Автор конспекта:
Автор(ы): — Балышева Е. В.

Место работы, должность: —

МБОУ гимназия №19, учитель.

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Путешествие составлено в форме игры Пятью пять. Игра оформлена в виде презентации.

Цель: повышение интереса к обучению через активные формы работы на уроках литературного чтения.

Задачи: активизация познавательной деятельности учащихся; знакомство с широким кругом детских произведений; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности; творческое усвоение школьного учебного материала; развитие культуры речи.

Участники:учитель, родители, учащиеся.

Подготовительная работа: изучение произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», сбор информации об авторе, составление аннотации к произведению, составление вопросов на заданные темы, изготовление декораций.

Оборудование: актовый зал, стационарный компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, фрукты (бананы, яблоки, апельсины…), 2 тазика, 2 веревки.

Ссылка для скачивания презентации: http://narod.ru/disk/36414754001/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%20%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE.zip.html

№ слайда.

Ход проведения.

1

Организационный момент.

Дети и родители занимают места в актовом зале. Учитель сообщает цель урока.

— Сегодня я предлагаю вам, уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои знания в литературной игре «Путешествие с Робинзоном Крузо» по произведениюДаниэля Дефо «Робинзон Крузо». Пока звучит песня в исполнении А. Пугачёвой «Робинзон», вам необходимо выбрать жетоны и объединиться в группы.Участники в соответствии с выбранными жетонами образуют четыре игровые группы. Пятая группа – жюри. В его состав входят родители. Каждая группа располагается за отведёнными для неё игровыми столами.

2-5

Ученики читают информацию об авторе (слайды созданы при участии ребят).

2 слайд.Дефо — знаменитый писатель-романист, ставший популярным не только у взрослого, но и у детского читателя. Мировая слава его основана, прежде всего, на одном романе — "Приключения Робинзона Крузо". Даже на могильной плите писателя он обозначен как "автор "Робинзона Крузо".

3 слайд.Однако творчество Дефо в целом более разнообразно: он был талантливым публицистом, автором острых памфлетов — в стихах и прозе, исторических трудов, книг о путешествиях, сочинил семь романов.

4 слайд.Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" (1719) — первый просветительский роман Англии. Основой для создания романа послужил очерк английского журналиста Стиля "История Александра Селькирка", опубликованный в 1713 г. В нем рассказывалось о действительном происшествии с матросом, проведшим четыре года на необитаемом острове. Дефо преображает эту историю в своеобразную просветительскую притчу.

5 слайд. Даниэль Дефо сам любил путешествовать по миру. Он путешествовал по Европе, путешествовал по России. Довольно достоверно написал о нашей стране в своих путевых заметках.

6-7

Путешествие составлено в форме игры «Пятью пять». Игра оформлена в виде презентации. Слайд №7- это таблица с гиперссылками. Копия таблицы с ключевым словом нарисована на доске. Участники игры сами выбирают поле, когда дописывают букву в эту таблицу, чтобы получилось слово. На слайде учитель выбирает это поле и по гиперссылке открывает вопрос.

Маршруты путешествия.

1.Великие путешественники.

2.ТалантыРобинзона.

3.Самое главное.

4.Россия.

5.Внимательный читатель.

ТалантыРобинзона.

8

Конкурс.Быстрый стрелок.4 игрока становятся напротив друг друга. Каждый кладёт в карман банан. По сигналу нужно быстро выхватить его из кармана, очистить и съесть, опередив противника.

9

Конкурс.Яблоки в море.Участники, держа руки за спиной, должны достать зубами яблоки из тазика и перенести их на тарелку.

10

Конкурс.Верёвочка.По сигналу нужно вскочить, обежать оба стула, затем сесть на свой стул, дёрнуть на себя верёвочку быстрее, чем это сделает соперник.

11

Конкурс.Угадай на вкус.На тарелку выкладываются различные овощи и фрукты. С закрытыми глазами игрок должен угадать три вида продуктов.

Самое главное…

12

Вопрос.Современному читателю интересно представить на месте Робинзона самого себя. Подумайте, без каких вещей вы не могли бы обойтись? От чего вы бы могли отказаться, попав на необитаемый остров? Объясните свой выбор. Дети обсуждают, а потом каждая команда высказывает своё мнение.Слайд создан при участии ребят.

13

Вопрос.Что Робинзон Крузо в первую очередь забрал с корабля? Дети обсуждают, а потом каждая команда высказывает своё мнение. Правильный ответ: доски, продукты, одежду, оружие, инструменты. Слайд создан при участии ребят.

14

Вопрос.Вставить пропущенное слово. « Невыгодный мусор. На что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Так отправляйся же на дно морское!»

Дополнительный вопрос.Как поступил Робинзон Крузо с золотом? Почему? Дети обсуждают, а потом каждая команда высказывает своё мнение.

Правильный ответ: оставил, он надеялся на спасение.

15

Вопрос.Почему Робинзон Крузо,рискуя своей жизнью, спасает дикаря? Дети обсуждают, а потом каждая команда высказывает своё мнение.

Правильный ответ: Робинзон понимал, что без его помощи дикарь погибнет, он не мог допустить такое зверство. Робинзон надеялся, что спасенный им дикарь станет ему другом и помощником.

Даниэль Дефо в России

16

Вопрос.Что объединяет эти предметы? На слайде дети видят самовар и валенки.

Правильный ответ: предметы быта, без которых нельзя представить жизнь русского человека в старину. Самовар – это неотъемлемая часть русского народного быта. Самовар придумали, чтобы кипятить воду именно для чая, который в 17 веке был привезен в Россию из Азии.

Валенки для русского народа с самого момента их появления были не просто обувью, а буквально национальным достоянием. Только валенки могли спасти от сильных русских морозов.

Слайд создан при участии ребят.

17

Вопрос.Какое дерево считают символом России?

Правильный ответ: берёза.Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж, сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать! Слайд создан при участии ребят.

18

Вопрос.Назовите озеро. Почему оно поразило Даниэля Дефо? Правильный ответ: Байкал. Самое глубокое озеро: Байкал (1620 метров), находится на востоке России в Сибири. По площади Байкал занимает лишь девятое место, зато по объему содержащейся в нем воды — законное первое. Кроме того, Байкал — это самое старое озеро в мире, оно появилось около 25 миллионов лет назад.Слайд создан при участии ребят.

19

Вопрос. Почему мастерство русских ремесленников так удивило Д. Дефо?

Правильный ответ: С давних времен русские люди производили в домашних условиях орудия труда и вещи, необходимые в быту и хозяйстве. В городах занятия ремеслом и различными кустарными промыслами для большой части населения были основными; в селе же они, как правило, имели подсобное значение.

Внимательный читатель.

20

Вопрос.Объясните афоризм «Желать невозможного бесполезно».Правильный ответ: Робинзон попал на необитаемый остров и был ограничен в возможностях. Он сделал вывод, сто нужно ценить то, что у тебя есть сейчас, а не мечтать о невозможном. Слайд создан при участии ребят.

21

Вопрос.Объясните афоризм «Но чему не научит нужда!»

Правильный ответ: Робинзон практически ничего не мог сделать своими руками, когда попал на необитаемый остров. Но жизнь поставила его в очень трудное положение, и ему пришлось научиться делать всё необходимое для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Он мог надеяться только на свои силы. Слайд создан при участии ребят.

22

Вопрос.Восстановите последовательность событий. Правильный ответ на слайде.

23

Вопрос.«Чтобы побороть горькие чувства я попытался доказать себе самому, что в моём бедственном положении есть всё же немало хорошего». Слева напечатаны плохие события, а дети должны вспомнить, как в тексте автор находит в этом хорошие моменты. Проверка на этом же слайде.

Великие морские путешественники. (На каждом слайде нужно кликать портрет путешественника и тогда появятся вопросы).

24

Краткая информация о Васко да Гама.

Слайд создан при участии ребят.

Молодой придворный смельчак Васко да Гама возглавил в 1497 году первую экспедицию из трёх кораблей и транспортного судна, которые снарядил король Португалии для открытия морского пути из Европы в Индию. Он открыл морской путь вокруг Африки в Индию.

Вопрос.Какую знаменитую игру изобрели в Индии?Какое животное в Индии является священным? Правильный ответ на слайде.Слайд создан при участии ребят.

25

Краткая информация об Иване Ивановиче Беренге.

Слайд создан при участии ребят.

Иван Иванович Беринг – капитан-командор, известный исследователь северной части Тихого океана, именем которого назван пролив между Азией и Америкой. За время двух своих «камчатских экспедиций» первым исследовал и описал северные берега Камчатки.

26

Вопрос.Вставить в текст о вулканах пропущенные слова. Проверка

на этом же слайде. Слайд создан при участии ребят.

27

Краткая информация о Христофоре Колумбе.

Слайд создан при участии ребят.

В августе 1492 года Колумб отплыл из Испании на запад. 12 октября три корабля экспедиции достигли острова Сан-Сальвадор, расположенного у побережья Америки. 12 октября 1492года считается официальной датой открытия Америки.

Вопрос.Почему так похожи слова индеец и индиец?Проверка на

этом же слайде.

28

Краткая информация о Фермане Магеллане.

Слайд создан при участии ребят.

Фернан Магеллан вошёл в историю как первый человек на Земле, совершивший кругосветное путешествие, то есть обогнувший земной шар.

Информация о мировом океане.

Большая часть поверхности нашей планеты (71%) покрыта водой. Вся эта водная поверхность называется Мировым океаном, но его принято разделять на несколько частей, каждая из которых имеет своё название. До недавнего времени было принято считать, что океанов на нашей планете четыре, но всё чаще Южный океан, омывающий побережье Антарктиды, считают самостоятельным океаном. Получается, что океанов на Земле пять: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и теперь Южный.

Вопрос.Расположите океаны по величине в порядке убывания. Проверка на этом же слайде.

Слайд создан при участии ребят.

Интересная информация о Южном океане.

Южный океан, омывающий Антарктиду, до сих пор рассматривается большинством специалистов как южная часть Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Поэтому его территория и границы точно не определены. Южный океан омывает самый южный материк нашей планеты – Антарктиду.

29

Подведение итогов.

После последнего вопроса нужно ещё раз нажать на левую клавишу мышки, вылетит оценка «5» — это гиперссылка на 29 слайд.

В то время как жюри подсчитывает баллы, дети и взрослые слушают песню в исполнении М. Боярского «Робинзон».Председатель жюри награждает команду – победительницу и все другие игровые группы памятными призами.

— Уважаемые родители и ребята! Вот и закончилось наша литературная игра, увлекательное путешествие в мир детской литературы. Детская литература-это огромный красочный мир приключений, сказок, интересных историй. И я надеюсь, что мы будем открывать этот мир вместе, и проведём ещё много литературных праздников.

Список использованной литературы

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Издательство: Москва РОСМЭН 2008 год

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Мультимедийный компакт-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей».

Год выпуска: 2008
Издательство: ООО "Кирилл и Мефодий"
Место издания: Москва

Мультимедийный компакт-диск «500 самых интересных игр».

Год выпуска: 2007
Разработчик: IDEX CT, ЗАО ЛА "Научная книга"
Издатель: Новый Диск
Анимация, картинки, смайлики и открытки http://kilat.ru/

Песня в исполнении А. Пугачёвой «Робинзон» http://pugacheva.poiskmp3.net/mp3/view/15197.html

Песня в исполнении М. Боярского «Робинзон».http://sovetskiepesni.narod.ru/boiar/index.htm

Файлы: презентация к уроку чтения.ppt
Размер файла: 4474880 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология