Автор конспекта:
Автор(ы): — Мостовая Ольга Николаевна

Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы,МБОУ СОШ №52,МО Северский р-он.

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Развитие интереса к изучению лексики

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Краткое описание: — Лингвистическая игра в командах

Лингвистическая игра « ВЕСЕЛАЯ ЛЕКСИКА»

Тур I«Забавная фразеология»

№1.Назовите фразеологизмы, в которых есть названия животных или птиц

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик свое болото хвалит, куры не клюют ,когда рак на горе свистнет, комар носу не подточит, мартышкин труд, подложить свинью ,кот наплакал, как курица лапой, беден как церковная мышь, стреляный воробей, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осел, носиться как курица с яйцом, как собак нерезаных

№ 2.Замени слово фразеологизмом

Метко – не в бровь, а в глаз

Неожиданно – как снег на голов

Тесно – негде яблоку упасть

Темно = хоть глаз выколи

Опытный — стреляный воробей

Мокрый – ни одной сухой нитки

Молчать – держать язык за зубами

Хвалить – возносить до небес

Обманывать – водить вокруг пальца

Побить – намять бока

Исчезать – рассеиваться как дым

— кануть в воду

— кануть в Лету

-провалиться сквозь землю

№ 3.Подбери синоним

Кот наплакал – с гулькин нос (с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно)

Во всю прыть – что есть духу ( со всех ног, сломя голову, на всех парусах, в два счета, в мгновение ока, раз- два и готово, не успеешь глазом моргнуть)

В тот же миг – сию минуту (не мешкая, недолго думая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению)

Видимо – невидимо – тьма – тьмущая (с три короба, девать некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца- краю нет, куры не клюют)

№ 4.Кто больше? Назовите фразеологизмы с числительными.

Один на один, в один голос, от горшка 2 вершка, в 2 словах, на

все 4 стороны, ноль без палочки, знаешь как свои 5 пальцев, семеро одного не ждут, лить слезы в 3 ручья, как телеге 5 колесо, сидеть в 4 стенах, между 2 огней, опять 25, один за всех и все за одного, один в поле не воин, дать 100 очков вперед, 7 пятниц на неделе, согнуться в 3 погибели, ни 2 ни 1,5, заблудиться в 3 соснах.

№5.Подбери синонимы

Ни зги не видно – хоть иголки собирай, по чайной ложке – стол ломится, коломенская верста – от горшка 2 вершка, чуть свет – на ночь глядя, жить своим горбом – сидеть на чужой шее, воспрянуть духом – повесить нос, душа в душу – как кошка с собакой, сидеть сложа руки – не покладая рук..

№6. Фразеологизмы с географическими названиями

Москва слезам не верит, Москва не сразу строилась, как швед под Полтавой, коломенская верста; в огороде бузина, в Киеве дядька; во всю ивановскую, открыть Америку, галопом по Европам, китайская грамота, язык до Киева доведет, все дороги ведут в Рим.

№7.Закончи фразеологизм.

Дрожит как …осиновый лист

Катается как…сыр в масле

Выводить на …чистую воду

Держать в …ежовых рукавицах

Поразить как…гром среди ясного неба

Вариться в …собственном соку

Сидеть… сложа руки

Знать как …свои 5 пальцев

№8.Заменифразеологизм 1 словом

Кожа да кости – худой, дырявая память – забывчивый, на всех парусах – быстро, перемывать косточки – обсуждать, хоть кровь из носу – обязательно, рукой подать – близко, сбить с толку – запутать, как рыба в воде – уверенно, бежать сломя голову – быстро, попасть пальцем в небо – невпопад, из рук валится – не ладится , много воды утекло – давно.

№9Кто больше ? Подберите фразеологизмы с данными словами.

Голова– дурная голова ногам покою не дает

Человек с головой

Морочить голову

С больной головы на здоровую

Вскружить голову

Потерять голову

Не сносить головы

Ноги– уносить ноги, вставать на ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять.

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу.

Нос– задирать нос, водить за нос, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носу, не вешать нос, зарубить на носу, хоть кровь из носу.

Тур II.Музыкальные шарады

Музыка бывает не только по радио и в концертных залах, она звучит в самых простых русских словах Возьмем слово «сифон» и видим ноту «си» и «задний фон». Продолжим поиски…

1.Призыв к ноте РЕ глотать жидкость (или это приставучее растение) — репей

2.Приют ноты ЛЯ (или крыша над этим приютом) — кровля

3.Сотка ноты ФА (или многострунный дамский инструмент) — арфа

4.Неистовство ноты МИ (или зрелище в пустыне)

5.Добавлю к ноте РЕ любимый продукт украинца (или это огниво)

6.Смешок про ноту РЕ (или это просто дыра)

7.Растираю ноту ДО все светлое время суток (или палочка советского колхозника)

8. Большой мастер ноты СОЛЬ (или возлюбленная капитана Грея)

9. Нота Си не является рекой на Кавказе (или должность, не требующая упорной работы)

10. Получай ноту СИ и ноту РЕ (или страшно воющий звук)

Тур III.Загадочная анатомия

1.Есть язык, нет рта (колокол, пламя, ботинок…)

2.Есть горлышко, нет шейки (бутылка, графин…)

3.Есть зубы, нет языка и рта (пила, расческа…)

4.Есть ухо, нет головы (игла…)

5.Есть кисти, нет рук (виноград, рябина…)

6.Есть спинка, нет животика (стул. диван…)

7.Есть ножки, нет ручек и головы (стол…)

8.Есть ручки, нет ножек (дверь, кружка…)

9.Есть носик, нет лица (корабль…)

10.Есть лицо, нет головы (Одежда, ткань…)

11.Есть ребра, нет позвоночника (куб, пирамида…)

12.Есть голова, нет волос, ручек, ножек ( спички, булавки…)

13.Есть почки, нет печени и желудка (деревья)

14.Есть косточки, нет скелета ( фрукты…)

15. Какие ноготки не царапают? ( Цветы)

16.Чьи глазки никогда не моргают? (Анютины)

17.Голос есть, а головы и тела нет (эхо)

18.Нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит (сон0

19. Из какой чашечки невозможно напиться? (Из коленной)

20.Бежит без ног (время…)

21.Кто без крыльев летит, без ног бежит (время…)

22. Без глаз, а слезами плачет (Туча, сосулька, свеча…)

23. Нет легких, нет жабр, а дышит и вздыхает ( тесто)

24.Есть усы, но нет лица ( клубника, огурцы…)

Тур IV.»Бестолковый словарь»

Придумайте новое лексическое значение словам

Антилопа – дама на диете

Астрология – наука об астрах

Баранка – овца

Бездарь — ничего ему не дарили

Головотяп – палач

Грабли – воровской инструмент

Графин – муж графини

Ельник – рот

Жаргон – аспирин

Жрица – любительница покушать

Заголовок – затылок

Заморыш – иностранец

Изверг – вулкан

Курятник – место для курения

Пломбир – зубной врач

Речка – маленькая речь

Стриж — парикмахер

Отрасль – борода

Хлопоты – аплодисменты

Четвертовать – ставить оценку за четверть

Этажерка – соседка по этажу

Файлы: отк урок Правописание парных согласных в корне слова.docx
Размер файла: 21476 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология