Автор конспекта:
Автор(ы): — Айдралиева Валентина Мухтаровна

Место работы, должность: — МОУ «Основная общеобразовательнаяшкола с. Пылковка». пир ОБЖ.

Регион: — Саратовская плоскость

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее строительство

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 сословие

Предмет(ы): — Внеклассная маета
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока: — Цель: познакомить учащихся с происхождением и классификацией лесных и торфяных пожаров; С способами тушения лесных и торфяных пожаров; выяснить последствия лесных и торфяных пожаров; узнать о действиях по защите от лесных и торфяных пожаров; способы оповещения о лесных и торфяных пожарах.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.БочкареваН.Ф., КолбасовН.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Изд-во "Адэль", 1996.

2.МихайловЛ.А., МихеевГ.Д., ЕмельянчикВ.К., ЩегалевИ.А., СоломинВ.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека. Методическое дотация воеже учителя. СПб.: Специальная литература, 1998.

4.СитниковВ.П. Справочник школьника. Основы безопасности жизнедеятельности. Филологическое орфеон "Слово" АСТ. Центр гуманитарных наук рядом факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 1999.

5.ТопоровИ.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 7–8 класс. М.: Просвещение, 1999.

Используемая методическая литература: —

1.ГостюшинА. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во "Зеркало", Издательский хоромина "Техника – молодежи", 1996.

2.Хроника происшествий за III–IV кварталы 2002 года// Журнал ОБЖ. 2003. №2.

3.Энциклопедия воеже детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.

Используемое оборудование: —

Компьютер, кроссворд, тест.

Используемые ЦОР: —

На уроке используется предъявление (прикреплённый файл)

Краткое описание: — Пожаром называется неконтролируемый гранитизация горения, тянущий за собою унижение окружающей среды, ценностей и инда светопреставление человека. Лесной пламя – это неконтролируемое страсть растительности, неорганизованно распространяющееся по боровой территории. Наукой о лесных пожарах – боровой пирологией – на России год за годом аккумулируется огромное макроколичество научного материала. В России наибольшее испускание пожары получили на Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, республиках Саха, Хакасия, Бурятия и Тыва. Районы, на которых свирепствуют лесные пожары, чаще всего объявляются зоной бедствия. Лесные пожары по охвату площади подразделяются на зоны отдельных, массовых и сплошных пожаров и огненные штормы. Зона отдельных пожаров характеризуется возникновением незначительного количества пожаров, рассредоточенных по площади. Зона массовых пожаров представляет собою биота отдельных пожаров, возникающих одновременно. Зона сплошных пожаров характеризуется быстрым развитием и распространением пожаров, наличием высокой температуры, задымленности и загазованности, опасной воеже жизни. Проезд черезо эту зону невозможен разве сопряжен с проведением специальных противопожарных мероприятий. Огненный ветер – это розно насыщенный пламя на зоне сплошных пожаров, на центре которого возникает восходящая наверх конвекционная графа на виде огненного вихревого столба. К ней устремлены от периферии площади пожара сильные ветровые потоки. Потушить азартный ветер неакадемично невозможно. Лесные пожары бывают тремя видов: 1) устьевый (90% всех случаев) характеризуется горением боровой подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата пигмент деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 ступень 1 м/мин рядом слабом пожаре, ступень 16 м/мин (1 км/ч) – рядом сильном пожаре. Высота пламени рядом этом составляет 1–2 м; 2) верховый пламя развивается, как правило, из низового, возможен рядом сильном ветре, характеризуется горением пигмент деревьев. Возникает больше на хвойном разве смешанном лесу. Распространяется "скачками" разве стопроцентный стеной огня С скоростью от 5–8 ступень 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают моль на десятки метров вокруг, образуя новые очаги пламени; 3) хтонический (торфяной) пламя возникает на лесах с торфяными почвами, является продолжением низового разве верхового пожара. Распространяется по находящемуся на земле торфяному слою на глубину ступень 50 см и более. Горение изволь медленно, этак без доступа воздуха, С скоростью нескольких метров на сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, угу тоже полости выгоревшего торфа, на которые могут провалиться люд и техника. Кромка пожара не вообще заметна, следовательно есть коварность провалиться на неугасимый торф. Лесные и торфяные пожары приносят громадный подрыв народному хозяйству и представляют угрозу воеже людей, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных на лесу: гибнет молодая поросль, выгорают мовра трав, корни многолетних растений, снижаются защитные (полезные) свойства леса. В случае обнаружения пожара потребно позвонить на пожарную охрану по телефону 01, сообщить подлинный адресок пожара и свою фамилию.

Слайд 1, 2.

Тема: Лесные пожары и торфяные пожары.

Слайд 3.
— Эпиграф.

Не сносно никому на свете,
Шутить с огнём, играть
с огнём!

Цель: познакомить учащихся с происхождением иклассификацией лесных и торфяных пожаров; С способами тушения лесных и торфяных пожаров;выяснить последствия лесных и торфяных пожаров; узнать о действиях по защите от лесных и торфяных пожаров; способы оповещения о лесных и торфяныхпожарах. Оборудование. Компьютерная предъявление "Лесные и торфяные пожары", кроссворд, тест. Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа по-над темой урока.
Слайд 4.

Пожаром называется неконтролируемый гранитизация горения, тянущий за собою унижение окружающей среды, ценностей и инда светопреставление человека.
Лесной пламя – это неконтролируемое страсть растительности, неорганизованно распространяющееся по боровой территории.
Наукой о лесных пожарах – боровой пирологией – на России год за годом аккумулируется огромное макроколичество научного материала.
Среди катастрофических пожаров последних лет разрешается назвать стихийное катастрофа 1972г. Лесные и торфяные пожары за короткое момент охватили центральные области России. Было уничтожено 650тыс. га леса, 4900 штабелей торфа.
В 1976г. на Хабаровском крае огонек уничтожил на огромной площади не едва лишь лес, а и 11 поселков полностью, 19 других населенных пунктов – частично.
В 1987г. общая майдан лесных пожаров на Читинской области составила 93750га.
В 1989г. неакадемично выгорели сооружение Сахалина. Масштабы потерь сооружение на острове бесстрастно были признаны экологической катастрофой.
В Российской Федерации на 1989г. едва лишь на лесах Гослесфонда РФ зарегистрировано 20тыс. пожаров, угу на его активно охраняемой территории – больше 28тыс. пожаров.
В 1990г. на Иркутской области выгорело плечо к плечу 300 тыс. га лесов.
В 1994г. едва лишь на Хабаровском крае за сезон зарегистрировано 1 224 пожара.
В июне 1995г. на грани экологической катастрофы оказались жители севера Сахалинской области, где-нибудь бушевавшие пожары уничтожили 80тыс. га леса.
С 1991 по 1995г. на России на огне пожаров сгорели 38387 человек.
В 1996г. на Бурятии возникло 29 лесных пожаров на площади 4тыс. га, сгорело больше 100 жилых домов и дачных домиков. Погибло 5 человек.
В начале июля 1997г. на Алтае на огне погибли 11 участников ликвидации лесного пожара.
Слайд 5, 6.

Какие бывают пожары.
Пожароопасный сезон на лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится ступень наступления устойчивой дождливой погоды.
В России наибольшее испускание пожары получили на Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, республиках Саха, Хакасия, Бурятия и Тыва. Районы, на которых свирепствуют лесные пожары, чаще всего объявляются зоной бедствия.
Лесные пожары по охвату площади подразделяются на зоны отдельных, массовых и сплошных пожаров и огненные штормы.
Зона отдельных пожаров характеризуется возникновением незначительного количества пожаров, рассредоточенных по площади.
Зона массовых пожаров представляет собою биота отдельных пожаров, возникающих одновременно.
Зона сплошных пожаров характеризуется быстрым развитием и распространением пожаров, наличием высокой температуры, задымленности и загазованности, опасной воеже жизни. Проезд черезо эту зону невозможен разве сопряжен с проведением специальных противопожарных мероприятий.
Огненный ветер – это розно насыщенный пламя на зоне сплошных пожаров, на центре которого возникает восходящая наверх конвекционная графа на виде огненного вихревого столба. К ней устремлены от периферии площади пожара сильные ветровые потоки. Потушить азартный ветер неакадемично невозможно.
Лесные пожары бывают тремя видов:
1)низовой (90% всех случаев) характеризуется горением боровой подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата пигмент деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 ступень 1м/мин рядом слабом пожаре, ступень 16м/мин (1км/ч) – рядом сильном пожаре. Высота пламени рядом этом составляет 1–2м;
2)верховой пламя развивается, как правило, из низового, возможен рядом сильном ветре, характеризуется горением пигмент деревьев. Возникает больше на хвойном разве смешанном лесу. Распространяется "скачками" разве стопроцентный стеной огня С скоростью от 5–8 ступень 25км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают моль на десятки метров вокруг, образуя новые очаги пламени;
3)подземный (торфяной) пламя возникает на лесах с торфяными почвами, является продолжением низового разве верхового пожара. Распространяется по находящемуся на земле торфяному слою на глубину ступень 50см и более. Горение изволь медленно, этак без доступа воздуха, С скоростью нескольких метров на сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, угу тоже полости выгоревшего торфа, на которые могут провалиться люд и техника. Кромка пожара не вообще заметна, следовательно есть коварность провалиться на неугасимый торф.
Верховые и низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые. При беглом пожаре огонек передвигается с неохватный скоростью. При беглом верховом пожаре пламень распространяется больше с кроны на крону, оставляя эпизодически целые участки не тронутого огнем леса. При устойчивом верховом пожаре огнем охвачены не едва лишь кроны, а и стволы деревьев. Пламя охватывает полный моль – от почвенного покрова ступень вершин деревьев. При устойчивом низовом пожаре отмечается медленное страсть не едва лишь травы, опавших листьев, хвои, а и пней, валежника, нижней части стволов.
По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.
Слабые пожары – живость 1м/мин и возвышение пламени не больше 1,5м.
Средние пожары – живость ступень 3м/мин и возвышение пламени не больше 1,5м.
Сильные пожары – живость больше 3м/мин и возвышение пламени больше 1,5м.

Лесные и торфяные пожары приносят громадный подрыв народному хозяйству и представляют угрозу воеже людей, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных на лесу: гибнет молодая поросль, выгорают мовра трав, корни многолетних растений, снижаются защитные (полезные) свойства леса.
Причины пожаров:
Самые типичные случаи возникновения лесного пожара:
–брошена горящая спичка, окурок.
–охотник выстрелил, пыж начал тлеть разве загорелся;
–механизатор оставил на лесу смазанный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности (ТБ), курил бочок о бочок с заправляемой машиной и т.д.;
– людиразводили теплина на местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, на старых горельниках;
–люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах разве стерню на сеево плечо к плечу леса;
–осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза;
–хозяйственные работы на лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, стройка дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ.

Слайд 7.

Что делать, коль вам попали на зону пожара?
1.Если пламя только-только начинает разгораться рядом вас, попытайтесь сбить пламень веником из зеленых веток разве забросать его землей. Сообщите о происшедшем на очередной густонаселенный распредпункт разве лесничество.
2.Если пламя сильный, ваша альтернатива – как разрешается бойчее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара архантроп может польщенно на одночастье уйти. Идти сносно на наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.
3.При сильном задымлении поддувало и сопатка потребно прикрыть мокрой повязкой – полотенцем, подолом рубашки.
4.Относительно безопасными кое-где являются вспаханное поле, неохватный пустошь разве каменистая гряда.
5.Следует избегать бурелома: сухие деревья и ратания вспыхивают мгновенно.
Когда боровой пламя к лицу к населенному пункту, государственные службы информируют житель о том, как защитить себе и имущество. Если остановить огонек не удается, людей эвакуируют. Личные вещи разрешается спасти, поместив их на каменных строениях без горючих конструкций разве просто на яме, засыпанной землей.
Когда отправка невозможна, пламя пережидают на загерметизированных каменных зданиях, убежищах гражданской обороны, погребах и т.д.
Иногда переждать пламя разрешается на открытых участках – стадионах, площадях и др.
Слайд 8, 9,10.
Кто и как спасает моль от пожара
В случае обнаружения пожара потребно позвонить на пожарную охрану по телефону 01, сообщить подлинный адресок пожара и свою фамилию. Небольшой пламя на лесу разрешается потушить своими силами. Для этого сносно пучка веток лиственных пород. Ими потребно наносить скользящие удары по кромке огня сбоку на сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
Если под рукой дано лопата, по кромки огня копают ямки, грунт бросают на нижнюю том пламени. Сбив пламя, остановив пожар, на его кромку снова насыпают грунт стопроцентный полосой 6–8см и шириной 0,5м, на пути движения устраивают земляные полосы и широкие канавы.
Тушение лесных низовых пожаров ведется водой, химическими огнетушителями, с помощью строительства заградительных полос.
Верховые пожары тушат с помощью создания заградительных полос, пуском встречного огня.
Участники тушения торфяных пожаров должны кшатрия фавор источников воды, угу тоже зон, свободных от задымления, не на пример рядом опасности потребно выводить людей.
К тушению лесных пожаров активно привлекается местное население. Перед началом работ все проходят подробный инструктаж, знакомятся с правилами ТБ.
Слайд 11, 12.
К тушению лесных пожаров не допускают лиц младше 18 лет.
Законодательство РФ предусматривает, подобно как любой квартирохозяин разве ламер лесных угодий должен собственноручно организовать тушение пожара, возникшего на его территории. Поэтому рядом возникновении пожара чванливо знать, на чьем хозяйстве он возник.
Самым крупным владельцем сооружение на России является Федеральная услужение лесного хозяйства (Рослесхоз). Это государственная организация, у которой есть собственные авиабазы, пожарно-химические станции, дозорно-сторожевая услужение и т.п. Однако сооружение могут принадлежать и другим организациям – заповедникам, сельскохозяйственным предприятиям и инда Министерству обороны.
Охрана лесов от пожаров осуществляется наземными методами и с помощью авиации. В системе наземной службы действует больше 2тыс. пожарно-химических станций и плечо к плечу 200механизированных отрядов, оснащенных необходимыми средствами пожаротушения. С воздуха сооружение от пожара охраняет больше 930 самолетов и вертолетов, численность парашютно-десантной службы составляет плечо к плечу 7тыс. человек.
Если ради ограниченной видимости и задымленности невмоготу использовать авиацию, мера воеже определения места и границ пожаров используют космические спутники. С этой целью на городе Пушкино Московской области создан Центр слежения за оперативной обстановкой на лесах Европейской России. Такой же середка создается на Иркутске, где-нибудь полно организован наблюдение за лесными угодьями на азиатской части страны.
Россия занимает первое вместилище на мире по количеству лесов; она владеет этак четвертью мировых запасов древесины. Безусловно, воеже ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, потребно прикладывать большие усилия, нужна услуга всего доброго населения.
Слайд 13 — 18.
4. Закрепление материала.
Решите игра и ответьте на вопросы теста. (Эти задания помогут вы на одночастье проверить овладевание пройденной темы.)
Кроссворд
По горизонтали:
2.Наука о лесных пожарах.
3.Травма, которую может получить архантроп рядом небрежном обращении с огнем.
4.Материал, некоторый на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.

По вертикали:
1.Место, где-нибудь прежде поуже разводился и тушился костер.
2.Стихийное испускание огня, вышедшее из-под контроля человека.
5.Время года, когда самый часами возникают лесные пожары.

Ответы
По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4.Стекло.
По вертикали: 1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето.
Тест
1. Неконтролируемое страсть растительности, неорганизованно распространяющееся по боровой территории, это -
а) Стихийный пожар
б) Природный пожар
в) Лесной пожар.
2. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:
а) Низовые
б) Наземные
в) Верховые
д) Подземные
Найди неуверенный ответ.
3. К тушению лесных пожаровнедопускаются лица моложе:
а) 14 лет
б) 16 лет
в) 18 лет
г) 20 лет
4.Что следует сделать, коль вам оказались на лесу, где-нибудь возник пожар? Найди неуверенный ответ.
а) Кричать «караул»;
б) Определить конструктивизм ветра;
в) Быстро выходить из сооружение на наветренную сторону;
г) Определить конструктивизм распространения огня.
5.Что запрещено делать на лесу на опасный сезон?
а) Разводить костёр;
б) Петь песни;
в) Пользоваться открытым огнём;
г) Оставлять на освещённой поляне бутылки и осколки стекла;
д) Собирать ягоды.
Слайд 19
Правильные ответы:
1.Неконтролируемое страсть растительности, неорганизованно распространяющееся по боровой территории, это
в) боровой пожар
2. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на: Найди неуверенный ответ.
б) наземные
3.К тушению лесных пожаров не допускаются лица моложе:
в) 18 лет
4. Что следует сделать, коль вам оказались на лесу гдевозник пожар? Найди неуверенный ответ.
а) кричать «Караул»
5.Что запрещено делать на лесу на опасный сезон?
а) разводить костёр;
в) пользоваться открытым огнём;
г) оставлять на освещённой поляне бутылки и осколки.

Файлы: Лесные и торфяные пожары.rar
Размер файла: 6210735 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология