Автор конспекта:
Автор(ы): — Кадрашева Пахтжамал Галимжановна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ с. Енотаевка», учитель русского языка и литературы

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Развить навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения, конспектирования, устной и письменной речи.

Приобщение учащихся к сложнейшему миру идей, представлений, образов поэзии Б. Пастернака.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1,2. Под ред. Журавлева В.П.

Используемая методическая литература: —

Список использованной литературы

  • Галицких Е. О. От сердца к сердцу: Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: Методическое пособие. – Вятка, 2005.
  • Ерёмина Т. Я. Мастерские по литературе: 11 класс. – СПб, 2004.
  • Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1998.
  • Левитас Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии – М., 1998.
  • Пастернак Б.Л. Материалы для биографии — М., 1989.
  • Пастернак Б.Л. Избранное: Стихотворения, переводы – М., 2004.
  • Педагогические мастерские: Франция – Россия / Под редакцией Э.С. Соколовой. – М.: Новая школа, 1997.
  • Свечникова И. Н. Изучение стихотворчества В. Хлебникова в школе и в вузе — Учебно-методическое пособие. Астрахань, 2007.
  • Степихова В. А. Педагогическая мастерская // «Начальная школа. – № 1. – 1999. – С. 120 –140.
  • Цветаева М.И. «Световой ливень: Публицистика». – М., 2001.
  • Краткое описание: — Мастерская творческого письма и построения знаний. Мастерская представляет собой исследование поэтического мира Б. Пастернака. Занятие предполагает разные формы индивидуальной и совместной деятельности, формирует литературоведческую и коммуникативную компетенции, развивает образное и творческое мышление и рефлексивные способности.

    Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

    Борис Пастернак: «Закон звезды и формула цветка»

    Мастерская творческого письма и построения знаний в 11 классе

    Методический комментарий

    Мастерская представляет собой исследование поэтического мира Б. Пастернака.

    Перед проведением мастерской учащихся получают задания перечитать стихи Пастернака (по выбору), подумать над основными темами творчества и его своеобразии.

    Задачей мастерской является приобщение учащихся к сложнейшему миру идей, представлений, образов поэзии Б. Пастернака.

    Мастерская развивает навыки анализа поэтического текста ( причём, анализ не самоцель, а способ познания автора и самих себя), выразительного чтения ( на занятии звучат стихи и отрывки из стихотворений), конспектирования ( на протяжении занятия учащихся записывают свои и чужие наблюдения, которые будут основой для создания письменных высказываний), устной и письменной речи ( в процессе исследования учащихся рассуждают и создают текст).

    Мастерская предполагает разные формы индивидуальной и совместной деятельности. Все учащиеся разбиваются на группы, образующиеся в результате проведения начального этапа мастерской, который называется «Вопрос мудрецу». Этот приём выполняет дифференцирующую функцию. В зависимости оттого, что интересует учащихся в поэзии Б. Пастернака, все учащихся делятся на группы. Задание 1 «Игра с именем» — это индивидуальная работа. Оно «включает способность к ассоциативному мышлению, стимулирует процесс творчества». Следующие этапы занятия осуществляются посредством групповой работы: формирование представлений о художественном мире поэта происходит внутри групп, где имеет место само и взаимокоррекция. Но после выступления группы желающие высказывают дополнительные замечания. Так происходит социализация, необходимое условие проведения мастерской.

    Таким образом, данная мастерская формирует литературоведческую и коммуникативную компетенции, развивает образное и творческое мышление и рефлексивные способности.

    Файлы: мастерская.doc
    Размер файла: 1352192 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология