Автор конспекта:
Автор(ы): — Кучмина Н.В.
Место работы, должность: — МОУ «СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»
Регион: — Саратовская район
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее смесеобразование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 буржуазия
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Образовательные:
— продолжить представление обучающихся с писателями начала XXвека и их творчеством;
— способствовать развитию познавательной активности, мышления;
— учить обучающихся отстаивать свою точку зрения.
Развивающие:
— способствовать развитию УУД (анализ, сравнение, творческое мышление);
— формировать опыт пользоваться литературоведческими терминами (утопия, антиутопия, портрет, художественная деталь, знамение и др.);
— развивать творческие способности обучающихся;
— совершенствовать навыки грамотной речи школьников.
Воспитательная:
— на примере героев произведения способствовать воспитанию у обучающихся нравственных ценностей, развитию личностных качеств.
Тип урока: — Комбинированный танцкласс
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
В мире литературы. 11 класс. Учебник под ред. А.Г. Кутузова, издательский особняк «Дрофа», Москва, 2008.
Используемая методическая литература: —
1. Евсеев В.Н. Художественная обыденность Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие. М., 2003;
2. Нянковский М.А.Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина "Мы"("Литература в школе", 1998 г. № 3-4 ).
3. УроквформатеА4 titles.php?lt=199&author=36&dtls_books=1&title=644&submenu=2
4. Уроки литературы в 11 классе. Книга воеже учителя. Роман Е.Замятина "МЫ" http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htm
5. Предчувствие тоталитаризма. Из материалов к уроку по роману Е.Замятина «Мы»http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300904
Используемое оборудование: —
компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Используемые ЦОР: —
1. Презентация "Евгений Замятин"
2. Презентация "Личность и ватикан в романе Е.Замятина "Мы"
Краткое описание: — Урок по роману Е. Замятина «Мы» предполагается в рамках изучения темы «Литература 20-х годов». На предыдущих уроках исследовались разные идейно-художественные позиции писателей и поэтов в освещении революции и гражданской войны . На данном уроке обращаемся к новому воеже учащихся жанру антиутопии. На последующих уроках (М.А.Булгаков, А.И.Солженицын, А.Т.Твардовский), предполагается расширение и продвижение темы «государство и личность».
Ход урока
I. Оргмомент (проверка готовности к уроку).
II. Вступительное словцо учителя.
Сегодня на уроке мы будем анализировать радиороман Е.И.Замятина «Мы», попробуем разобраться в проблематике произведения, определим его жанр.
"Настоящая лубок может статься быть лишь там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, угу безумцы, еретики, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики," — писал в 1921г. русский писатель Е.И. Замятин. Он был "неудобным писателем"
«Я знаю, чисто у меня есть безумно неудобная стереотип говорить не то, чисто в оный минутка выгодно, угу то, чисто ступень кажется правдой»
Правда Замятина оказалась невостребованной близко заранее 80 гг. XX века. Роман был написан в 1920 году, однако вопросы, поднятые художником слова, волнуют нас и сегодня.
Но прежде всего каплю слов о самом писателе. Таня подготовила воеже нас рапорт о жизни и судьбе Е.Замятина.
III. Выступление с опорой на презентацию загодя подготовленной ученицы. (см.Приложение 1 )
IV. Определение жанра произведения.
— Итак, радиороман был написан в 1920 г., угу издан в России лишь в 1988 году.
— О чём же нынешний роман? Почему к примеру сказать надолго не мог быть издан? (Выслушиваются все ответы обучающихся)
— С древнейших времен людишки мечтали, чисто когда-нибудь придет время, когда-нибудь посередке человеком и миром наступит полная симметрия и все будут счастливы. Эта желание в литературе отразилась в жанре утопии (сл.2, тут и вслед после этим — см.Приложение 2 ) (основоположник жанра – Т.Мор). Авторы утопических произведений рисовали существование с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством). Построить орфеон всеобщего счастья представлялось делом несложным. Философы утверждали, чисто сносно здорово структурировать небезукоризненный порядок, все расставить по своим местам — и вот то-то и оно вам подсолнечный рай, какой-либо совершеннее небесного.
— Как вы считаете, можно династия считать радиороман «Мы» утопией? (Выслушиваются безо комментариев все ответы)
— Антиутопия (сл.3) — жанр, какой-либо опять-таки называют негативной утопией. Это ню такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться засудьбу человечества, задушу отдельного человека.
— Или это всё-таки антиутопия? (…) (сл.4)
V. Проблематика романа.
— Итак, вона же миропорядок Единого Государства? Кто неужели чисто руководит всеобщим счастьем? (составление кластера в сервисе Mindmeister(переход по ссылке со слайда).
(Предполагаемые ответы: XXXI век, «математически безошибочное счастье»: сытость, покой, занятия по способностям, полное утоление всех физических потребностей; Законы Часовой Скрижали регулируют существование людей: одинаковая форма; единовременно просыпаются, подносят ложки ко рту; по четыре нумера в цикл гуляют; в определенное прайм-тайм любят лада друга, агапэ регулируется "розовыми талонами”; всякие собственные чувства и предпочтения запрещены; нарушителей закона Благодетель накажет, нет имён (имя – это то, чисто отличает); инда природные стихии подчиняются: ни облачка, ровный свет). (см. Приложение 3 )
— Каково техника в XXXI веке? Чему оно служит? (Предполагаемый ответ: Искусство не отвергнуто, однако лишено "постылой свободы". Искусство призвано всеми формами воздействовать на массы, приучая их к единомыслию) – (сл.5)
— Итак, единомыслие, всеобщее предназначение под контролем Государства… Тотальный контроль… Что значит тотальный? А тоталитарный? (Сл.6)
Счастлив существо в таком государстве, где кажинный ход контролируют, воеже он не сбивался с пути к своему счастью? Посмотрите, подобно заботятся о его здоровье, например: правильный режим, на небе ни облачка…
VI. Физкультминутка.
— Сейчас я прошу вы представить себе гражданами Единого государства. А воеже легче вам было вжиться в образ, давай с вами «прогуляемся»: по трое в цикл (по четверо условия кабинета не позволяют), под команда музыкального завода (звучит киномузыка в стиле техно), славящего «наше» Государство. Мы все одинаковые, однотипно маршируем, все единовременно повернули голову — посмотрели вправо – маршируем — посмотрели слева – маршируем.
— Достаточно вжились в роль? У меня новость: к нам прибыл репортёр «из древности», из 2011 года. Очень странно, однако у репортёра есть имя, её зовут Дарья (заранее подготовленная учащаяся берёт радиоинтервью – см. Приложение 4 )
Вывод: Жизнь в подобном государстве ведет к утрате личности, отказу от отцовства и материнства, троян изгнана после пределы государства.
— Какова формула счастья, просчитанная в Едином Государстве? (слайд №7)
— Строительство Интеграла в романе имеет определенную цель: "проинтегрировать бесконечное равенство вселенной", воеже дотла спокой сделать Единым Государством и этак бессрочно избавиться от внешних врагов. Но ежели радиовселенная бесконечна, значит, все усилия Нумеров не имеют никакого смысла, поэтому чисто вселенную исключено проинтегрировать, угу следовательно, у Единого Государства присно сносно симптоматический нечистый дух и вероятие его свержения.
VII. Групповая работа.
— Как ни обезличены граждан Единого Государства, однако давай всё же рассмотрим разрозненно персонажей романа. (см. Приложение 5 )
I счал – Образ Благодетеля (слайд №8)
— Кто подобный Благодетель?
— Почему ему к примеру сказать же, подобно и культу "МЫ”, поклоняются?
— Как происходит бергколлегия Государством?
— Что было первичным: тиран-Благодетель поработил орфеон неужели орфеон обезличенных МЫ создало себе КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ Благодетеля?
(Предполагаемый решение группы: Во главе Единого Государства целесообразно некто, прозываемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, подобно правило, единогласно. Руководящий взгляд Государства состоит в том, чисто предназначение и произвольность несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, однако в безрассудстве своем потребовал свободы и после то был изгнан из Рая. Теперь Единое Государство снова даровало ему счастье, лишив свободы.)
— Итак, в Едином государстве стремятся к стопроцентному счастью. Все подобно чисто счастливы… Но чем оплачено это «стопроцентное счастье»? (… )
— Почему находятся безумцы, бунтующие навстречу своего счастья?
II счал – функция D – 503
Рассмотрите функция D – 503 на протяжении пока романа. Эволюционирует династия он?
(Предполагаемый решение группы: от осознания себе микробом — к ощущению целой вселенной среди себя. Поэтому ссора не лишь с Единым Государством, однако и с самим собой. Ощущение болезни и нежелание выздоравливать, понимание долга поперед обществом и агапэ к I-330, здравый смысл и душа, сухая математическая разумность и непредсказуемая человеческая троян – всё бунтует в герое).
III счал – функция I – 330 (слайд №9)
Портрет, характер.
— Какова её функция в романе?
(Предполагаемый решение группы: Главная микродеталь I-330 в восприятии героя — икс, какой-либо образуется складками невдали рта и бровями; некто воеже математика – знамение неизвестного. Так на смену ясности приходит неизвестность, на смену радостной цельности – мучительная раздвоенность: "Было неудовлетворительно меня. Один я – прежний, Д-503, номер Д-503, угу другой… Раньше он лишь высовывал свои лохматые лапы из скорлупы, угу в настоящее время вылезал весь, оболочка трещала, вот то-то и оно сейчас разлетится в куски и… и чисто тогда?" (запись 10-я) . Раздваивается и апперцепция мира.)
VIII. Беседа.
— Таким образом, Единому Государству, его, эластично говоря, странной логике в романе противостоит человеческая душа, то есть опыт любить, страдать. Та душа, которая и делает человека человеком. Единое Государство всё же не смогло убить в человеке его природу, его духовное, эмоциональное. Почему, подобно вы думаете? (Выслушиваются безо комментариев все ответы учеников)
— Расскажите о Великой катастрофе. (Предполагаемый ответ: В вернисаж Единогласия, невольно нашлись нумера, проголосовавшие навстречу продолжения данной власти Благодетеля. Это значит началом пути граждан Единого Государства в неизвестность, когда-нибудь был сделан целиком и полностью понятный ход из знакомого еще герою Древнего Дома после Зеленую Стену — в ненормальный спокой природной иррациональности).
— Что же было там, после зелёной стеной? Каковы ощущения героя? (Предполагаемый ответ: ошеломленность от невмоготу яркого солнца (не постоянно распределенного света!), ошеломленность слуха (нестройный шепот, шорох, щебетание) и осязания (не плоскость, угу раком упруго-мягкая, живая, зеленая поверхность. D ослеплён и оглушён.- скамейка №10)
— Что изменилось там, после Стеной в мироощущении героя? (Предполагаемый ответ: Д стал вождем — пока на крата день, и понимание собственной значимости не было полным, однако Д увидел, чисто с точки зрения Единого Государства он — хозчасть целого, "нумер" Д-503, угу после Зеленой Стеной — Строитель Интеграла и законченно свободен. А суть — у него есть выбор, которого заранее сроду не было и быть не могло.)
— Какое отрезвление постигло героя после Зелёной стеной? (Предполагаемый ответ: «они» преклоняются поперед мощью творения Единого Государства — Интеграла. Борцы навстречу "дивного нового мира", разделяют философию этого мира. Д-503 им нужен воеже воплощения их собственной (пока опять-таки абстрактной) идеи — в свою очередь покорить спокой с помощью Интеграла, предложив ему свои условия. Свободная индивидуум никому не нужна!)
— Каков развязка романа? (Предполагаемый ответ: Организован преднамеренный возбудимый сердцевина по борьбе с фантазией, где рентгеновским облучением лечат фантазии. Д-503 оперируют, после зачем он хорошо совершает то, чисто он присно считал своим долгом: выдаёт сообщников и идиллически наблюдает, подобно пытают I-330 под стеклянным колпаком, откачивая воздух. Она все же не сказала ни слова. Другие, приведенные скопом с ней, оказались «честнее»: многие стали говорить с первого же раза. Всех их казнят Машиной благодетеля – гильотиной.)
— Каковы мысли героя в последних строках романа? (Находим в тексте: на поперечном, 40-м проспекте посчастливилось сконструировать временную Стену из высоковольтных волн. И я надеюсь — мы победим. Больше: я уверен -мы победим. Потому чисто мозг необходимо победить).
— Как вы полагаете, это оптимистический развязка неужели пессимистичный? (…)
— Вернёмся ещё крата к вопросу жанра: чисто же это, утопия неужели антиутопия? Почему Замятин обращается к жанру антиутопии? (Вспомните, в какой знаменательный минутка развития нашего общества был написан роман).
IX. Рефлексия.
— Роман Замятина – антиутопия. О чём же предупреждает нас писатель? (Предполагаемый ответ: О том, чисто случится с обществом, ежели оно сносно уничтожать в людях личностное, индивидуальное и превращать в песчинки, в "нумера").
— Почему Е.Замятин обращается к проблеме утраты личности? Как это связано с временем написания романа?
— Напишите синквейн на темы «Единое Государство» и «Роман «Мы» (по вариантам).
(Несколько синквейнов ученики зачитывают по желанию – см. Приложение 6 )
X. Домашнее задание:Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» перечитать, выявить общее в проблематике романов Е.Замятина «Мы» и М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Индивидуальные задания: 1. М.Булгаков. Жизнь и судьба.
2. История создания романа «Мастер и Маргарита».
XI. Выставление и комментирование отметок.
Файлы: Замятин Мы.rar
Размер файла: 2290222 байт.