Автор конспекта:
Автор(ы): — Ефименко Любовь Юрьевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 4 «СОНО» учитель информатики

Регион: — Кемеровская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Знать:

  • структуру программы;

  • стандартные типы данных;
  • назначение и синтаксис операторов ввода-вывода;
  • назначение и синтаксис оператора присваивания;
  • арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • приоритеты операций при вычислении выражений.

Уметь:

  • запускать интегрированную среду TURBOPASCAL;
  • составлять линейные программы;
  • запускать программу на исполнение;
  • просматривать окно вывода результатов;
  • сохранять программу на диске;
  • завершать работу интегрированной среды TURBOPASCAL.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 8910

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Абрамов С.А., Гнездилова Г.Г., Капустина Е.Н., Селюн М.И. Задачи по программированию – М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1988. –224 с.
  • Брудно А.Л., Каплан Л.И. Олимпиады по программированию для школьников/Под ред. Б.Н. Наумова. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1985. – 96 с.
  • Гусева А.И. Учимся программировать: PASCAL 7.0. Задачи и методы их решения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Диалог-МИФИ»,1999. – 256 с.
  • Марченко А.И., Марченко Л.А. Программирование в среде TP 7.0/ Марченко А.И., Марченко Л.А.: Под ред., Тарасенко В.П. – К.:ВЕК+, М.: ДЕСС,1999. –496 с., ил.
  • Используемая методическая литература: —

    Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка конспектов уроков по информатике может быть использована учителем для изучения темы “Линейные алгоритмы” в восьмых (девятых) классах средней общеобразовательной школы.

    Шрифт, выделенный курсивом, означает, какую запись учащиеся делают в тетрадях.

    Используемое оборудование: —

    проектор

    компьютер

    Краткое описание: — Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка конспектов уроков по информатике может быть использована учителем для изучения темы “Линейные алгоритмы” в восьмых (девятых) классах средней общеобразовательной школы. Шрифт, выделенный курсивом, означает, какую запись учащиеся делают в тетрадях.

    Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы




    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка конспектов уроков по информатике может быть использована учителем для изучения темы “Линейные алгоритмы” в восьмых (девятых) классах средней общеобразовательной школы.

    Шрифт, выделенный курсивом, означает, какую запись учащиеся делают в тетрадях.

    Требования к аппаратному и программному обеспечению.

    В процессе изучения темы потребуется компьютерный класс, оснащенный IBM совместимыми компьютерами на базе процессора 80486, имеющими не менее 640 Кб памяти, на которых установлено следующее программное обеспечение:

  • операционная система MS-DOS ВЕРСИЯ 5.0 и выше;
  • Turbo Pascal версия7.0.
  • Требования к знаниям и умениям учащихся, которыми они должны обладать для успешного освоения этой темы.

    Знать:

  • технику безопасности при работе с компьютером;
  • классификацию программного обеспечения.
  • Уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • управлять файловой системой;
  • создавать и редактировать тексты в простом текстовом редакторе.
  • Требования к знаниям и умениям, которыми должны

    обладать учащиеся после изучения темы.

    Знать:

  • структуру программы;
  • стандартные типы данных;
  • назначение и синтаксис операторов ввода-вывода;
  • назначение и синтаксис оператора присваивания;
  • арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • приоритеты операций при вычислении выражений.
  • Уметь:

  • запускать интегрированную среду TURBOPASCAL;
  • составлять линейные программы;
  • запускать программу на исполнение;
  • просматривать окно вывода результатов;
  • сохранять программу на диске;
  • завершать работу интегрированной среды TURBOPASCAL.
  • Поурочное планирование.

    № п/п

    Тема урока

    Количество часов

    1.

    Алгоритмы и их свойства. Описание алгоритмов.

    1

    2.

    Программирование линейных алгоритмов в среде TURBOPASCAL.

    1

    3.

    Решение задач.

    1

    4.

    Самостоятельная работа.

    1

    5

    Подготовка к контрольной работе по теме «Линейные алгоритмы».

    1

    6

    Контрольная работа.

    1

    Список литературы,рекомендуемой для учителя

  • Абрамов С.А., Гнездилова Г.Г., Капустина Е.Н., Селюн М.И. Задачи по программированию – М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1988. –224 с.
  • Брудно А.Л., Каплан Л.И. Олимпиады по программированию для школьников/Под ред. Б.Н. Наумова. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1985. – 96 с.
  • Гусева А.И. Учимся программировать: PASCAL 7.0. Задачи и методы их решения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Диалог-МИФИ»,1999. – 256 с.
  • Марченко А.И., Марченко Л.А. Программирование в среде TP 7.0/ Марченко А.И., Марченко Л.А.: Под ред., Тарасенко В.П. – К.:ВЕК+, М.: ДЕСС,1999. –496 с., ил.
  • Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль: Учеб. пособие для вузов. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. –160 с.
  • ФароновВ.В. TURBO PASCAL 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. Издание 7-е, переработанное. — М. «Нолидж»,-2000. – 576 с., ил.
  • Список литературы, рекомендуемой для учащихся

  • Бабушкина И.А., Бушмелева Н.А., Окулов С.М., Черных С.Ю. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие по курсам «Информатика и вычислительная техника», «Основы программирования». – Москва, АБФ,1998. – 384 с.
  • Можаров М.С. Языки и методы программирования, часть первая (TP).Учебное пособие. – Новокузнецк, 1999,118 с., 90 авторских программ и алгоритмов.

  • Урок№1.

    Тема урока: «Алгоритмы и их свойства. Описание алгоритмов»

    Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятием «алгоритм», свойствами и способами их описания (блок-схема, программа, словесно-формульное);
  • начать формирование у учащихся алгоритмического мышления;
  • воспитывать умение слушать и дисциплинированность.
  • План урока:

  • Организационный момент (1 мин.).
  • Изучение нового материала (28 мин.).
  • Закрепление (8 мин.).
  • Домашнее задание (2 мин.).
  • Подведение итогов (1 мин.).
  • Ход урока

  • Организационный момент.
  • Проверяю отсутствующих, вхождение в урок.

  • Изучение нового материала.
  • Тема нашего урока «Алгоритм, его свойства. Описание алгоритмов». Алгоритм — очень важное понятие. Существует много определений понятия «алгоритм». Мы будем пользоваться некоторыми из них. Давайте запишем три определения.

    Определение 1.Алгоритм — это способ решения задачи, записанный по определенным правилам, обеспечивающим однозначность его понимания и механического исполнения при всех значениях исходных данных (из некоторого множества значений).

    Определение 2. Алгоритм — это последовательность действий со строго определенными правилами выполнения.

    Определение 3. Алгоритм — набор инструкций, позволяющих решить поставленную задачу после конечного числа шагов.

    Мы будем опираться на определение 2.

    Примерами алгоритма могут служить кулинарный рецепт приготовления блюда, проезд от дома до школы, исполнение танца, поиск слова в словаре и т. д. Чтобы понять, что такое алгоритм, нужно рассмотреть один из примеров.

    Пример. Алгоритм заварки чая.

  • Приготовить исходные величины — чай, воду, чайник, стакан, ложку.
  • Налить воду в чайник.
  • Довести воду до кипения и снять с огня.
  • Всыпать заварку в чайник.
  • Залить воду в чайник с заваркой.
  • Чай готов. Конец процесса.
  • Мы определили, что такое алгоритм. Теперь рассмотрим свойства, которым должны удовлетворять алгоритмы.

  • Понятность: алгоритм составляется только из команд, входящих в систему команд, которую исполнитель умеет выполнять.
  • Точность (или определённость): каждая команда алгоритма определяет однозначное действие исполнителя.
  • Конечность (или результативность): выполнение алгоритма должно приводить к результату за конечное число шагов.
  • Алгоритм должен иметь некоторое число входных данных, т.е. заданных ему до начала работы.
  • Алгоритм должен быть эффективным, то есть результат должен быть получен наименьшим числом наиболее простых операций.
  • Итак, приступая к разработке алгоритмов, составитель должен придерживаться перечисленных выше свойств (требований). Как же можно описать алгоритмы? Существует три способа описания алгоритмов.

  • Словесно — формульное описание алгоритма, то есть описание алгоритма с помощью слов и формул. (Примером служит кулинарный рецепт)
  • Начало алгоритма

    Ввод/вывод

    данных

    Элементарные действия

    Конец алгоритма

    Графическое описание алгоритма, то есть описание с помощью схем. Эти схемы еще называют блок — схемами. Блок — схема имеет три основных части: начало алгоритма; тело алгоритма, которое содержит систему команд алгоритма; конец алгоритма. Схематические части обозначают так. (Рисуем вместе со мной).

    3. Запись алгоритма на языке программирования.

    Алгоритмы бывают линейные, разветвленные и циклические. Изучение алгоритмов мы начнем с линейных алгоритмов.

    Определение. Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно.

    Сейчас, зная определение линейного алгоритма, попробуем решить задачи.

    Задача.Робот находится в точке(1,1) квадрата со стороной 6 единиц.

    Чтобы добраться до блока питания, ему нужно выбрать кратчайший путь лабиринта. Написать последовательность команд робота, если робот может шагать вправо, влево, вверх, вниз.

    Р

    Б

    Решение.

    • Вправо;
    • вправо;
    • вправо;
    • вниз;
    • вниз;

    • вниз;
    • вниз;
    • вправо;
    • вправо;
    • вниз.
    • Закрепление.

    Следующую задачу предлагаю решить самостоятельно.

    Задача. Черепашка движется с левого верхнего угла квадрата со стороной 7 единиц. Нарисовать крест в центре этого квадрата, если черепашка может идти вправо, влево, вверх, вниз, опустить хвостик — закрашивает клетку, поднять хвостик — не закрашивает клетку.

    Ч

    Решение.

    • Поднять хвостик;
    • вправо;
    • вправо;
    • вправо;
    • вниз;
    • вниз;
    • опустить хвостик;
    • вниз;
    • вниз;
    • вниз;
    • вверх;
    • влево;
    • вправо;
    • вправо;
    • поднять хвостик;
    • вверх.

    Критерий оценки: первые два ученика, правильно выполнившие это задание, получают оценки.

  • Домашнее задание.
  • Знать что такое алгоритм, его свойства и способы описания алгоритмов.

    Решить задачу: написать алгоритм рисования конверта, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя линии два раза, с помощью системы команд чертежника: поднять перо, опустить перо, переместиться в точку (x,y), сместиться на вектор (x,y).

    Решение.

    • Поднять перо;

    • переместиться в точку (3,1);
    • опустить перо;
    • сместиться на вектор (-2,1);
    • переместиться в точку (1,1);
    • сместиться на вектор (2,1);
    • сместиться на вектор (-1,1);
    • сместиться на вектор (-1,-2);
    • переместиться в точку (3,2);
    • переместиться в точку (3,1);
    • поднять перо.
    • Подведение итогов.

    Мы сегодня познакомились с новым понятием — алгоритм. Изучили свойства и способы описания алгоритмов. А также научились решать примеры с помощью алгоритмов, в том числе и линейных, которые состоят из действий, следующих друг за другом последовательно. Оценки за урок получили следующие ученики: 2-3 ученика, первые, правильно выполнившие самостоятельную задачу.


    Урок№2.

    Тема урока: «Программирование линейных алгоритмов на языке TURBOPASCAL»

    Задачи урока:

  • познакомить со структурой программы, основными типами данных, назначением и синтаксисом операторов ввода/вывода, присваивания, сформировать правильный стиль оформления программ;
  • продолжить формирование у учащихся алгоритмического мышления;
  • воспитывать дисциплинированность и умение слушать.
  • План урока:

  • Организационный момент (1 мин.).
  • Проверка домашнего задания (5 мин.).
  • Изучение нового материала (27 мин.).
  • Закрепление (9 мин.).
  • Домашнее задание (2 мин.).
  • Подведение итогов (1 мин.).
  • Ход урока

  • Организационный момент.
  • Проверяю отсутствующих, вхождение в урок.

  • Проверка домашнего задания.
  • Вопрос 1. Что такое алгоритм? (три определения)

    Ответ 1. Алгоритм — это способ решения задачи, записанный по определенным правилам, обеспечивающим однозначность его понимания и механического исполнения при всех значениях исходных данных(из некоторого множества значений). Алгоритм — это последовательность действий со строго определенными правилами выполнения. Алгоритм — набор инструкций для исполнителя, позволяющих решить поставленную задачу (алгоритм всегда должен заканчиваться после конечного числа шагов).

    Вопрос 2. Как можно описать алгоритм?

    Ответ 2. Алгоритмы можно описать с помощью блок – схем, слов и формул, программ.

    Вопрос 3. Какими свойствами обладает алгоритм?

    Ответ 3. Алгоритм обладает следующими свойствами: понятность, конечность, точность, эффективность и имеет некоторое число входных данных.

    Проверка задачи (к доске выходит ученик и приводит решение этой задачи, остальные ученики выполняют самопроверку): написать алгоритм рисования конверта, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя линии два раза, с помощью системы команд чертежника: поднять перо, опустить перо, переместиться в точку (x,y), сместиться на вектор (x,y).

    Решение

    • Поднять перо;

    • переместиться в точку (3,1);
    • опустить перо;
    • сместиться на вектор (-2,1);
    • переместиться в точку (1,1);
    • сместиться на вектор (2,1);
    • сместиться на вектор (-1,1);
    • сместиться на вектор (-1,-2);
    • переместиться в точку (3,2);
    • переместиться в точку (3,1);
    • поднять перо.
    • Изучение нового материала.

    На прошлом уроке мы познакомились со способами описания алгоритмов, но рассмотрели подробно только первые два из них. На сегодняшнем уроке вы узнаете, как записывать алгоритмы с помощью программ. А что такое программа?

    Программа – это последовательность команд на выбранном языке программирования, соответствующей разработанному алгоритму.

    На этом уроке вы начнете знакомство с одним из таких языков – это язык программирования TurboPascal.

    Во – первых, чтобы начать работу с этой средой необходимо в NC найти каталог TP, подкаталог BIN и файл turbo.exe.

    Во – вторых, запустить файл turbo.exe, тем самым попасть в рабочее окно TP (учащиеся садятся за компьютеры и выполняют эти действия).

    В верхней строке этого экрана вы видите главное меню, в которое можно попасть, нажав клавишу F10. Главноеменюсостоитизследующихподменю: FILE, EDIT, SEARCH, RUN, COMPILE, DEBUG, TOOLS, OPTIONS, WINDOWS и HELP.Нас пока интересуют только подменю FILE, RUN, COMPILE.

    ПодменюFILE активизируемклавишейENTER.

    Чтобы на экране появилось активное пустое окно с именем NONAMEOO, в котором можно писать текст программы, надо вывести маркер на строку NEW в появившемся меню FILE и нажать ENTER, или возникновение этого окна происходит после нажатия комбинации клавиш ALT+F.

    В этом же подменю можно открыть уже существующий файл (с расширением .pas) — OPEN или с помощью клавиши F3.

    Записать созданный файл можно клавишей F2 или в меню FILE – SAVE или SAVEAS (когда нужно изменить имя уже сохраненному файлу).

    Выход из среды TP осуществляется с помощью комбинации клавиш ALT+X или в подменю FILE — строка EXIT.

    Turbo.exe

    ЗапусксредыTP

    F10

    Главное меню

    NEW (_FILE_) илиALT+F

    Активное пустое окно

    OPEN (_FILE_) илиF3

    Открыть файл с расширением .pas

    SAVE (_FILE_) или F2

    Записать файл

    EXIT (_FILE_) илиALT+X

    Выход из среды TP

    Программы Pascal имеют блочную структуру. Самый большой, всеохватывающий внешний блок и называется программой.

    Программа на языке программирования TurboPascal

    Программа на TP состоит из следующих разделов:

    • Заголовок (Program_);
    • раздел переменных (VARiable);
    • раздел констант;
    • раздел операторов (главное тело программы).

    Структура программы на TURBOPASCAL

    PROGRAM _;

    VAR _ xinteger; {целый тип переменной от –32768 до 32767}

    s:string; {строковый тип переменной}

    y:real; {вещественный тип переменной}

    CONST _pi=3.14;

    BEGIN{начало программы}

    Write (a); {операторы}

    Writeln (b); {вывода}

    Read (a); {операторы}

    Readln (b); {ввода}

    a:=b; {оператор присваивания :=}

    END. {конец программы}

    Пояснения в фигурных скобках называются комментариями (можно обозначать – (*…*)). Разделы отделяются друг от друга точкой с запятой, в конце программы ставится точка.

    Чтобы правильно написать программу, для начала можно записать ее с помощью блок – схемы. Так выглядит блок – схема линейного алгоритма.

    Начало

    Ввод

    данных

    Элементарные действия

    Конец

    Вывод данных


    А сейчас, ребята, вместе со мной давайте попробуем составить программу приветствия.

    Программа приветствия с ЭВМ.

    Programdialog;

    Usescrt; {подключения модуля, в котором находится процедура очистки экрана}

    Var name: string;

    uspeh: string;

    Begin

    clrscr;{очищает экран и устанавливает курсор в левый верхний угол}

    Write ('Здравствуйте! Как ваше имя? ');

    Readln (name);

    Writeln ('Как ваши успехи в школе, ', name,'?');

    Readln (uspeh);

    Writeln ('Я очень рад за вас, ', name,', что у вас всё ',uspeh,'!');

    Writeln ('До скорой встречи!');

    Readln;

    End.

    Запустим эту программу на исполнение. Чтобы запустить программу на исполнение, надо нажать в главном меню подменю RUN или комбинацию клавиш CTRL+F9. А чтобы посмотреть, что получилось (вернуться в черно — белое окно – «экран пользователя»), необходимо нажать комбинацию клавиш ALT+F5.

    Оператор Write выводит строку символов: Здравствуйте! Как ваше имя? на экран без перевода курсора. После выполнения оператора Writeln последующий вывод: Как ваши успехи в школе, ‘name’? приведет к выдаче информации в следующую строку экрана. Окончание имени ln означает, что после ввода или вывода курсор переходит в начало следующей строки, иначе он остается справа от выведенного значения. Оператор Writeln; без параметров просто переведет курсор на начало следующей строки. Оператор ввода Read и Readln вызывает приостановку программы и переключение на экран пользователя – ожидание значения. После набора всех вводимых значений и нажатия Enter происходит переключение на текст программы, и она продолжает работу. По завершении вывода дисплей переключается на текст программы. Задержать экран пользователя, чтобы осмыслить результаты, можно, добавляя, оператор "фиктивного ввода": Writeln ('До скорой встречи!'); Readln; в этом случае экран пользователя закрывается текстом программы лишь после нажатия Enter. Если нужно еще раз изучить результаты, нажимаем ALT+F5, а чтобы вернуть программу на экран – любую литерную клавишу. Остается ознакомиться с оператором присваивания: := , в отличие от описания констант, оператор присваивания использует составной знак «:=», имеющий смысл “присвоить значение переменной”.

  • Закрепление.
  • Задача. Составить программу, выводящую на экране предложение: «Я программирую на языке Турбо Паскаль» и написать блок – схему.

    Решение.

    Program fraza;

    Uses crt;

    Var text:string;

    Begin clrscr;

    Write ('Я программирую на языке Турбо Паскаль!’);

    Read (text);

    End.

    Примечание. Предложение «Я программирую на языке Турбо Паскаль!» можно было занести в раздел CONST, а в программе вывести с помощью оператора Writeln. Блок – схема:

    Ввод

    текста:

    Я программирую на языке Турбо Паскаль!

    Вывод текста:

    Я программирую на языке Турбо Паскаль!

    Начало

    Конец


  • Домашнее задание.
  • Работа в TP, знать структуру программы в TP; операторы ввода/вывода, их синтаксис и назначение; типы данных.

    Задача. Составить программу, выводящую свою фамилию и имя в одну строке, и в каком классе ты учишься — в другой строке.

    Решение.

    Program fam_im_klass;

    Uses crt;

    Var text:string;

    Begin clrscr;

    Writeln ('Меня звать Ваня Иванов.');

    Writeln('Я учусь в восьмом классе.');

    Read (text);

    End.

  • Подведение итогов.
  • Устный опрос. Что такое программа? Из каких основных частей состоит программа? Какие операторы используются для ввода/вывода данных? Как записывается оператор присваивания? Какие типы переменных вы знаете?

    Ответы. Программа – последовательность команд на выбранном языке программирования, соответствующей разработанному алгоритму. Программа состоит из заголовка, раздела переменных, раздела констант и раздела операторов. Операторы вывода – write(n), writeln(n);операторы ввода – read(a), Readln(a). Оператор присваивания записывается следующим образом – c:=d. Типы переменных: тип целое – integer, тип вещественный — real и тип строковый — string.

    Выставление оценок в журнал и дневник (проверка домашней работы, решение задачи на закрепление).


    Урок№3.

    Тема: «Решение задач».

    Задачи урока:

  • закрепить знания и умения учащихся по составлению линейных программ, познакомить с арифметическими операциями и функциями sqr, sqrt, round;
  • продолжить формирование у учащихся алгоритмического и логического стиля мышления;
  • воспитывать у учащихся самостоятельность, усидчивость, внимание и аккуратность в оформлении программ.
  • План урока:

  • Организационный момент (1 мин.).
  • Проверка домашнего задания (6 мин.).
  • Изучение нового материала (10 мин.).
  • Закрепление (20 мин.).
  • Домашнее задание (2 мин.).
  • Подведение итогов (1мин.).
  • Ход урока

  • Организационный момент.
  • Проверка отсутствующих, вхождение в урок.

  • Проверка домашнего задания.
  • Письменный опрос (учитель диктует вопросы, учащиеся пишут ответы на листках, перед учащимися ставится цель написания кратких и четких ответов на все вопросы в течение 5 минут):

  • Что называется программой?
  • Напишите составные части программы?
  • Как выглядит блок – схема линейного алгоритма?
  • Какие типы переменных знаете?
  • Чем отличаются операторы write и writeln?
  • Как записывается оператор присваивания?
  • Ответы.

  • Программа – последовательность команд на выбранном языке программирования, соответствующей разработанному алгоритму.
  • Программа состоит из заголовка, раздела переменных, раздела констант и раздела операторов.
  • Блок – схема линейного алгоритма:
  • Начало

    Ввод

    данных

    Элементарные действия

    Конец

    Вывод данных


  • Типы переменных: тип целое – integer, тип вещественный — real и тип строковый — string.
  • Окончание имени оператора ln означает, что после ввода или вывода курсор переходит в начало следующей строки, иначе он остается справа от выведенного значения.
  • : = — оператор присваивания означает присвоение значения переменной.
  • Проверка задачи (ученик у доски, остальные – самопроверка).

    Program fam_im_klass;

    Uses crt;

    Var text:string;

    Begin clrscr;

    Writeln ('Меня звать Ваня Иванов.');

    Writeln('Я учусь в восьмом классе.');

    Read (text);

    End.

  • Изучение нового материала.
  • На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение линейного алгоритма на языке прграммирования Турбо Паскаль, а именно будем решать задачи, используя знания о хранении данных в памяти компьютера. Информация в компьютере хранится иначе, чем мы себе представляем. Рассмотрим числа. В компьютере каждое отдельное число или значение символа хранится в определённой ячейке памяти. Чтобы занести какое – то число на место другого, нам необходим оператор присваивания.

    Рассмотрим это на примере решения следующей задачи.

    Даны переменные А и В. Требуется обменять их значения, т. е. переменная А должна получить значение В, а В – значение А.

    Решение.

    Дано: А и В.Результат: А, В.

    Задача фактически заключается в том, чтобы поменять местами содержимое двух ячеек. Задача аналогична такой жизненной ситуации: даны две клетки – в одной волк, в другой – заяц. Требуеся поменять их местами, то есть пересадить из одной клетки в другую.

    Решать задачу необходимо следующим образом: введём ещё одну величину, выделим ячейку С и перенесём значение А в ячейку С (C:=A), затем значение В в А и т. д.

    А

    В

    С


    Изобразим всё с помощью блок – схемы. И запишем задачу в виде программы, чтобы посмотреть, как она работает.

    Начало

    Ввод

    А и В

    C:=A

    A:=B B:=C

    Конец

    Вывод

    A, B


    Program obmen;

    Var a,b,c:integer;

    Begin

    Write ('введитечислоA=');

    Readln (a);

    Write ('введитечислоB=');

    Readln (b);

    c:=a;

    a:=b;

    b:=c;

    Writeln (a);

    Writeln (b);

    Readln;

    End.

  • Закрепление пройденного материала.
  • Решим следующую задачу вместе.

    Задача: Даны 2 числа. Надо найти их а) сумму; в) произведение.

    При решении задач тип данных определяется множеством используемых значений и операций с ними. В целом типе используются целые числа и опрации: сложение (+), вычитание (-), умножение (*), деление (/), деление нацело (div), получение остатка от деления (mod). В вещественном типе операции +, -, *, / производятся над действительными числами. Как и в целом типе, операция возведения в степень замещается наличием математической функции sqr (переменная) – возведения в квадрат, функция sqrt (переменная) – квадратный корень из числа, функция round (переменная) – округление значения аргумента до ближайшего целого.

    Решение. Начало задачи схоже с нами рассмотренной – вводим 2 числа – А и В. А чтобы найти сумму введённых чисел надо опять в какую – то ячейку С поместить значение их суммы и вывести его на экран. Запишем сначала задачу с помощью блок – схемы.

    Начало
    Конец

    Ввод А,В

    Вывод А, В

    C:=A+B


    Programsumma;

    Usescrt;

    Var a,b:real;

    c:real;

    Begin

    Writeln ('Введите первое число -');

    Readln (a);

    Writeln ('Введите второе число -');

    Readln (b);

    c:=a+b;

    Writeln ('Их сумма равна- ',c:3:1);

    Readln;

    End.

    Пояснение к программе. Запись: write(x:m:n) изменяет стандартную форму вывода, где x – выводимое данное вещественного типа (константа, переменная, выражение); m – общее поле выводимого числа (включая знак числа, целую часть, точку и дробную часть); n – поле дробной записи. При использовании форматов число выводится в форме с фиксированной точкой.

    Задачу под буквой в) решите самостоятельно (блок – схему можно не использовать).

    Program proizvedenie;

    Uses crt;

    Var a, b, c: real;

    Beginclrscr;

    Write ('Введите первое число -');

    Readln (a);

    Write ('Введите второе число -');

    Readln (b);

    c:=a*b;

    Writeln ('Произведение этих чисел = ',c:3:2);

    Readln;

    End.

    Теперь рассмотрим другого типа задачу.

    Задача: Известна длина в километрах. Преобразовать в метры и сантиметры.

    Как мы переводим величины в математике? Мы знаем измерение длины: 1км = 1000м = 100000см. Для решения длины такой задачи мы вводим одну величину, и каким – то двум ячейкам памяти присваиваем преобразованные значения. Наберём задачу в виде программы и проверим правильность её выполнения.

    Program perevod;

    Uses crt;

    Var km, m, sm:real;

    Begin clrscr;

    Write ('km=');

    Read (km);

    m:=km*1000;

    sm:=m*100;

    Writeln ('m=',m:6:1);

    Writeln ('sm=',sm:6:1);

    Readln;

    End.

  • Домашнее задание.
  • Повторить определения алгоритма, его свойства и способы описания, определение линейного алгоритма, знать назначение и синтаксис операторов ввода/вывода и оператора присваивания и арифметических операций и функций, а также знать, как хранится информация в компьютере.

    Задача 1: Сколько стоят 100, 200, 300 грамм колбасы, если цена за 1кг составляет 34 руб.

    Пояснения: 1кг = 1000г или 1кг = 10*100г. То есть, чтобы найти, сколько стоят 100г колбасы, надо цену за 1кг разделить на 10, 200г – цену за 100г умножить на 2 и т. д.

    Решение.

    Program cena_kolbasi;

    Uses crt;

    Var g100, g200, g300: real;

    Const cena=34;

    Begin clrscr;

    Writeln ('cena=34 rub');

    g100:=cena/10;

    g200:=g100*2;

    g300:=g100*3;

    Writeln ('g100=', g100:5:1);

    Writeln ('g200=', g200:5:1);

    Writeln ('g300=', g300:5:1);

    Readln;

    End.

    Задача 2:Известна масса в тоннах. Преобразовать в килограммы и граммы.

    Решение.

    Program perevod;

    Uses crt;

    Var kg, g, t: real;

    Begin clrscr;

    Write ('t=');

    Read (t);

    kg:=t*1000;

    g:=kg*1000;

    Writeln ('kg=', kg:8:1);

    Writeln ('g=', g:10:1);

    Readln;

    End.

  • Подведение итогов урока.
  • Итак, на сегодняшнем уроке мы узнали, что в памяти компьютера число запоминается в отдельных ячейках памяти. Решая задачи обмена значений величин и перевода величин, мы используем, оператор присваивания, который заносит в дополнительную ячейку памяти определённое значение. На следующем уроке мы решим еще две задачи, и будет проведена самостоятельная работа.

    Выставление оценок в журнал и дневник (домашняя задача и самостоятельная работа в классе).


    Урок№4.

    Тема урока: «Самостоятельная работа»

    Задачи урока:

  • закрепить знания, умения и навыки учащихся по программированию линейных алгоритмов, продолжить знакомство с основными арифметическими операциями и функциями;
  • продолжить формирование у учащихся алгоритмического и логического стиля мышления;
  • формирование дисциплины, самостоятельности, самоконтроля, аккуратности при составлении линейных программ.
  • План урока:

  • Организационный момент (1 мин.).
  • Закрепление (11 мин.).
  • Самостоятельная работа (25 мин.).
  • Домашнее задание (2 мин.).
  • Подведение итогов (1 мин.).
  • Ход урока

  • Организационный момент.
  • Проверяю отсутствующих, вхождение в урок.

  • Закрепление.
  • Задача 1. Вычислить площадь треугольника АВС по формуле Герона, если сторона а=10, в=15, с – введите самостоятельно.

    Пояснение.Формула Герона –

    , на языке TP — S: = sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c)), где p – полупериметр треугольника.

    Замечание. Операции выполняются в такой последовательности:

  • сложение и вычитание;
  • умножение;
  • деление (в том числе div, mod);
  • вычисление функций.
  • Сложения и вычитания имеют низший приоритет, т.е. выполняются в последнюю очередь. У оставшихся арифметических операций – равный высший приоритет. Можно считать, что любые операции равного приоритета выполняются в порядке «слева — направо». Очередность выполнения опраций можно задать с помощью круглых скобок. Например, выражение 5*8 div 3 дает значение 13, а 5*(8 div 3) – значение 10; запись A/B*C*D представляет дробь с числителем A*C*D, для большей наглядности надо ставить скобки: (A/B)*C*D.

    Решение.

    Program plos;

    Uses crt;

    Var p, s: real;

    c: integer;

    Const a=10;b=15;

    Begin clrscr;

    Write ('Введите сторону с=');

    Read (c);

    p:=(a+b+c)/2;

    s:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));

    Writeln ('Площадь треугольника = ',s:2:1);

    Readln;

    End.

    Задача 2.Написать программу перевода времени, заданного в минутах, в величину, выраженную в часах и минутах.

    Решение.

    Program time;

    Uses crt;

    Var min, h, m: integer;

    Beginclrscr;

    Write ('Введите величину временного интервала (в минутах)');

    Readln (min);

    h:=min div 60;

    m:=min mod 60;

    Writeln;

    Writeln (min,'мин. -это',h,'час.',m,'мин.');

    Readln;

    End.

  • Самостоятельная работа.
  • А теперь самостоятельная работа на 25 минут. Она состоит из четырех заданий. Всего 4 варианта. Вопросы задавать можно.

    Вариант 1

    Вариант 2

    1.Письменно: определения алгоритма (одно) и программы.

    1.Письменно: описания алгоритмов, определение линейного алгоритма.

    2.Написать программу перевода расстояния из верст в километры (1 верста = 1066,8 м).

    2.Написать программу перевода объема из литров в кубические сантиметры.

    3.Написать программу нахождения площади треугольника по его основанию и высоте (S =(a*b)/2, где а – основание, b – высота).

    3.Даны катеты прямоугольного треугольника a=13, b=10. Написать программу нахождения гипотенузы c.

    Дополнительное задание.

    Написать программу, которая преобразует введенное с клавиатуры дробное число в денежный формат (например, число 125 должно быть пребразовано к виду 12 руб.50 коп.)

    Дополнительное задание.

    Написать программу, которая преобразует введенное с клавиатуры дробное число в денежный формат (например, число 125 должно быть пребразовано к виду 12 руб.50 коп.)

    Вариант 3

    Вариант 4

    1.Письменно. Свойства алгоритма, синтаксис и назначение оператора присваивания.

    1.Письменно. Синтаксис и назначение операторов ввода/вывода, их отличие.

    2.Написать программу перевода веса из фунтов в килограммы (1 фунт = 409,5 г).

    2.Написать программу перевода площади из гектаров в квадратные дециметры.

    3.Площадь квадрата равна S кв.м. Написать программу нахождения периметра квадрата.

    3.Периметр квадрата равен P м. Написать программу нахождения площади квадрата.

    Дополнительное задание.

    Написать программу, которая преобразует введенное с клавиатуры дробное число в денежный формат (например, число 125 должно быть пребразовано к виду 12 руб.50 коп.)

    Дополнительное задание.

    Написать программу, которая преобразует введенное с клавиатуры дробное число в денежный формат (например, число 125 должно быть пребразовано к виду 12 руб.50 коп.)

    Критерий оценивания самостоятельной работы: за полный ответ первого задания и выполнение второго – «3», за три правильно выполненные задания –«4», за три правильно выполненных задания, включая стиль программы и рациональность решения – «5», четвертое задание – на дополнительную оценку.

    Решение.

    Вариант 1.

  • Алгоритм — это последовательность действий со строго определенными правилами выполнения.Программа – последовательность команд на выбранном языке программирования, соответствующей разработанному алгоритму.
  • Program perevod;
  • Uses crt;

    Var v,k:real;

    Begin clrscr;

    Writeln ('Введите расстояние в верстах и нажмите ');

    Readln (v);

    k:=v*1.0668;

    Writeln (v:6:2,'верст(а/ы) -это',k:6:2,'км');

    Writeln ('Для завершения работы программы нажмите','');

    Readln;

    End.

  • Program ploshad;
  • Uses crt;

    Var a, b: integer;

    s: real;

    Begin clrscr;

    Write ('Введите основание А=');

    Read (a);

    Write ('Введите высоту B=');

    Read (b);

    s:=(a+b)/2;

    Writeln ('ПлощадьтреугольникаS=',s:2:0);

    Readln;

    End.

  • Program dengi;
  • Uses crt;

    Var r, k: integer;

    n: real;

    Begin clrscr;

    Write ('Введите дробное число -');

    Readln (n);

    r:=round(n*100) div 100;

    k:=round(n*100) mod 100;

    Writeln;

    Writeln (n:6:2,'руб. -это ',r,'руб.',k,'коп.');

    Readln;

    End.

    Вариант2.

  • Словесно — формульное описание алгоритма, то есть описание алгоритма с помощью слов и формул. Графическое описание алгоритма, то есть описание с помощью схем. И запись алгоритма на языке программирования. Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно.
  • Program perevod;
  • Uses crt;

    Var kubsm, l: real;

    Beginclrscr;

    Write ('Введите объем в литрах=');

    Read (l);

    kubsm: =l*1000;

    Writeln ('Объем =', kubsm:6:1,' куб. см.');

    Readln;

    End.

  • Program gipotenuza;
  • Uses crt;

    Var c: real;

    Const a=13;b=10;

    Begin clrscr;

    c:=sqrt(sqr(a)+sqr(b));

    Writeln ('Гипотенуза=',c:2:1);

    Readln;

    end.

  • Решение то же, что и у первого варианта.
  • Вариант 3.

  • Алгоритм обладает следующими свойствами: понятность, конечность, точность, эффективность и имеет некоторое число входных данных.
  • : = — присваивает переменной определенное значение.

  • Program perevod;
  • Uses crt;

    Var kg: real;

    f: integer;

    Begin clrscr;

    Writeln ('Введите вес в фунтах' );

    Readln (f);

    kg:=f*409.5;

    Writeln (f:4:2,' фунт(ов/а) — это ',kg:6:2,' кг');

    Writeln;

    End.

  • Program ploschad;
  • Uses crt;

    Var p, s: real;

    Beginclrscr;

    Write ('Введите значение площади квадрата (в кв. ед.) ');

    Readln(s);

    p:=4*(sqrt(s));

    Writeln ('Периметр квадрата равна в ед. ',p:6:2);

    Writeln;

    End.

  • Решение см. вариант 1.
  • Вариант 4.

  • Write(…),Writeln(…) – оператор вывода, Read(…),Readln(…) – оператор ввода. Окончание имени оператора ln означает, что после ввода или вывода курсор переходит в начало следующей строки, иначе он остается справа от выведенного значения.
  • Program ga;
  • Uses crt;

    Var n,m,d:real;

    Begin clrscr;

    Write('Введите число в гектарах -');

    Readln(n);

    m:=n*10000;

    d:=m*100;

    Writeln;

    Writeln(n:6:2,'га-это',m:6:2,'кв.мили',d:6:2,'кв.дм');

    Readln;

    End.

  • Program perimetr;
  • Uses crt;

    Var p, s: real;

    Beginclrscr;

    Write ('Введите значение периметра квадрата (в ед.) ');

    Readln (p);

    s:=(p/4)*(p/4);

    Writeln ('Площадь квадрата равна ',s:6:2,' кв.ед.');

    Writeln;

    End.

  • Решение см. вариант 1.
  • Домашнее задание.
  • Анализ самостоятельной работы (решение дополнительной задачи обязательно).

    Собираю тетради с домашней работой на проверку.

    Решение задачи 1.

    Programcena_kolbasi;

    Uses crt;

    Var g100, g200, g300: real;

    Const cena=34;

    Begin clrscr;

    Writeln ('cena=34 rub');

    g100:=cena/10;

    g200:=g100*2;

    g300:=g100*3;

    Writeln ('g100=',g100:5:1);

    Writeln ('g200=',g200:5:1);

    Writeln ('g300=',g300:5:1);

    Readln;

    End.

    Решение задачи 2.

    Program perevod;

    Uses crt;

    Var kg, g, t: real;

    Begin clrscr;

    Write ('t=');

    Read (t);

    kg:=t*1000;

    g:=kg*1000;

    Writeln ('kg=', kg:8:1);

    Writeln ('g=', g:10:1);

    Readln;

    End.

  • Подведение итогов.
  • Выставление оценок в журнал и дневник (за задачи на уроке).


    Урок№5.

    Тема урока: «Подготовка к контрольной работе по теме «Линейные алгоритмы»».

    Задачи урока:

  • обобщить, систематизировать и углубить знания, умения и навыки учащихся при составлении линейных программ по теме «Линейные алгоритмы»;
  • продолжить формирование у учащихся абстрактного, алгоритмического и логического мышления;
  • формирование дисциплины, самостоятельности, аккуратности при составлении линейных программ.
  • План урока:

  • Организационный момент (1 мин.).
  • Анализ самостоятельной работы (5 мин.).
  • Решение задач (30 мин.).
  • Домашнее задание (3 мин.).
  • Подведение итогов (1 мин.).
  • Ход урока

  • Организационный момент.
  • Проверяю отсутствующих, вхождение в урок.

  • Анализ самостоятельной работы.
  • Анализируем вместе с ребятами самостоятельную работу, выставляю оценки в дневник.

  • Решение задач.
  • На сегодняшнем уроке мы будем решать различные задачи, что позволит вам подготовиться к контрольной работе.

    Задача 1. Найти среднее арифметическое трех чисел, заданных с клавиатуры.

    Решение.

    Program srarifm;

    Uses crt;

    Var a, b: real;

    c, d: real;

    Beginclrscr;

    Write ('Введите первое число -');

    Readln (a);

    Write ('Введите второе число -');

    Readln (b);

    Write ('Введите третье число -');

    Readln (c);

    d:=(a+b+c)/3;

    Writeln ('Среднее арифметическое этих чисел = ',d:3:2);

    Readln;

    End.

    Задача 2. Улитка движется со скоростью 15 см/ч. Посчитать, сколько метров проползет улитка за n часов (минут).

    Решение.

    Program ulitka;

    Uses crt;

    Var n: integer;

    s: real;

    Const speed=15; {см/час}

    Begin clrscr;

    Writeln ('Введите время движения улитки в часах');

    Write ('->');

    Readln (n);

    s:=speed*n;

    Writeln (s:6:2,' см- проползетулитказа',n,' час(а/ов)');

    s:=s/100;

    Writeln (s:6:2,' м- илиза',n,' час(а/ов)');

    Writeln;

    End.

    Задача 3. Написать программу, вычисляющую, сколько минут пребываете вы в школе за n уроков (считать продолжительность уроков 40 мин, перемен – 10 мин).

    Решение.

    Program urok;

    Uses crt;

    Var kolurok, time: integer;

    Const timeurok=40; peremena=10;

    Begin clrscr;

    Writeln ('Сколько у тебя сегодня уроков?');

    Readln (kolurok);

    time:=kolurok*(timeurok+peremena)-10;

    Write ('В школе ты проведешь',time,' минут');

    time:=time*60;

    Writeln(' или',time,' секунд.' );

    Writeln;

    End.

    Задача 4. Катя родилась 29 февраля. Сколько раз отметила свой день рождения Катя, если сейчас ей n лет?

    Решение.

    Program visocosnii_god;

    Uses crt;

    Var n, dr: integer;

    Begin clrscr;

    Writeln ('Введите возраст Кати');

    Write ('->');

    Readln (n);

    dr: = (n div 4);

    Writeln (dr,' — столько раз отметила Катя свой день рождения.');

    Readln;

    End.

    Задача 5 — «Бильярд». При игре в бильярд шары разных цветов дают разное количество очков: желтый – 3 очка, красный – 5, синий – 2. Сколько баллов наберет играющий, если в лузу попадет n желтых, m красных, k синих шаров?

    Решение.

    Program biljard;

    Uses crt;

    Var n,m,k,kol:integer;

    Const z=3;c=5;s=2;

    Begin clrscr;

    Writeln('Введите число "забитых" в лузу желтых шаров');

    Write('->');

    Readln(n);

    Writeln('Введите число "забитых" в лузу красных шаров');

    Write('->');

    Readln(m);

    Writeln('Введите число "забитых" в лузу синих шаров');

    Write('->');

    Readln(k);

    kol:=n*z+m*c+k*s;

    Writeln(kol,' — балл(а/ов) набралиграющий.');

    Writeln;

    End.

  • Домашнее задание.
  • Подготовиться к контрольной работе (повторить теоретический материал, просмотреть решения всех выполненных задач).

  • Подведение итогов.
  • Выставление оценок в журнал и дневник.


    Урок№6.

    Тема урока: «Контрольная работа»

    Задачи урока:

  • проконтролировать знания учащихся по теме «Линейные алгоритмы»;
  • продолжить формирование у учащихся абстрактного, алгоритмического и логического мышления;
  • формирование дисциплины, самостоятельности, самоконтроля, аккуратности при оформлении текста программы.
  • План урока:

  • Организационный момент (1 мин.).
  • Инструктаж перед выполнением контрольной работы (3 мин.).
  • Контрольная работа (34 мин.).
  • Домашнее задание (1 мин.).
  • Подведение итогов (1 мин.).
  • Ход урока

  • Организационный момент.
  • Проверяю отсутствующих, вхождение в урок.

  • Инструктаж перед выполнением контрольной работы.
  • Контрольная работа состоит из 4 заданий. Критерий оценки: решение первых двух задач – на “3”, трех задач – на “4”, всех задач – на “5” (обязательно стиль программы и комментарии). Время на выполнение всей контрольной работы 34 минуты. При решении совещаться запрещается.

  • Контрольная работа.
  • Вариант 1

    Вариант 2

    1.Вычислить расстояние между населенными пунктами, изображенными на карте (масштаб карты вводить с клавиатуры).

    1.Вычислить стоимость некоторого количества (по весу) яблок (цена вводится с клавиатуры).

    2.Мальчик задумал целое число. Если его умножить на 8, затем прибавить 44, а потом разделить на 2, то получится 150. Какое число задумал мальчик?

    2.Вычислить стоимость покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек к ним.

    3.На день рождения к Пете пришло n друзей. На столе было m пирожных (m>n). Сколько достанется пирожных каждому и останется Пете?

    3.У Лены было s апельсин. Она раздала их t друзьям поровну. Сколько апельсин осталось у Лены?

    4.Написать программу вычисления величины дохода по вкладу. Процентная ставка (годовых) и время хранения (в днях) задаются с клавиатуры.

    4.Написать программу вычисления стоимости поездки на автомобиле на дачу (туда и обратно). С клавиатуры вводятся расстояние до дачи (в километрах), количество бензина, потребляемого автомобилем на 100 км, цена 1 л бензина.

    Критерий оценки: первые две задачи – на “3”, три задачи – на “4”, все задачи – на “5” (обязательно стиль программы и рациональное решение).

    Решения.

    Вариант 1.

  • Programnaselpunkt;
  • Uses crt;

    Var massh, ras, raspunkt: real;

    Beginclrscr;

    Writeln ('Вычисление расстояние между населенными пунктами.');

    Writeln ('Введите исходные данные:');

    Write ('Масштаб карты (количество км в одном см)->');

    Readln (massh);

    Write ('Расстояние между точками (насел. пунктами (в см) ->');

    Readln (ras);

    raspunkt: =massh*ras;

    Writeln;

    Writeln ('Расстояние между пунктами:',raspunkt:6:2,'км');

    Readln;

    End.

  • Program z;
  • Uses crt;

    Var x: real;

    Begin

    x:=(2*150-44)/8;

    Writeln ('Это число задумал мальчик ',x:2:1);

    End.

  • Program den_Peti;
  • Uses crt;

    Var n, m, d, k:integer;

    Beginclrscr;

    Writeln ('Cколько друзей пришло к Пете на день рождения?');

    Readln (n);

    Writeln ('А сколько пирожных есть у Пети?');

    Readln (m);

    d:=m div n;

    k:=mmodn;

    Writeln ('Тогда каждому другу достанется по ',d,' пирожн(ых/ому),

    а Пете останется ',k,' пирожн(ых/ое).');

    Readln;

    End.

  • Program dohod_dengi;
  • Uses crt;

    Var sum{сумма вклада}, srok{срок вклада}: real;

    stavka{процентная ставка}, dohod{доход по вкладу}: real;

    Beginclrscr;

    Writeln ('Вычисление дохода по вкладу.');

    Writeln ('Введите исходные данные:');

    Write ('Величина вклада (руб.)->');

    Readln (sum);

    Write ('Срок вклада (дней)->');

    Readln (srok);

    Write ('Процентная ставка ->');

    Readln (stavka);

    dohod: =(sum*stavka/100)/365*srok;{365-количество дней в году}

    sum: =sum+dohod;

    Writeln;

    Writeln ('Доход:',dohod:9:2,'руб.');

    Writeln('Сумма по окончании срока вклада:',sum:9:2,'руб.');

    Readln;

    End.

    Вариант 2.

  • Program yabloki;
  • Uses crt;

    Var cena, ves, stoim: real;

    Beginclrscr;

    Writeln ('Вычисление стоимости покупки.');

    Writeln ('Введите исходные данные:');

    Write ('Цена одного килограмма яблок (руб.):');

    Readln (cena);

    Write ('Вес яблок (кг):');

    Readln (ves);

    Stoim: = cena*ves;

    Writeln;

    Writeln ('Стоимость покупки:', stoim:6:2,'руб.');

    Readln;

    End.

  • Program pokupka;
  • Uses crt;

    Var cenatetr, cenaobl, kol, stoim: real;

    Beginclrscr;

    Writeln ('Вычисление стоимости покупки.');

    Writeln ('Введите исходные данные:');

    Write ('Цена тетради (руб.):');

    Readln (cenatetr);

    Write ('Цена обложки (руб.):');

    Readln (cenaobl);

    Write ('Количество комплектов(шт.):');

    Readln (kol);

    Stoim: = (cenatetr+cenaobl)*kol;

    Writeln;

    Writeln ('Стоимость покупки:', stoim:6:2,'руб.');

    Readln;

    End.

  • Program apelsin;
  • Uses crt;

    Var s, s1, t, t1:integer;

    Beginclrscr;

    Write ('Сколько апельсинов у Лены?');

    Readln(s);

    Write ('Сколько друзей у Лены?');

    Readln (t);

    s1: =s div t;

    t1: =smodt;

    Writeln ('По',s1,' апельсин(у/ов) достанется друзьям, а',t1,'- Лене.');

    Readln;

    End.

  • Program dacha;
  • Uses crt;

    Varrast{расстояние до дачи}:real;

    rash{расход бензина на 100 км пути}:real;

    cena{цена 1литра бензина}:real;

    summ{стоимость поездки на дачу и обратно}:real;

    Beginclrscr;

    Writeln ('Вычисление стоимости поездки на дачу и обратно.');

    Write ('Расстояние до дачи (км)->');

    Readln (rast);

    Write ('Расход бензина (литров на 100 км)->');

    Readln (rash);

    Write ('Цена литра бензина (руб.)->');

    Readln (cena);

    Summ: =2*rast/100*rash*cena;

    Writeln;

    Writeln ('Поездка на дачу и обратно обойдется в ', summ:6:2,'руб.');

    Readln;

    End.

  • Домашнее задание.
  • Анализ контрольной работы (прошу ребят написать на отдельных листочках, что им было не понятно, с какими задачами они справились, а с какими – нет и постараться решить эти задачи).

  • Подведение итогов.
  • Мы закончили изучение темы «Линейные алгоритмы», узнали, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает и как описывается линейный алгоритм, научились программировать линейные алгоритмы в среде программирования Турбо Паскаль. Все эти знания помогут вам в дальнейшем при изучении школьного курса не только информатики, но и других предметов. А дальше вы познакомитесь с алгоритмами разветвленной и циклической структуры.

    Файлы: База данных 8 классы.ppt
    Размер файла: 3587584 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология