Автор конспекта:
Автор(ы): — Фокина Елена Валерьевна

Место работы, должность: — Учитель МОУСОШ№6 города Петровска

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — отработать навыки анализа стихотворного текста, расширить знания литературоведческих терминов, обратить внимание на стилистические особенности произведения, бережное отношение к родному языку и русской культуре.

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемая методическая литература: — 1.М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 2 томах./М.: Художественная литература, 1990.
2.Голышева Г.Э. Лингвостилистический анализ стихотворения М,Ю.Лермонтова «Родина»/Русский язык в школе № 6.-с.30, 2001.
3.Зотина Т.В. Готовимся к комплексному анализу текста на экзамене/Русский язык в школе № 6.-с.39, 2001.

Краткое описание: — Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Лабораторная работа по теме
«Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»»
Цель: отработать навыки анализа стихотворного текста, расширить знания литературоведческих терминов, обратить внимание на стилистические особенности произведения, бережное отношение к родному языку и русской культуре.
Оборудование: портрет поэта, диск «Тарханы», репродукции картин русских художников с пейзажными зарисовками, использование интерактивной доски.
Предварительно участники элективного курса группами готовились к занятию. Система вопросов к решению лингвистических задач предполагала анализ композиции, синтаксиса, лексики, стилистических фигур, фонетики поэтического текста.
Вопросы к нравственно-эстетической задаче:
-проведите лингвистический эксперимент: замените слово отчизна на слово родина. В чём различие?
-почему слово отчизна оправдано в первой строке?
-с чем ассоциируется образ родины у поэта? Объясните эти понятия, обращаясь к толковому словарю(чета, гумно, жнивьё, нива, отрада). Как это раскрывает тему и идею стихотворения?
-найдите лексику высокую, пафосную и трогательную, выражающую любовь поэта к родине;
-почему именно в конце взгляд поэта становится пристальнее, внимательнее, на лицо детали крестьянского быта?
Вопросы к смысловой задаче:
-найдите примеры строк, характерных для оды, думы, лирического стихотворения. Можно ли однозначно определить жанр произведения?
-каково соотношение частей, о чём каждая часть, противопоставлены они или гармонично продолжают друг друга?
-определите размер стихотворения, составьте схему каждого стиха, какую закономерность вы увидели?
-охарактеризуйте рифмы и способ рифмовки.
Вопросы к языковой задаче:
-в чём синтаксические особенности текста?
-объясните выбор частей речи; местоимения какого лица преобладают и почему; почему в начале второй части нет глаголов; какие слова создают мотив движения?
-охарактеризуйте текст с точки зрения поэтической фонетики;
-что вы можете сказать о цветописи стихотворения?
-роль выразительных средств.
Ход урока.
1.Организационный момент: сообщение темы, целей, плана работы, сделать акцент на отличие занятия элективного курса от урока.
2.Психологическая разминка.
3.Мультимедийная экскурсия по «малой родине» М.Ю.Лермонтова (использование диска «Тарханы»):
-работа с эпиграфом: «Мой дом везде… И осуждён страдать я долго в нём. И в нём лишь буду я спокоен. »;
-поэтические минуты(прочтение стихотворения «Родина»);
-история создания стихотворения.
4.Решение лингвостилистических задач в поэтическом тексте:
А) нравственно-эстетическая задача с лекционным элементом
решение:
-тема;
-идея;
-проблематика;
-автор.
Ответ: для поэта родина-в жизни народа, в его простом быту, он любит родную землю и её людей, которых он познал, едучи в телеге, ночуя в степи вместе с обозом, в избе с крестьянами. Хорошо и удобно любить свою страну, сидя в удобном кресле и читая о доблестных подвигах предков. Но как трудно бывает любить то, что перед тобой в будничной жизни, любить страну, зная,что в ней царят невзгоды, творится беззаконие, деревни разорены и печальны. Вот то новое слово, которое сказал Лермонтов о родине своему поколению и потомкам. Тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему.
Б) смысловая задача с использованием интерактивной доски
решение:
-жанр;
-композиция;
-размер стихотворения;
-рифма. — — Ответ: однозначно определить жанр нельзя, здесь есть строки, характерные для оды, думы, лирического стихотворения. В стихотворении две части. Первая-отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине. Вторая-объяснение, что значит для поэта родина, каковы её символы. Стихотворение написано шести-, пяти-, четырёхстопным ямбом, причём чёткий переход на четырёхстопный. Это делает стих лёгким, простым. Рифма простая, точная, перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы, что придаёт стиху плавность и торжественность.
В) языковая задача с использованием интерактивной доски
решение:
-синтаксические особенности;
-лексические особенности (тропы, роль частей речи, словарный запас);
-фонетические особенности;
-цветопись.
Ответ: стихотворение окрашено эмоционально, интимно, лирически. Цветопись неяркая, несочная; такой колорит как раз характерен для изображения уголков малой родины. Синтаксические конструкции содержат и противопоставление, и восклицание, и паузы, и волнение.
5. Итоги: пресс-конференция «В двух словах» (на вопросы девятиклассников отвечают участники элективного курса 10 класса):
-помог ли элективный курс «Анализ текста» успешно сдать экзамены по русскому языку и литературе?
-анализировать труднее поэтический или прозаический текст?
-можете ли вы самостоятельно создавать тексты определённого стиля?
-помог ли элективный курс развить ваши индивидуальные творческие способности?
-нужно ли расширять гуманитарное образование в школе?
— — Домашнее задание: лингвостилистический анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Пророк».
Литература
1.М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 2 томах./М.: Художественная литература, 1990.
2.Голышева Г.Э. Лингвостилистический анализ стихотворения М,Ю.Лермонтова «Родина»/Русский язык в школе № 6.-с.30, 2001.
3.Зотина Т.В. Готовимся к комплексному анализу текста на экзамене/Русский язык в школе № 6.-с.39, 2001.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология