Автор конспекта:
Автор(ы): — Полехина Любовь Семёновна

Место работы, должность: — МОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1 учитель

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Тип урока: — Комбинированный урок

Учеников в классе: — 17

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебный комплект А.А.Плешакова

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийное устройство

Используемые ЦОР: —

Презентация к уроку

Краткое описание: — Урок ознакомления с материалом и первичного закрепления знаний по теме "Лес — природное сообщество"

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Цели урока:

- Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

- Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

- Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Описание: дети разделены и сидят тремя группами. И урок проходит как форум.

1. Организационный момент.

Погружение в путешествие

Ребята, вы сегодня будете работать тремя группами. В конце урока активные участники получат отметки, которые вы сами себе и выставите. В интернете работает лесной форум Гринпис России. А что это за «зверь» такой – Гринпис? Гринпис — основанная в 1971г. независимая международная общественная организация, ставящая целью сохранение окружающей среды. И мы сегодня, работая в группах, будем своего рода детской природоохранной комиссией, и должны будем ответить на один очень каверзный вопрос. Какой? – спросите вы. Скажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».

2. Проверка домашнего задания

А). Заполните схему: СЛАЙД 1

ПОЧВА

схема состава почвы

Б). Найдите ошибки в тексте: (по очереди каждой команде) СЛАЙД 2

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

В). Выбери правильное утверждение: (показать номер правильного цифрой) СЛАЙД 3

-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

3. Сообщение темы и целей урока.

Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами немного попутешествуем, а куда, вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения. СЛАЙД 4

( учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).

- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

Учащиеся:

- В лесу, возле ручья…

- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

Учащиеся:

- Щебет птиц, журчание ручья

Сегодняшний наш урок – урок-заседание. В результате его работы мы должны ответить вот на какой каверзный вопрос: что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества.

Здравствуй, вольная природа

Лес — великая страна!

Удивительным народом

Та страна населена.

4. Актуализация опорных знаний. Растительный мир лесов.

- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

Учащиеся:

- Сообща что–то, вместе…

- Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе

(толковый словарь Ожегова)

- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

- А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде) СЛАЙД 5

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. ( Деревья, кустарники, травы.)

- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.)

-Итак, Ярусы, или этажи леса: деревья, кустарники, травы СЛАЙД 6

-Посмотрите в Вашей тетради на с.55 таблица: СЛАЙД 7

-Работу выполняем в группе. Кому нужна помощь – помогаем.

Ярусы леса

Деревья

Кустарники

Травы

….

….

….

- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? ( Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)

- В среднем ярусе? ( Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)

- Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, подорожник, земляника, ромашка и т. д.) (3 команда)

- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? Думаю, если вы вспомните, как мама весной, формируя клумбу, более высокие цветы сажает по центру клумбы, а более низкие – по краям, то сможете ответить на данный вопрос. (Ярусность — это приспособление к более полному использованию солнечного света для фотосинтеза).

Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений.

Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место.

5. Физкультминутка

У оленя дом большой.

Он глядит в свое оконце-

Зайка по лесу бежит,

В дверь его стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне скорей давай!»

6. Животный мир лесов

- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

- Ученые называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхает трава. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев? (Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.) А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)

- А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)

Один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером звучит так «Всё связано со всем» (на экране слайд: « ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ») СЛАЙД 8

- Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)

- А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

- А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)

- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет. Как вы это объясните?

- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. СЛАЙД 9

-У вас на партах выдержка из научной статьи «Животные НСО».

Животный мир НСО

Фауна Новосибирской области в целом напоминает фауну Средней и Северной Европы, однако есть и существенные отличия. На территории области таежная и степная зоны находятся всего лишь в двухстах километрах друг от друга, поэтому здесь, отделенные сравнительно небольшим пространством, встречаются как чисто северные, таежные виды, так и вполне южные.

На севере, в лесных районах, обитают медведь, северный олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай. В лесостепной зоне водятся волк, лисица-корсак, горностай, ласка, тушканчик, заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры. Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен. В лесах области обитают около 300 видов птиц. Распространены рябчик, тетерев, глухарь. В лесах и по берегам рек обитают лягушки, ящерицы.

На территории Новосибирской области обитает около 80 видов млекопитающих. Среди них много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты. В почве так же живут разного рода жуки, черви, насекомые.

Самый крупный хищник Южной Сибири бурый медведь, длина его тела бывает около двух метров. В пределах области медведи встречаются в северных лесах и лесах Салаирского кряжа. Питаются эти звери, в основном, растительной пищей, не брезгуют падалью, иногда нападают на крупных животных, в том числе на домашний скот. Зимой медведи залегают в спячку.

Единственная дикая кошка наших лесов — рысь. Рысь охотится на различных животных, но ее любимая добыча — зайцы.

Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы:

- Какие животные встречаются в лесах нашего края? (1 команда)

- А какие обитают в почве? (2 команда)

- Назовите самого крупного хищника, населяющего леса НСО и единственную дикую кошку, живущую в наших лесах (3 команда)

7. Электронная физминутка для глаз. СЛАЙД 10 (если картинка мигает – и вы мигаете глазками)

СЛАЙД 11

- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)

- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

- Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(Грибы.)

(Показать муляжи грибов.)

- Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»

- Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

8. Проверочный тест. СЛАЙД 12

—А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Он на экране и у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные — знаком «-».

Тест

1.Растения в лесу растут ярусами.

2.Животные делят ярусы между собой.

3.На деревьях обитают кроты и землеройки.

4.Грибы помогают расти деревьям.

5.Лось – хищник.

6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.

7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.

-Поменяйтесь работами с соседом и поставьте оценку, руководствуясь следующими критериями: 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, 4 и более, к сожалению, — 2. Но таких, я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок – пятёрка.

9. Лес и человек

«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.

- Так ли это? Кто может уничтожить лес?

(Дети приходят к выводу, что человек). СЛАЙД 13

- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

-О чём рассказали знаки. Подпиши пиктограммы.

- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса! СЛАЙД 14 И 15

10. Подведение итогов урока

Вы очень хорошо работали! Какие же оценки получили участники секций? (ответы) СЛАЙД 16 И в награду я открою вам секрет, что в данной презентации использованы фото лесов нашего Венгерова и расскажу Вам сказку. Любите сказки?

—Послушайте сказку Ю.Дмитриева «Что такое лес?» (электронная версия сказки не моя. К сожаление имени автора не помню. Извините.)

—Понравилась вам сказка?

—Что вы из нее узнали о лесе?

- Почему называют лес – природным сообществом?

- Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?

- Как нужно обращаться и вести себя в природе?

Решение детской природоохранной комиссии:

Для благоприятного существования леса как природного сообщества важно то, что растения растут ярусами, которые делят между собой все животные леса, наличие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия.

11. Домашнее задание

С.57 №6 и №7

Дети поют песню.

Мир не прост, совсем не прост.

Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.

В нём есть деревья, и есть цветы,

Есть ещё, есть ещё ты…

Есть в нём совы, есть соловей.

Есть в нём и бабочка, и муравей.

И есть медведи, есть кроты,

Есть ещё, есть ещё ты!

Всё, что в этом мире живёт,

Всё, что дышит, любит, поёт,

Всё, что мы природой зовём,

Пусть живёт, пусть живёт

В сердце твоём. – 2 раза.

Файлы: Что такое лес.ppt
Размер файла: 2199552 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология