Автор конспекта:
Автор(ы): — Чаленко Вера Глебовна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ п. Учебный" учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;

развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;

воспитывать уважение к слову, речевой культуре, к языку как наследию, доставшемуся от наших предков.

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Краткое описание: —

открытое мероприятие по русскому языку

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области»

Лингвистическая игра «В стране чудесных слов»

для учащихся 6 классов

(занятия кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)

Автор: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Чаленко Вера Глебовна

Лингвистическая игра «В стране чудесных слов» для учащихся 6 классов

( занятие кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)

Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;

развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;

воспитывать уважение к слову, речевой культуре, к языку как наследию, доставшемуся от наших предков.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, маршрутные листы для команд, рейтинговые листы для членов жюри.

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирается капитан. Команды получают задания: придумать название своей команде, девиз и эмблему, подготовить рекламу предмету.

Ход игры.

Ведущий: Любите ли вы путешествовать? Почему вас так привлекают путешествия?(ответы учащихся)

Сегодня мы отправляемся путешествовать. Наши странствия будут необычными, ведь побываем мы в стране чудесных слов. Ее вы не найдете на карте, ее нет даже во Вселенной. Эта страна существует в русском языке и называется «Лексико-фразеология». Каждая команда получила маршрутный лист, где отмечен путь, по которому мы должны с вами пройти.

  • Первый пункт нашего путешествия «Давайте познакомимся»

  • Капитаны представляют свои команды- название, девиз, эмблема.

  • Перед дальней дорогой надо проверить, как команды готовы к испытаниям.

  • Разминка. Первой начинает команда, которая быстрее даст ответ на вопрос «Наука, которая изучает слово и его лексическое значение»

    Замени одним словом, в котором обязательно должна быть шипящая :

    • Место соединения сшитых кусков ткани(шов)

    • Детеныш галки(галчонок)

    • Глухой шум(шорох)

    • Презрительное название ненасытного человека(обжора)

    • Сладость, может быть молочным, горьким(шоколад)

    • Асфальтированная дорога(шоссе)

    • Наездник(жокей)

    • Артист цирка, манипулирующий различными предметами(жонглер)

  • Ведущий. Мы прибыли в город Синонимоград.

  • Задание для команд: к словам подобрать синонимы: холод, белый, смеяться; жара, идти, веселый.

  • Ведущий: Следующий пункт нашего путешествия славный город Антонимов.

  • Задание для команд: Дополнить пословицы антонимами.

    Ученье- свет, а неученье-_________(тьма).

    Встречают по одежке, а __________(провожают) по уму.

    Маленькое дело лучше _________(большого) безделья.

    Корень учения горек, да плод его_________(сладок)

    На печи не храбрись, а в поле не__________(трусь).

    На голове густо, а в голове________(пусто).

  • Ведущий: Нас встречает прекрасный город Омонимск.

  • Задание для команд: Придумать словосочетания(предложения), поясняющие значение слов: коса, ключ, косить, лук

  • Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы предлагаем пассажирам показать свои знания.

  • Замените одним словом.

    Кто над нами вверх ногами(муха)

    У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море(тень)

    Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает(собака)

    Не лает, не кусает, а в дом не пускает(замок)

  • Конкурс капитанов:

  • Составьте слово: алкви, никйча, качаш, безарё, льпера, лутбоф, лоркес, отереш( вилка, чайник, чашка, береза, апрель, футбол, кресло, решето).

  • Ведущий: Чтобы дальше ехать, команды должны без капитана собрать сложные слова.

  • Студ ход

    Паро лёт

    Сбер театр

    Само билет

    Спорт касса

    Кино грамм

    Теле кран

    Стоп зал

    Кило фон

  • Ведущий: Перед нами волшебное место Фразеологический край.

  • Задание для команд: Выполнение задания на время(2 мин). В тексте найти фразеологические обороты, подчеркивают их и по возможности объясняют значение.

    Глупые сороки.

    Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще Крылов писал. А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку. Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.

    Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!

  • Ведущий: В каждом путешествии обязательно встречаются тайны и загадки. Вот и предлагаем мы вам отгадать загадку- пантомиму.

  • От каждой команды выходит один ученик, который должен изобразить пословицу, а команда должна угадать пословицу.

    Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    В трех соснах заблудился.

  • Ведущий: С шуткой жить веселей, путь короче, дорога легче. Предлагаем вам на загадку дать отгадку:

    • Это не белье, а их часто развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не цветы, а вянут(уши)

    • Его советуют искать в поле, когда кто-либо исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит в карманах(ветер).

  • Ведущий: В каждом городе есть свои достопримечательности. Есть они и в нашем крае, но чтобы к нам приезжали туристы, нам следует открыть магазин «Несуразных вещей».

  • Задание для команд: прорекламируйте предмет так, чтобы покупатель-турист захотел его купить( кактус, фантик, пустая бутылка, жвачка, джинсы без штанины).

  • Ведущий: Вот и подошло к завершению наше необычное путешествие в страну чудесных слов. Мы узнали много интересного и полезного, познакомились с чудесами интеллекта. В мире еще много мест, где мы не были, но читая книги, изучая русский язык, можно путешествовать и дома.

  • Подведение итогов, награждение победителей и лучших игроков( жюри объявляет результаты после каждого конкурсного задания)

  • Файлы: ОТКРЫТЫЙ УРОК.doc
    Размер файла: 27648 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология