Автор конспекта:
Автор(ы): — Жиркина наталья Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ » СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области» учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — -познакомить учащихся поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; -развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии военных лет; формировать навыки выразительного чтения. -воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; прививать у учащихся интерес к литературе, музыке, искусству;

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

:выставка книг и сборников стихотворений поэтов о Великой Отечественной войне; мультимедийная презентация, компьютер, экран, медиапроектор.

Краткое описание: — Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, сохранить память о событиях военной поры, изменивших ход истории. Форма внеклассного мероприятия « Литературная гостиная» даёт возможность встретиться с молодыми поэтами Великой Отечественной войны, поговорить о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной; познакомить и сохранить в памяти события военной поры.

Пояснительная записка.

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. Война с фашистской Германией началась неожиданно и беспощадно. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

В военной лирике отражены и гражданские, и личные мотивы. Поэты писали об ужасах войны, о воинах и тружениках тыла, о партизанах, женщинах и детях, писали о Родине и о себе, воспевали мужество и великий подвиг нашего народа во имя Родины, свободы и мира.

Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, сохранить память о событиях военной поры, изменивших ход истории. Форма внеклассного мероприятия « Литературная гостиная» даёт возможность встретиться с молодыми поэтами Великой Отечественной войны, поговорить о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной; познакомить и сохранить в памяти события военной поры.

Внеклассное мероприятие:

Литературная гостиная « Строка, оборванная пулей».

Возраст:

учащиеся 11 класса.

Цели и задачи:

-познакомить учащихся поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

-развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии военных лет; формировать навыки выразительного чтения.

-воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; прививать у учащихся интерес к литературе, музыке, искусству;

Оборудование :выставка книг и сборников стихотворений поэтов о Великой Отечественной войне; мультимедийная презентация, компьютер, экран, медиапроектор.

Действующие лица:ведущие, чтецы, рассказчики.

Ход мероприятия.

1 ведущий.Давным-давно была война,
Давным-давно прошла она,
Для тех, кто жил, она была когда-то…
Великая Отечественная война.

2 вед.Мы приглашаем вас в литературную гостиную ( 1 слайд) « Строка, оборванная пулей», где вы встретитесь с поэтами 40-х годов, павшими на фронтах Великой Отечественной войны. « Убитое поколение», — так назвал их Василь Быков. Оно понесло на войне самые большие потери.
2 слайд. ( Звучит « Довоенный вальс»). На фоне песни :

1 вед. Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Начало июня 1941 года. Страна жила мирной жизнью: мирное небо, счастливые лица, все ещё живы…

2 вед. Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

3 слайд.( Звучит песня «Священная война».) На фоне песни:

1 вед.Такою всё дышало тишиной,

Что вся Земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Мирная жизнь прервалась в один из самых длинных дней в году. Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали.

4 слайд. ( Видео « Нашествие»)

2 вед. С отчаянной пальбой мчатся мотоциклы, рвутся тысячи серых танков с крестами на борту. Самолёты засыпают бомбами города, окопы, деревни, дороги. Кровь, смерть…

5 слайд.( Объявление войны)

6 слайд. 1 вед. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге на митинг.

7 слайд. 2 вед. Александр Фадеев заявил: « Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

8 слайд. 1 вед. Из обращения писателей Сибири 24 июня 1941 года: « Перо в нашей стране приравнено к штуку. Его остриё мы направили против врага, прославляя нашу священную землю. А если понадобиться, и наши жизни будут отданы в бою за Родину».

9 слайд. 2 вед. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Война и поэзия. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке: « Когда говорят пушки, музы молчат»,

(10 слайд)в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне стоило жизни и звучало как никогда весомо.

1 вед. Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?

11 слайд. 2 вед. Фронтовые поэты. А сколько их совсем юных… Они ещё не успели заявить о себе, но нельзя сказать, что их никто не знал. Их знали одноклассники и однокурсники. Они ушли со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено вернуться в мае 45-го.

( Звучит песня Б.Окуджавы « Ах, война, что ты сделала подлая?»)

12 слайд.1 рассказчик. Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском.

2.Из приказа по Литературному институту от 10 октября 1941 года № 171:

« … Студента 4-го курса Когана Павла Давидовича числить в отпуске до возвращения из Красной армии». Числить в отпуске…

1.С начала войны, несмотря на освобождение от призыва в армию по состоянию здоровья, ушёл на курсы военных переводчиков и погиб, возглавляя разведгруппу.

2.В 1942 году он писал: « Только здесь на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!»

1 чтец ( отрывок из стихотворения П.Когана « Из недописанной главы»)

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Что дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

Я б сдох, как пёс, от ностальгии

В любом кокосовом раю.

1.Павел жил поэзией. В этом слове он заключал всю свою жизнь, своеотношение к судьбам поколения. Гимном юности и студенчества на долгие годы стала песня, написанная Павлом Коганом и его другом Георгием Лепским — «Бригантина». Бригантина летит по свободным и бурным морям юношеского воображения и кажется, что это сам Павел — «капитан непостроенных бригов, атаман несозданных вольниц» — стоит за ее штурвалом.

( Исполнение песни на слова П.Когана « Бригантина») ( приложение 1)

13 слайд. 3 рассказчик. Двадцатилетний« сын поэта- сам поэт» Всеволод Багрицкий погиб 26 февраля 1942 года в маленькой деревушке Дубовки Ленинградской области, записывая рассказ политрука. Писать начал в раннем детстве. С первых дней войны рвался на фронт.

14 слайд. 4.В письме матери 18 июля 1941 года писал: « Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву…пошёл с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу».

2 чтец.( стихотворение В.Багрицкого « До свиданья, дорогая, уезжаю на войну»)

До свиданья, дорогая , уезжаю на войну,

Уж когда вернусь – не знаю-

на родную сторону.

Опадёт листва сухая, будут вьюги и дожди,

Я вернусь к тебе, родная, не печалься,

подожди.

3.Он всё-таки добился, несмотря на плохое зрение, отправки на фронт. В канун 1942 года получил назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осаждённому Ленинграду.

15 слайд.4. 16февраля 1942 года он писал: « Очень трудна и опасна моя работа, но и очень интересна. Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел уже то, что никогда больше не придётся пережить. Наша победа освободит мир от самого страшного злодеяния войны».

3.27 февраля привезли мёртвое тело молодого поэта. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.

16 слайд.3 чтец.( стихотворение В.Багрицкого « Ожидание»)

Мы двое суток лежали в снегу.

Никто не сказал: « Замёрз, не могу».

Видели мы – и вскипала кровь-

Немцы сидели у жарких костров.

Но, побеждая, надо уметь

Ждать, негодуя, ждать и терпеть.

По чёрным деревьям всходил рассвет,

По чёрным деревьям спускалась мгла…

Но тихо лежи, раз приказа нет,

Минута боя ещё не пришла.

Слышали ( таял снег в кулаке)

Чужие слова на чужом языке.

Я знаю, что каждый в эти часы

Вспомнил все песни, которые знал,

Вспомнил о сыне, коль дома сын,

Звёзды февральские пересчитал.

Ракета всплывает и сумрак рвёт.

Теперь не жди, товарищ! Вперёд!

Мы окружили их блиндажи,

Мы половину взяли живьём…

А ты, ефрейтор, куда бежишь?!

Пуля догонит сердце твоё.

Кончился бой. Теперь отдохнуть,

Ответить на письма … И снова в путь!

17 слайд. 5 рассказчик. В боях под Сталинградом в январе 1943 года погиб Михаил Кульчицкий. Он был человеком неунывающим, самым великим оптимистом. О себе он любил говорить: « Я самый счастливый на свете!»

4 чтец. (стихотворение М. Кульчицкого «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!…»)

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник! Что? Пули в каску безопасней капель? И всадники проносятся со свистом вертящихся пропеллерами сабель. Я раньше думал: «лейтенант» Звучит вот так: «Налейте нам!» И, зная топографию,он топает по гравию. Война — совсем не фейерверк, А просто — трудная работа, Когда, черна от пота, вверх Скользит по пахоте пехота. Марш! И глина в чавкающем топоте До мозга костей промерзших ног Наворачивается на чeботы Весом хлеба в месячный паек. На бойцах и пуговицы вроде ешуи тяжелых орденов. Не до ордена. Была бы Родина С ежедневным Бородино!

Его имя высечено золотом в пантеоне Славы на Мамаевом кургане, как бы на вершине века.

18 слайд. 6 рассказчик. Георгий Суворов погиб в бою при переправе через реку Нарву 13 февраля 1944 года. Он пришёл на фронт из далёкой Хакасии, из Абакана, и навсегда сохранил характер таёжного охотника. Открытое лицо, голубые умные глаза, весёлая лукавая улыбка располагали к себе. Писать стихи начал ещё в детстве и писал до своего последнего дня. Он был одержим поэзией. В письме с фронта он писал: « Писать стихи я не бросил ни на минуту. Писал в окопах. Писал в поезде, отправляющемся на фронт. Писал в госпитале. Писал о бомбёжках под ожесточёнными бомбёжками. Везде писал. Обо всём писал. И сейчас пишу. Война – это почва, по которой я сейчас хожу. Стихи – это мои вздохи».

19 -21 слайды 5 чтец.( стихотворение Г.Суворова )

***

Ещё утрами чёрный дым клубится

Над развороченным твоим жильём.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнём.

Ещё ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Ещё война. Но мы упрямо верим,

Что будет день- мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина…

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней?

Свой добрый век мы прожили, как люди-

И для людей.

6.Поэт мечтал о том, как будет держать в руках книгу своих стихов. Сначала он хотел назвать её « Тропа войны», а потом озаглавил строго и просто – « Слово солдата». Под таким названием она и вышла….. Уже после смерти поэта.

22 слайд.7 рассказчик. Политрук пулемётной роты Николай Майоров погиб в боях под Смоленском 8 февраля 1942 года. До войны был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар в Литинституте. Несколько его стихотворений появились в студенческой газете « Московский университет». Однокурсники и учителя поэта свидетельствуют, что непосредственно перед войной Майоров считался одним из крупнейших лирических дарований. Летом 1941 года Николай вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.

Он погиб, не дописав начатого перед боем стихотворения, не дождавшись книги своей лирики, не окончив университета.

6 чтец.( Стихотворение Н.Майорова )

***

Нам не дано спокойно сгнить в могиле-

Лежать на вытяжку — и, приоткрыв гробы,

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могиле мы построились в отряд.

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

23 слайд. 8 рассказчик. Муса Джалиль — татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942года на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок — тюрьму Моабит. В 1944 г. казнен моабитскими палачами.

9.У нас в стране его считали пропавшим в без вести. Только после войны мир облетела весть о его ( 24 слайд)двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком . Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Он мечтал их напечатать.

25 слайд.8.Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Стихотворение « Мои песни»- ключ к стихам Моабитских тетрадей, их обобщение.

7 чтец.(Стихотворение М.Джалиля « Мои песни »)

Песни, вдуше явзрастил ваши всходы,
Ныне вотчизне цветите втепле.
Сколько дано вам огня исвободы,
Столько дано вам прожить паземле!

Вам яповерил свое вдохновенье,
Жаркие чувства ислез чистоту.
Если умрете— умру явзабвенье,
Будете жить— свами жизнь обрету.

Впесне зажег яогонь, исполняя
Сердца приказ инарода приказ.
Друга лелеяла песня простая.
Песня врага побеждала нераз.

Низкие радости, мелкое счастье
Яотвергаю, над ними смеюсь.
Песня исполнена правды истрасти -
Тем, для чего яживу иборюсь.

Сердце споследним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал яотчизне,
Ныне отчизне яжизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

9.Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

26 слайд. 10. Иосиф Уткин в 1941 году уходит добровольцем на фронт. Был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения вновь вернулся в газету. В 1944 году вышел последний сборник Уткина « О родине. О дружбе. О любви».Погиб поэт в авиационной катастрофе, возвращаясь с Западного фронта в Москву. Его стихи о любви отогревали сердца, продрогшие на холодном ветру окопной жизни, не давали им черстветь и опустошиться.

27 слайд.8 чтец.( Стихотворение И.Уткина. « На улице полночь. Свеча догорает.)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.

И время тоже придёт:
Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдёт.

А как — нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтём…

28 слайд. 11. Добровольцем ушёл на фронт студент московского Института философии, литературы и искусства Семён Гудзенко. В записных книжках солдата запись: « Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

Одним из первых его стихотворений, прочитанных писателю Илье Эренбургу стало стихотворение « Когда на смерть идут – поют».

9 чтец. (стихотворение С.Гудзенко « Перед атакой »)

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать,-

Ведь самый страшный час в бою-

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг.

И почернел от пыли минной.

Разрыв- и умирает друг

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет свой черёд

За мной одним идёт пехота

Будь проклят сорок первый год,

Ты, вмёрзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать

И нас ведёт через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким. А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из-под когтей я кровь чужую.

29 слайд.10.Незадолго до победы молодой поэт писал: « Недавно попал под сильную бомбёжку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». В 1946 году появятся его следующие строки: « Мы не от старости умрём — от старых ран умрём». Всё произошло с ним именно так в феврале 1953 года.

10 чтец. ( Отрывок из стихотворения С.Гудзенко « Моё поколение »)

Нас не суждено жалеть, ведь и мы б никого не жалели,

Мы пред нашим комбатом, как пред господом Бога, чисты.

На живых порежели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали… Проходит четвёртая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не увидели счастья ремёсел,

Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

У погодков моих нет ни жён, ни стихов ни покоя-

Только сила и юность. А когда мы вернёмся с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

Что отцами –солдатами будут гордиться сыны.

Кто вернётся — долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье — нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймёт эту правду, — она к нам в окопы и щели

приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

30 слайд.1 вед. Фронтовая поэзия- это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни и училась у жизни. Она помогла разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество добра и справедливости. О тех, кому не довелось дожить до Победы, можно сказать словами фронтовика –поэта Георгия Суворова : « Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».

2 вед.А стихотворение поэта Николая Майорова стало исповедью людей его поколения, которые ради жизни на земле шли в бой, не жалея себя…

(отрывок из стихотворения Н.Майорова « Мы были высоки, русоволосы»)

31 слайд. Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы…

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

32 слайд( Песня В.Высоцкого « Он не вернулся из боя»)

1 вед.Имена… Имена… Имена…Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Ведь, что ни фамилия, что ни строчка – то молодая, оборванная войной жизнь. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос…

33 слайд. 2 вед. Давайте помянем мы нашим молчаньем,

Всех тех, кто остался на этих лугах,

Вдоль маленькой речки с красивым названьем,

Травой прорастая в её берегах.

Давайте их вспомним! С тоской и любовью.

И все помолчим…( удары метронома)

( Минута молчания)

34 слайд. 1 вед. И всё ж, поэт не может умереть!

И не умрёт народ, рождающий поэтов!

Воспрянет разум, чтобы обогреть,

Исчезнет зло и ненависть в крови.

И если жертвовать собою и придётся

Погибнуть – то духовно, от любви!

( Песня В.Высоцкого « На братских могилах не ставят крестов»)

35 слайд. 2 вед. К.Симонов писал: « В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырёх лет».

1 вед.Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день- ( 36 слайд) 9 Мая. Мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы.

37 слайд.(Все исполняют песню « День Победы»)( приложение 2)

Используемая литература:

1. До последнего дыхания. Сборник стихов, Москва.,1985

2. Джалиль М. Костёр над обрывом: Стихи. Письма. М.: Правда, 1987

3. Коган. А. Стихи и судьбы. Фронтовая тема.

4. Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.

5. Строка, оборванная пулей: Сборник статей. М.: Московский рабочий, 1985

6. Фонограммы можно найти здесь: www.sovmusic.ru .

Приложение 1

( Слова песни « Бригантина»)

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза…

В флибустьерском дальнем синем морем

Бригантина подымает паруса…

Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись дня…

На прощанье подымай бокалы

Золотого терпкого вина.

Пьём за яростных, за непокорных,

За презревших грошовый уют.

Вьётся по ветру весёлый роджер,

Люди Флинта песенку поют.

Ив беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза.

В флибустьерском дальнем синем морем

Бригантина подымает паруса…

Приложение 2

(Слова песни Давида Тухманова)

День Победы, как он был от нас далек

Как в костре потухшем таял уголек

Были версты, обгорелые, в пыли

Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей

Дни и ночи битву трудную вели

Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

Здравствуй, мама, возвратились мы не все

Босиком бы пробежаться по росе

Пол-Европы прошагали, пол-Земли

Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

Файлы: Копия Документ Microsoft Office Word (4).doc
Размер файла: 4427264 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология