Автор конспекта:
Автор(ы): — Салахов Ильшат Халилуллович
Место работы, должность: — Сатламышевская СОШ учитель технологии, физкультуры, ОБЖ.
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: — Образовательные : ознокомить учащихся с значением леса, видами лесных пожаров , причинами их возникновения и их последствиями; Развивающие : развивать умения у учащихся тушить пожары, умения соблюдать правила безопасности при выходе из него; Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе , храбрость и решетильность при пожарах;
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник ОБЖ 8 класс А.Т.Смирнов
Используемое оборудование: —
Оборудование: таблицы , видеофильмы.
Краткое описание: — Виды пожаров: 1. Низовые; 2.Подземные (торфяные); 3.Верховые; Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения — от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров. Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту. Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожидан-ными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым. Причины пожара: Молния; Человек: а) брошенная горящая спичка или окурок; б) охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся; в) механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал, затем бросил и окурок; г) турист не погасил костер; д) осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как линза, сфокусировал лучи солнца; е) хозяйственные работы в лесу.
Ход урока :
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания. Тема «Ураганы, бури, смерчи.
Тестирование:
Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра:
А) Рихтер
Б) Бофорт
В) Ломоносов
Г) Менделеев
2. Ветер скоростью до 20 км/ч называется:
А) Циклон
Б) Шторм
В) Бриз
3. Область пониженного давления в атмосфере- это:
А) Смерч
Б) Циклон
В) Буря
4. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 100 км/ч:
А) Шторм
Б) Ураган
В) Торнадо
5. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:
А) Ветра и воды
Б) Воды и атмосферного давления
В) Атмосферного давления и ветра
Г) Ветра и верхнего слоя земли
6. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 60 км/ч:
А) Вьюга
Б) Торнадо
Г) Буря
7. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 400 км/ч:
А) Циклон
Б) Ураган
В) Буря
Г) Смерч
8. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:
А) Закрыть все окна и двери
Б) Включить телевизор, радио и выслушать рекомендации
В) Выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом.
9. Лучшая защита от смерча:
А) Будки на автобусных остановках
Б) Мосты, большие деревья
В) Подвальные помещения, подземные сооружения.
10. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана:
А) Овраг
Б) Большие деревья
В) Крупные камни
( Правильные ответы: 1Б), 2В), 3Б), 4Б), 5А),6В), 7Г), 8Б), 9В), 10А).
III. Основная часть урока. Тема « Лесные и торфяные пожары».
Лес – это основа стабилизации экологической обстановки страны, это главный источник кислорода, естественный « живой» фильтр, очичающий атмосферу от диоксида углерода и вредных газов. Реки и озера он предохраняет от заиливания и осушения, а почву — от эрозии. Сберечь- его это задача всех.
Виды пожаров:
1. Низовые;
2.Подземные (торфяные);
3.Верховые;
Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения — от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.
Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.
Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожидан-ными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.
Причины пожара:
Молния;
Человек:
а) брошенная горящая спичка или окурок;
б) охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;
в) механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал,
затем бросил и окурок;
г) турист не погасил костер;
д) осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как линза, сфокусировал лучи солнца;
е) хозяйственные работы в лесу.
Последствия пожаров:
Среди катастрофических пожаров последних лет можно назвать пожар в 1972 году, когда лесные и торфяные пожары охватили больше десятка областей центральной части России.
Тушение пожара:
Небольшой пожар тушат при помощи веников из зеленых веток, мешковиной, брезентом или одеждой огонь надо захлестывать, сметать в сторону очага пожара, небольшие языки пламени за-
таптывать ногами. Можно забрасывать кромку пожара землей.
Для тушения больших площадей привлекается население, кроме детей и подростков, а также больных людей. В основном тушением таких пожаров занимается государство.
Правила безопасности при выходе из пожара:
Если вы не в состоянии бороться с огнем – уйдите от него. Идти нужно в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой повязкой, полотенцем, частью одежды.
При подходе пожара к населенному пункту и когда нет сил с ним бороться – население эвакуи-
руется. Личные вещи в этом случае можно спасти в каменных домах, подвалах или просто ямах, засыпав землей.
IV.Повторение и закрепление полученных знаний.
Вопросы для повторения:
Рассказать о причинах возгорания лесов.
Рассказать о последствиях пожара.
Виды пожара.
Рассказать об особенностях горения торфа.
Что надо знать при тушении лесного пожара.
V.Домашнее задание : По тетради .
Урок окончен.
Ход урока :
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания. Тема «Ураганы, бури, смерчи.
Тестирование:
Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра:
А) Рихтер
Б) Бофорт
В) Ломоносов
Г) Менделеев
2. Ветер скоростью до 20 км/ч называется:
А) Циклон
Б) Шторм
В) Бриз
3. Область пониженного давления в атмосфере- это:
А) Смерч
Б) Циклон
В) Буря
4. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 100 км/ч:
А) Шторм
Б) Ураган
В) Торнадо
5. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:
А) Ветра и воды
Б) Воды и атмосферного давления
В) Атмосферного давления и ветра
Г) Ветра и верхнего слоя земли
6. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 60 км/ч:
А) Вьюга
Б) Торнадо
Г) Буря
7. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 400 км/ч:
А) Циклон
Б) Ураган
В) Буря
Г) Смерч
8. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:
А) Закрыть все окна и двери
Б) Включить телевизор, радио и выслушать рекомендации
В) Выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом.
9. Лучшая защита от смерча:
А) Будки на автобусных остановках
Б) Мосты, большие деревья
В) Подвальные помещения, подземные сооружения.
10. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана:
А) Овраг
Б) Большие деревья
В) Крупные камни
( Правильные ответы: 1Б), 2В), 3Б), 4Б), 5А),6В), 7Г), 8Б), 9В), 10А).
III. Основная часть урока. Тема « Лесные и торфяные пожары».
Лес – это основа стабилизации экологической обстановки страны, это главный источник кислорода, естественный « живой» фильтр, очичающий атмосферу от диоксида углерода и вредных газов. Реки и озера он предохраняет от заиливания и осушения, а почву — от эрозии. Сберечь- его это задача всех.
Виды пожаров:
1. Низовые;
2.Подземные (торфяные);
3.Верховые;
Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения — от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.
Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.
Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожидан-ными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.
Причины пожара:
Молния;
Человек:
а) брошенная горящая спичка или окурок;
б) охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;
в) механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал,
затем бросил и окурок;
г) турист не погасил костер;
д) осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как линза, сфокусировал лучи солнца;
е) хозяйственные работы в лесу.
Последствия пожаров:
Среди катастрофических пожаров последних лет можно назвать пожар в 1972 году, когда лесные и торфяные пожары охватили больше десятка областей центральной части России.
Тушение пожара:
Небольшой пожар тушат при помощи веников из зеленых веток, мешковиной, брезентом или одеждой огонь надо захлестывать, сметать в сторону очага пожара, небольшие языки пламени за-
таптывать ногами. Можно забрасывать кромку пожара землей.
Для тушения больших площадей привлекается население, кроме детей и подростков, а также больных людей. В основном тушением таких пожаров занимается государство.
Правила безопасности при выходе из пожара:
Если вы не в состоянии бороться с огнем – уйдите от него. Идти нужно в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой повязкой, полотенцем, частью одежды.
При подходе пожара к населенному пункту и когда нет сил с ним бороться – население эвакуи-
руется. Личные вещи в этом случае можно спасти в каменных домах, подвалах или просто ямах, засыпав землей.
IV.Повторение и закрепление полученных знаний.
Вопросы для повторения:
Рассказать о причинах возгорания лесов.
Рассказать о последствиях пожара.
Виды пожара.
Рассказать об особенностях горения торфа.
Что надо знать при тушении лесного пожара.
V.Домашнее задание : По тетради .
Урок окончен.
Файлы: Лесные пожары.doc
Размер файла: 45568 байт.