человек, звуки природы, тренажер "Тундра"

Краткое описание: — Знакомство с растениями леса (этажи леса), составление цепи питания (групповая работа), лекарственные растения (гербарий), использование древесины человеком, лесной пожар (составление памятки), решение экологических задач

Окружающий мир

4 класс

Тема: «Лес и человек»

Цель: создание условий для формирования у младших школьников представления о роли леса в жизни человека.

Задачи:

1) Образовательные: познакомить с экологическими проблемами леса, возникшими по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; обратить внимание учащихся на острую экологическую проблему — уничтожение лесов;

2) Воспитательные: воспитывать чувство долга и ответственности перед природными богатствами;

3) Развивающие: развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Чтение стихотворения С.Никулиной «Русский лес»


Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если я устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.


— О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (между лесом и человеком)

— Сегодня на уроке мы выясним, чем является лес для человека.

II. Проверка знаний и умений

— Перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне, зонах тундры и Арктики.

1) Индивидуальная работа по карточкам и на ПК

Карточка 1

1. Перечисли природные зоны России:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В каком направлении располагаются природные зоны нашей страны? Подчеркни правильный ответ:

§ С юга на север;

§ С севера на юг;

§ С запада на восток.

3. Назови животных Арктики: __________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2

1. Перечисли животных тундры:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составь цепь питания из представленных животных и растений тундры: песец, белая сова, олень, трава, лемминг, комары.

__________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие растения растут в зоне лесов?_____________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 3

1. Перечисли хвойные деревья леса: __________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назови животных леса: __________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составь из записанных животных и растений цепь питания __________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальная работа на ПК: по тренажерам «Арктика», «Тундра».

2) Фронтальный опрос. Повторение «этажей леса»

— Пока ученики будут выполнять задания по карточкам, мы поработаем вместе с вами. (МУЗЫКА)


Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой… (И.Никитин)


(слайд)

— Оглянитесь, посмотрите внимательно. Что это за дом? Сколько в нем этажей? (слайд лес)

Ученик:Это лес, в нем 5 этажей. Пятый этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый этаж – кроны деревьев пониже: клена, липы (клик: липы), березы, осины, рябины. Третий – кусты и совсем молоденькие деревца (клик: шиповник, елочка). А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи (клик: крапива, одуванчики, подорожник). Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

- Заселим этажи нашего леса. Каких животных мы здесь можем поселить? (ответы детей)

- Как видим в природе все взаимосвязано. У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. (клик: крот и еж) Соловьи, тетерева вьют свои гнезда прямо на земле (клик: тетерев). Дрозды (клик: дрозд) устраивает гнезда повыше, на кустарниках. Дятел (клик: дятел, сова,) синицы, совы живут в дуплах деревьев. И на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы. (клик: орел).

3) Групповая работа

— Вам задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составьте цепи питания из представителей растительного и животного мира (слайд 3)

Карточка: Цепи питания

Кора – олень – волк.

Желудь – мышь – лиса.

Шишка – кедровка – лиса.

Кора – заяц – лиса.

Кора – заяц – волк. (слайд обратно по стрелке)

— Поможем маленькому ежу Ежинке спрятаться от хитрой лисы (клик: лиса, еж удаляется). Но животным нужно прятаться не только от злых хищников (показываю на лису, читаю стихотворение).

Ежинка


В голубой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке ежа.

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листком,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И ежик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез.

Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки,

Зеленый кустарник и рожь.

Подняв, как оружие, иголки,

Бежал, ощетинившись, еж!

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал,

Он по лесу бегал в тревоге

И внучку по имени звал.

Стемнело… И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка еж!

А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!

И утром к зеленой ложбинке

Из города дети пришли

И дедову внучку Ежинку

В корзине назад принесли.

Пустили на мягкую травку:

Дорогу домой ты найдешь?

— Найдет! – закричал из канавки

Взволнованным голосом еж.

В. Осеева


— Ребята, что вы посоветуете Ежинке? (не уходить из дома без разрешения)

Есть еще мнения? Как вы думаете, будет ли Ежинка без разрешения уходить из дома?

— Верно вы подметили. Я согласна с вами. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот.

4) «Лесная аптека»

— Послушайте еще одно стихотворение. Подумайте, чем оно поучительно?

Каждый пыльный куст придорожный

Мне кричал: «Я шучу с тобой,

Обойди меня осторожно

И узнаешь, кто я такой!»

Н.Гумилев

— Как вы думаете, можно ли это стихотворение назвать поучительным? Почему? Часто мы не задумываемся о том, что многие растения приносят пользу человеку, животным. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (подорожник, липу, зверобой, березу, крапиву…)

— Из каких растений можно заварить чай?

— Необходимо беречь свое здоровье и следовать мудрым советам природы. Какую помощь могут оказать лекарственные растения?

Выходят дети с гербариями шиповника, подорожника, одуванчика, березы, крапивы, липы.

1 ученик: Шиповник(клик по шиповнику) в медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе.

2 ученик: Подорожник большой применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле.

3 ученик: Одуванчик лекарственный применяется для возбуждения аппетита.

4 ученик: Березовый сок применяется при заболеваниях легких, при бронхите, как общеукрепляющее средство.

5 ученик: Крапива двудомная, является ценным пищевым растением, содержащим большое количество витаминов.

6 ученик: Липа применяется при простудных заболеваниях.

(Слайд 4)

Вывод

— Растения не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще они собираются компаниями. Каждая такая компания имеет свое название. Поиграем в слова. Если растут дубы, это …(клик – дубрава).

В России дуб сыграл выдающуюся роль.(клик по картинке дуба: 6 слайд).

При Петре Iвековые дубравы по реке Воронежу были объявлены фондом адмиралтейства. Русские корабелы высоко ценили дуб за его невиданную прочность. (по стрелке назад на 4 слайд)

— А что это такое: пушистая, колючая, зеленая?(ель)

-Если растут ели, лес называется … (ельник, клик по заголовку)

— Какое дерево является символом России? (береза) А сколько грибов растет под березами! Как они называются? Как называется лес, в котором растут только березы?(клик по заголовку) Это дерево полюбилось нашему народу. Березка упоминается в сказках, загадках и песнях. А еще, великий поэт Мустай Карим сравнивал наш край, Башкортостан, на карте, с березовым листком.

— Но береза — не только красивое, но и полезное дерево. Что вы знаете о ней, ребята?

1 ученик: В аптеке мы видели картонные коробочки с березовыми почками (коробочку продемонстрировать). Настой из почек употребляют как лекарство.

-А кто знает, как почки собирают?

2 ученик: Собирают почки весной, когда они немного набухнут. Срезают нижние ветки в метлы, а когда метлы высохнут, то их отбивают на коврике. Сережки березы служат кормом для наших птиц.

3 ученик: На стволах березы встречается березовый гриб. Из него тоже готовят лекарство. Весной из сока березы приготавливают сироп.

4 ученик: Древесину используют для изготовления фанеры, лыж, мебели.

5 ученик: Верхние слои коры березы, или береста, — хороший материал для изготовления шкатулок, посуды. (клик по картинке березы, изделия из бересты)

(Слайд 8)

— В старину береста заменяла нашим предкам бумагу.(клик по нижней стрелке переход на 5 слайд)

Если растут осины – лес… (Осинник)

(слайд 5)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

— О каком грибе идет речь? (подосиновик)

— Когда в лесу растут липы – лес… (Липовый)(клик по заголовку на 5 слайде) На Руси липа была наиценнейшем деревом. И не только потому, что из древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. «Сосна кормит, а липа обувает», — говорили в старину. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили лапти. (клик по картинке липы – лапти). Плелись лапти из липовой коры, лыка. Кору сдирали с молодых липок, соскребали с нее верхнюю тонкую кожицу, а оставшийся волокнистый слой резали на ленты. (клик, переход обратно, на 5 слайд).

— Когда в лесу растут преимущественно сосны, как такой лес называется? (сосновый бор. Клик по заголовку). Вот как щедра наша природа и как богат наш русский язык! (клик по картинке дуба, переход на 9 слайд сосновый бор)

— А это сосновый бор. Послушаем сообщение.

Ученик: С давних пор люди оценивали свойства сосны. Одно из них – стойкость. Сосне не страшны мороз, жара, засуха. Сосна боится только темноты. Ей нужно много света и солнца. Человек стал сажать ее там, где не могут вырасти другие деревья. А сосне это на пользу – никто не затеняет молодое деревце.

6. Словесное рисование

— Вижу вы устали. Представьте, что вы художники и у вас в руках волшебная кисть. Художник, который пишет картины природы, называется пейзажистом. Что бы вы нарисовали к этим словам?

1 ученик: Красавица русских лесов -…. Стройная, белокурая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой.(береза)

2 ученик: Зеленый великан России — … . Это мощное красивое дерево с крепким стволом и развесистыми ветвями. (дуб)

3 ученик: Очень красива пушистая … . под ее густыми лапами прячутся зайчишки, медведь строит свою берлогу, по веткам прыгают белочки. (ель)

III. Сообщение темы и целей урока

— Редкий человек не любит природу: никто из нас не пройдет равнодушно мимо красивого цветка, кудрявой березы, по-хозяйски раскинувшей лапы елочки. Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей. Мы постараемся определить роль леса в природе и жизни людей, обратить внимание на экологическую проблему – уничтожение лесов, будем учиться любить и беречь природу родного края.

-тема нашего урока – «Лес и человек» (клик по 9 слайду, переход на 10 слайд)

Слайд 10

— А девизом нашего урока будут слова Н.Сладкова (клик по 10 слайду): «Чтобы беречь землю, природу, чтобы ее полюбить – ее надо знать».

IV. Работа по теме урока

1. Определение роли леса в жизни человека

— Оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево. (Упражнение для глаз)(Книга, шкаф, парта, линейка и др.)

— Как давно человек начал использовать древесину для своих нужд?

1 ученик: Еще в древности люди строили жилище из древесины, разжигали огонь для приготовления пищи.

2 ученик: Люди строили лодки, изготавливали первые орудия труда

(клик по 10 слайду, переход на 11 слайд)

3 ученик: Мы были соснами и пихтами,

Теперь лежим в коробку впихнуты.

Мы были гордостью тайги,

Ну а теперь мы ей враги.

— Вы, ребята, конечно догадались – это … (спички) (клик 11 слайд) Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека.

— Осина обладает уникальными свойствами. Древесина ее великолепно режется, шлифуется и отлично пропитывается особыми веществами, благодаря которым спички не тлеют, а гаснут сразу. Это важно для предупреждения пожаров. Поэтому осину называют «спичечной королевой». (переход на 12 слайд)

Ученик читает стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».


Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.


— Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не потушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар).

— А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Давайте прочитаем памятку «Как разводить костер» (клик, на экране памятка). Запомните это пожалуйста.

— Лес – это не только источник древесины. Посмотрите на наш лес: для кого он является домом? (для животных, птиц, растений, грибов)

— Что еще полезного находит человек в лесу? (ягоды, орехи …)

— Почему на отдых люди стремятся в лес? (красота, тишина, чистый воздух, можно встретить животных)

— Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами? (животные, птицы)

— Как дышится в лесу? Каким воздухом легче дышать?

(переход на 13 слайд)

— Решим экологическую задачу: «Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?»

— Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли (клик по липе) Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники.

(переход на слайд 14)

— Но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появится только через 7-8 лет.

2. Составление схемы значения леса

— Составим схему значения леса для природы (клик по стрелкам)

3. Физминутка. Упражнение на релаксацию, звучит музыка.

— Закройте глаза. Представим себе, что мы попали в лес. Дышится легко в прогретых солнцем лесах. Настоящая сказка ждет человека в глубине торжественных и тихих лесов. С неба льется прямыми потоками свет, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми кажутся верхушки деревьев. На опушку падают косые лучи, и ближайшие стволы сосен озаряются мягким золотистым огнем. Вас охватывает прохлада листвы. От запахов цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость. Вы прислушиваетесь и слышите в тишине перезвон лесных жаворонков. Вы любуетесь и не можете налюбоваться росистыми тенями. Маленькие стрекозы с красными крылышками спят на пнях. Великая сила жизни видна во всем.

— Откройте глаза. Мы снова на уроке.

4. Работа по учебнику. Чтение текста.

— Откройте учебник стр.70.

5. Словарная работа

Слайд 16

— В тексте встретится слово «фитонциды». Читаем слово по слогам. Скажем с ударением. (клик по слайду). Фитонциды – это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев. Они убивают болезнетворных микробов. Огромно значение хвойных деревьев в жизни человека. Ведь хвоя выделяет в воздух большое количество фитонцидов.

— А теперь внимательно прочитайте текст, найдите новое, интересное, неизвестное пока нам с вами. Что-то вам покажется странным, а что-то необычным, невероятным, но все это есть, происходит, ведь это наша природа. Читаем текст «Роль леса в природе и жизни людей»(чтение про себя с карандашом)

— Что еще нового о значении леса вы узнали? (ответы детей)

6. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов

— Польза леса огромна. А всегда ли человек справедлив по отношению к нему? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Одна из проблем – это вырубка лесов. (переход на слайд 17)

— Если раньше лес вырубали по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются страшные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Как вы думаете, какие еще проблемы связаны с лесом? (Ответы детей) Верно, это незаконная охота, браконьерство. Человек издавна охотился на животных, добывая себе пищу, это было необходимо для выживания людей, но уничтожалось не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под особой охраной.

(переход на 18 слайд)

— В Красную книгу занесены:

1) Жуки – жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;

2) Растения – жень-шень, венерин башмачок;

3) Птицы – филин, утка-мандаринка;

4) Звери – зубр, амурский тигр.

В лесной зоне созданы заповедники для сохранения редких животных.

7. Работа в группах

— Сейчас каждой группе будет предложено задание.

1 группа должна доказать справедливость утверждений: «Лес – защитник воздуха», «Лес – защитник водоема», «Лес – защитник почвы».

2 группа = устно объяснить значение слова фитонциды.

3 группа – сформулировать и записать, какие опасные для природы действия человека выражены знаками, изображенными на листах.

4 группа – предложите соответствующие меры охраны леса.

Звучит тихая музыка. Дети работают в группах.

8. Проверка работы в группах

— Улучшая природу, человек что-то ухудшает, и в этом самое большое противоречие нашей жизни в окружающем мире. Мы, в основном, стараемся сделать «как лучше». Но иногда при этом забываем, что «лучше» должно быть не только нам, но и природе, в жизнь которой мы вмешиваемся. Каждое убитое дерево – вина человека, наш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на Родине. Иногда на месте вырубленного леса вырастает новый лес. Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свечи, берез. Такого уже не будет. Вырастет разнолесье. Молодое разнолесье по-своему тоже красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил.

9. Сообщение о Башкирском заповеднике

10. Работа с выставкой книг

— На нашей выставке представлены книги о природе: «Красная книга», ….

Из них вы можете узнать много нового и интересного о животных и растениях.

V. Домашнее задание

— Дома вы выполните задание по выбору:

1) Прочитаете текст учебника;

2) Найдете дополнительный материал о животных и растениях нашего края;

3) Выполните творческую работу – «мини-сочинения». Для каждой группы задание – продолжить сочинение 2-3 предложениями

· «Если бы я был лесничий, я бы…»

· Я – лесной доктор, потому, что…»

· «Если бы я был зверек, я бы…»

· «Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что…»

VI. Итог урока

1. Заключительная беседа. Рефлексия

— Спасибо за интересную работу на уроке. С какими затруднениями вы столкнулись? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? Что больше всего запомнилось? С постановки какого вопроса начали бы следующий урок? (ответы детей)

2. Выставление отметок. Самооценка

— Отметка «5» ставится, если ученик правильно отвечал на вопросы на уроке, активно работал, принимал участие в решении заданий.

— Отметка «4» ставится, если вы иногда ошибались, допускали неточности в ответах.

— Отметка «3» — если вы были неактивны, часто ошибались, не принимали участия в групповой работе. Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4»? «3»? (самооценка учащихся) Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!

— На память о нашем уроке я каждому из вас дарю памятку «Как вести себя в лесу». (раздать)

3. Заключение. Читаем стихотворение С.Павловой

– О чем самом главном мы должны помнить?

1 ученик: Прошу, природу берегите!

2 ученики: Не рвите ландыши, прошу!

3 ученик: Их мало на земле осталось,

4 ученик: Храните леса красоту.

5 ученик: Она не даром нам досталась,

6 ученик: Сегодня все должны понять:

Природу надо охранять.

7 ученик: Она, как малое дитя,

К тебе протягивает руки.

Все вместе: И дарит всем нам красоту,

Чтоб мы не знали в жизни скуки!

— Спасибо всем. Урок окончен.

Файлы: лес и человек.pptx
Размер файла: 6295634 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология