Автор конспекта:
Автор(ы): — Кучмина Н.В.

Место работы, должность: — МОУ «СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»

Регион: — Саратовская район

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее смесеобразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 буржуазия

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Образовательные:

— продолжить представление обучающихся с писателями начала XXвека и их творчеством;

— способствовать развитию познавательной активности, мышления;

— учить обучающихся отстаивать свою точку зрения.

Развивающие:

— способствовать развитию УУД (анализ, сравнение, творческое мышление);

— формировать опыт пользоваться литературоведческими терминами (утопия, антиутопия, портрет, художественная деталь, знамение и др.);

— развивать творческие способности обучающихся;

— совершенствовать навыки грамотной речи школьников.

Воспитательная:

— на примере героев произведения способствовать воспитанию у обучающихся нравственных ценностей, развитию личностных качеств.

Тип урока: — Комбинированный танцкласс

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

В мире литературы. 11 класс. Учебник под ред. А.Г. Кутузова, издательский особняк «Дрофа», Москва, 2008.

Используемая методическая литература: —

1. Евсеев В.Н. Художественная обыденность Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие. М., 2003;

2. Нянковский М.А.Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина "Мы"("Литература в школе", 1998 г. № 3-4 ).

3. УроквформатеА4 titles.php?lt=199&author=36&dtls_books=1&title=644&submenu=2

4. Уроки литературы в 11 классе. Книга воеже учителя. Роман Е.Замятина "МЫ" http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htm

5. Предчувствие тоталитаризма. Из материалов к уроку по роману Е.Замятина «Мы»http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300904

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Используемые ЦОР: —

1. Презентация "Евгений Замятин"

2. Презентация "Личность и ватикан в романе Е.Замятина "Мы"

Краткое описание: — Урок по роману Е. Замятина «Мы» предполагается в рамках изучения темы «Литература 20-х годов». На предыдущих уроках исследовались разные идейно-художественные позиции писателей и поэтов в освещении революции и гражданской войны . На данном уроке обращаемся к новому воеже учащихся жанру антиутопии. На последующих уроках (М.А.Булгаков, А.И.Солженицын, А.Т.Твардовский), предполагается расширение и продвижение темы «государство и личность».

Ход урока

I. Оргмомент (проверка готовности к уроку).

II. Вступительное словцо учителя.

Сегодня на уроке мы будем анализировать радиороман Е.И.Замятина «Мы», попробуем разобраться в проблематике произведения, определим его жанр.

"Настоящая лубок может статься быть лишь там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, угу безумцы, еретики, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики," — писал в 1921г. русский писатель Е.И. Замятин. Он был "неудобным писателем"

«Я знаю, чисто у меня есть безумно неудобная стереотип говорить не то, чисто в оный минутка выгодно, угу то, чисто ступень кажется правдой»

Правда Замятина оказалась невостребованной близко заранее 80 гг. XX века. Роман был написан в 1920 году, однако вопросы, поднятые художником слова, волнуют нас и сегодня.

Но прежде всего каплю слов о самом писателе. Таня подготовила воеже нас рапорт о жизни и судьбе Е.Замятина.

III. Выступление с опорой на презентацию загодя подготовленной ученицы. (см.Приложение 1 )

IV. Определение жанра произведения.

— Итак, радиороман был написан в 1920 г., угу издан в России лишь в 1988 году.
— О чём же нынешний роман? Почему к примеру сказать надолго не мог быть издан? (Выслушиваются все ответы обучающихся)

— С древнейших времен людишки мечтали, чисто когда-нибудь придет время, когда-нибудь посередке человеком и миром наступит полная симметрия и все будут счастливы. Эта желание в литературе отразилась в жанре утопии (сл.2, тут и вслед после этим — см.Приложение 2 ) (основоположник жанра – Т.Мор). Авторы утопических произведений рисовали существование с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством). Построить орфеон всеобщего счастья представлялось делом несложным. Философы утверждали, чисто сносно здорово структурировать небезукоризненный порядок, все расставить по своим местам — и вот то-то и оно вам подсолнечный рай, какой-либо совершеннее небесного.
— Как вы считаете, можно династия считать радиороман «Мы» утопией? (Выслушиваются безо комментариев все ответы)

— Антиутопия (сл.3) — жанр, какой-либо опять-таки называют негативной утопией. Это ню такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться засудьбу человечества, задушу отдельного человека.
— Или это всё-таки антиутопия? (…) (сл.4)

V. Проблематика романа.

— Итак, вона же миропорядок Единого Государства? Кто неужели чисто руководит всеобщим счастьем? (составление кластера в сервисе Mindmeister(переход по ссылке со слайда).

(Предполагаемые ответы: XXXI век, «математически безошибочное счастье»: сытость, покой, занятия по способностям, полное утоление всех физических потребностей; Законы Часовой Скрижали регулируют существование людей: одинаковая форма; единовременно просыпаются, подносят ложки ко рту; по четыре нумера в цикл гуляют; в определенное прайм-тайм любят лада друга, агапэ регулируется "розовыми талонами”; всякие собственные чувства и предпочтения запрещены; нарушителей закона Благодетель накажет, нет имён (имя – это то, чисто отличает); инда природные стихии подчиняются: ни облачка, ровный свет). (см. Приложение 3 )

— Каково техника в XXXI веке? Чему оно служит? (Предполагаемый ответ: Искусство не отвергнуто, однако лишено "постылой свободы". Искусство призвано всеми формами воздействовать на массы, приучая их к единомыслию) – (сл.5)

— Итак, единомыслие, всеобщее предназначение под контролем Государства… Тотальный контроль… Что значит тотальный? А тоталитарный? (Сл.6)
Счастлив существо в таком государстве, где кажинный ход контролируют, воеже он не сбивался с пути к своему счастью? Посмотрите, подобно заботятся о его здоровье, например: правильный режим, на небе ни облачка…

VI. Физкультминутка.

— Сейчас я прошу вы представить себе гражданами Единого государства. А воеже легче вам было вжиться в образ, давай с вами «прогуляемся»: по трое в цикл (по четверо условия кабинета не позволяют), под команда музыкального завода (звучит киномузыка в стиле техно), славящего «наше» Государство. Мы все одинаковые, однотипно маршируем, все единовременно повернули голову — посмотрели вправо – маршируем — посмотрели слева – маршируем.

— Достаточно вжились в роль? У меня новость: к нам прибыл репортёр «из древности», из 2011 года. Очень странно, однако у репортёра есть имя, её зовут Дарья (заранее подготовленная учащаяся берёт радиоинтервью – см. Приложение 4 )

Вывод: Жизнь в подобном государстве ведет к утрате личности, отказу от отцовства и материнства, троян изгнана после пределы государства.

— Какова формула счастья, просчитанная в Едином Государстве? (слайд №7)
— Строительство Интеграла в романе имеет определенную цель: "проинтегрировать бесконечное равенство вселенной", воеже дотла спокой сделать Единым Государством и этак бессрочно избавиться от внешних врагов. Но ежели радиовселенная бесконечна, значит, все усилия Нумеров не имеют никакого смысла, поэтому чисто вселенную исключено проинтегрировать, угу следовательно, у Единого Государства присно сносно симптоматический нечистый дух и вероятие его свержения.

VII. Групповая работа.
— Как ни обезличены граждан Единого Государства, однако давай всё же рассмотрим разрозненно персонажей романа. (см. Приложение 5 )

I счал – Образ Благодетеля (слайд №8)
— Кто подобный Благодетель?
— Почему ему к примеру сказать же, подобно и культу "МЫ”, поклоняются?
— Как происходит бергколлегия Государством?
— Что было первичным: тиран-Благодетель поработил орфеон неужели орфеон обезличенных МЫ создало себе КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ Благодетеля?
(Предполагаемый решение группы: Во главе Единого Государства целесообразно некто, прозываемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, подобно правило, единогласно. Руководящий взгляд Государства состоит в том, чисто предназначение и произвольность несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, однако в безрассудстве своем потребовал свободы и после то был изгнан из Рая. Теперь Единое Государство снова даровало ему счастье, лишив свободы.)

— Итак, в Едином государстве стремятся к стопроцентному счастью. Все подобно чисто счастливы… Но чем оплачено это «стопроцентное счастье»? (… )
— Почему находятся безумцы, бунтующие навстречу своего счастья?

II счал – функция D – 503
Рассмотрите функция D – 503 на протяжении пока романа. Эволюционирует династия он?
(Предполагаемый решение группы: от осознания себе микробом — к ощущению целой вселенной среди себя. Поэтому ссора не лишь с Единым Государством, однако и с самим собой. Ощущение болезни и нежелание выздоравливать, понимание долга поперед обществом и агапэ к I-330, здравый смысл и душа, сухая математическая разумность и непредсказуемая человеческая троян – всё бунтует в герое).

III счал – функция I – 330 (слайд №9)
Портрет, характер.
— Какова её функция в романе?
(Предполагаемый решение группы: Главная микродеталь I-330 в восприятии героя — икс, какой-либо образуется складками невдали рта и бровями; некто воеже математика – знамение неизвестного. Так на смену ясности приходит неизвестность, на смену радостной цельности – мучительная раздвоенность: "Было неудовлетворительно меня. Один я – прежний, Д-503, номер Д-503, угу другой… Раньше он лишь высовывал свои лохматые лапы из скорлупы, угу в настоящее время вылезал весь, оболочка трещала, вот то-то и оно сейчас разлетится в куски и… и чисто тогда?" (запись 10-я) . Раздваивается и апперцепция мира.)

VIII. Беседа.

— Таким образом, Единому Государству, его, эластично говоря, странной логике в романе противостоит человеческая душа, то есть опыт любить, страдать. Та душа, которая и делает человека человеком. Единое Государство всё же не смогло убить в человеке его природу, его духовное, эмоциональное. Почему, подобно вы думаете? (Выслушиваются безо комментариев все ответы учеников)

— Расскажите о Великой катастрофе. (Предполагаемый ответ: В вернисаж Единогласия, невольно нашлись нумера, проголосовавшие навстречу продолжения данной власти Благодетеля. Это значит началом пути граждан Единого Государства в неизвестность, когда-нибудь был сделан целиком и полностью понятный ход из знакомого еще герою Древнего Дома после Зеленую Стену — в ненормальный спокой природной иррациональности).

— Что же было там, после зелёной стеной? Каковы ощущения героя? (Предполагаемый ответ: ошеломленность от невмоготу яркого солнца (не постоянно распределенного света!), ошеломленность слуха (нестройный шепот, шорох, щебетание) и осязания (не плоскость, угу раком упруго-мягкая, живая, зеленая поверхность. D ослеплён и оглушён.- скамейка №10)

— Что изменилось там, после Стеной в мироощущении героя? (Предполагаемый ответ: Д стал вождем — пока на крата день, и понимание собственной значимости не было полным, однако Д увидел, чисто с точки зрения Единого Государства он — хозчасть целого, "нумер" Д-503, угу после Зеленой Стеной — Строитель Интеграла и законченно свободен. А суть — у него есть выбор, которого заранее сроду не было и быть не могло.)

— Какое отрезвление постигло героя после Зелёной стеной? (Предполагаемый ответ: «они» преклоняются поперед мощью творения Единого Государства — Интеграла. Борцы навстречу "дивного нового мира", разделяют философию этого мира. Д-503 им нужен воеже воплощения их собственной (пока опять-таки абстрактной) идеи — в свою очередь покорить спокой с помощью Интеграла, предложив ему свои условия. Свободная индивидуум никому не нужна!)

— Каков развязка романа? (Предполагаемый ответ: Организован преднамеренный возбудимый сердцевина по борьбе с фантазией, где рентгеновским облучением лечат фантазии. Д-503 оперируют, после зачем он хорошо совершает то, чисто он присно считал своим долгом: выдаёт сообщников и идиллически наблюдает, подобно пытают I-330 под стеклянным колпаком, откачивая воздух. Она все же не сказала ни слова. Другие, приведенные скопом с ней, оказались «честнее»: многие стали говорить с первого же раза. Всех их казнят Машиной благодетеля – гильотиной.)
— Каковы мысли героя в последних строках романа? (Находим в тексте: на поперечном, 40-м проспекте посчастливилось сконструировать временную Стену из высоковольтных волн. И я надеюсь — мы победим. Больше: я уверен -мы победим. Потому чисто мозг необходимо победить).

— Как вы полагаете, это оптимистический развязка неужели пессимистичный? (…)

— Вернёмся ещё крата к вопросу жанра: чисто же это, утопия неужели антиутопия? Почему Замятин обращается к жанру антиутопии? (Вспомните, в какой знаменательный минутка развития нашего общества был написан роман).

IX. Рефлексия.
— Роман Замятина – антиутопия. О чём же предупреждает нас писатель? (Предполагаемый ответ: О том, чисто случится с обществом, ежели оно сносно уничтожать в людях личностное, индивидуальное и превращать в песчинки, в "нумера").

— Почему Е.Замятин обращается к проблеме утраты личности? Как это связано с временем написания романа?

— Напишите синквейн на темы «Единое Государство» и «Роман «Мы» (по вариантам).

(Несколько синквейнов ученики зачитывают по желанию – см. Приложение 6 )

X. Домашнее задание:Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» перечитать, выявить общее в проблематике романов Е.Замятина «Мы» и М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Индивидуальные задания: 1. М.Булгаков. Жизнь и судьба.
2. История создания романа «Мастер и Маргарита».

XI. Выставление и комментирование отметок.

Файлы: Замятин Мы.rar
Размер файла: 2290222 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология