Автор конспекта:
Автор(ы): — Пакулева М.Н.

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №4″ учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — В течение многих лет на уроках литературы в 5 — 8 классах в конце года я провожу литературную тест-викторину, которая помогает не только выявить одаренных детей, но и поддержать интерес к чтению и изучению художественных произведений. Школьникам предлагается угадать литературных героев по диалогу или описанию внешности, определить автора художественного произведения, в котором действуют дети или животные, вспомнить, где встречается та или иная пейзажная зарисовка. Все вопросы викторина распределены по этапам, имеющим свое определенное название. Учащимся заранее раздается список художественных произведений, прочитанных и изученных в течение учебного года. Прослушав чтение учителем вопроса викторины, школьники на специально подготовленных листках пишут цифру, соответствующую выбранному произведению для ответа. Если угадывание произведений вызывает затруднение у школьников, то можно делать небольшие подсказки. Например, это произведение русской или зарубежной литературы, это произведение читали в начале четверти или в конце года, это произведение относится к жанру … и т.д. Ключ ответов позволит быстро определить победителей и вручить им сертификат «Лучшему знатоку литературы» Желаю успеха!

Литературная тест-викторина для учащихся 5 класса.

1 этап. Что в имени твоем? (Угадывание художественных произведений по именам главных и второстепенных героев)


1.Дворник Герасим.

2.Воевода Претич.

3. Пан Тыбурций.

4. Министр Чернушка.

5. Офицер Жилин.

6. Королевич Елисей.

7.Филька по прозвищу «Ну Тебя».

8. Малютки – медовары.

9. Пятница

10.Кай и Герда



2. Поговорим о том о сём.(Школьникам предстоит угадать по монологу или диалогу, из какого художественного произведения даны отрывки)

1. Вы умеете, молодой человек, играть кадриль? И вальс умеете? Может быть, и польку тоже?

2. Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такого, Который бы вертел очаг кругом жаркова.

3.Да ну тебя! Да ну вас!

4. Как мне не печалиться! Приказал мне батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого хлеба.

5. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.

6.Хирургия – пустяки. Тут во всем привычка, твердость руки… Раз плюнуть…

7. Ветер, ветер, Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море…Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?

8. – Я не понимаю, чем кичится семейство роз… Разве роза красивее и стройнее меня?

— …Я принц Дельфиниум. В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами.

— Мы ничем не пахнем, — сказала астра, — и этим доказываем свою порядочность и благовоспитанность.

9. – Слушай…дай мне побелить немножко!

— Нет, нет…едва ли тебе это удастся…пожалуй. Из двух тысяч мальчиков не найдется ни одного, который сумел бы выбелить его /забор/как следует…

— Вздор! Я буду стараться не хуже тебя. Мне бы только попробовать! … я дам тебе все мое яблоко.

— Ладно, изволь!

3. Встречают по одежке – провожают по уму.(Угадывание художественных произведений по описанию внешности литературных героев)


1.Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц…


2.Мужчина двенадцати вершков росту, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых…

3. Это было бледное крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца… руки её были тонки и прозрачны… Я невольно сравнивал её с моей сестрой. Но моя Соня была кругла как пышка…

4. Глядит, а перед ним у большого камня женщина какая – то сидит. Коса ссизачерная…На конце ленты не то красный, не то зеленые. Девка небольшого росту, из себя ладная…

5. Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

6. За окном порхали снежинки; одна из них … превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный . казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! Глаза её сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.

4. В мире животных. (Угадывание художественных произведений по описанию животных)

1.Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала…

2.Ладная собачонка испанской породы с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

3. Вдруг, глядит, ползет к ней рак;

Он сказал царице так…

Он, конечно, был пророк.

4. Ящерок тут неисчисленно. И все разные… Они зеленые, другие голубые. Одни как стекло блестят…которые узорами украшены.

5. Конь под ним споткнулся, черный ворон встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

6. И девочка потянула за рога привязанного к стене северного оленя в блестящем медном ошейнике. – Его тоже нужно держать на привязи, иначе удерет! Каждый вечер я щекочу его под шеей своим острым ножом – он до смерти этого бомится.

7. Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор -

Почуя серого так близко забияку…

8. Я видел, как в черной пучине кипят,

В громадный свиваяся клуб,

И млат водяной, и уродливый скат,

И ужас морей однозуб;

И смертью грозил мне, зубами сверкая,

Мокой ненасытный, гиена морская.

9. Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два дня сидят высоко над скворечниками и , по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад.

10. Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу – горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук, дремал в углу посредине паутины. Воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко…

5. Край ты мой, родимый край.(Угадывание художественных произведений по пейзажным зарисовкам)


1.Я рос , как многие, в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши…

Виднелись горы вдалеке,

И синий бесконечный лес



2.Лет сорок тому назад в Санкт – Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии, жил – был содержатель мужского пансиона…Дом был о двух этажах, крытый голландскими черепицами.

3. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.

4. С севера и юга городок ограждался широкими водными гладями и тополями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море. Посредине находится остров. На острове – старый, полуразрушенный замок.

5. Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были… И жарко – страсть. Парун чистый. В лесу хорошо. Пташки поют, радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их разморило. Легли на травку под рябиной да сразу и уснули.



6. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

7. И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут!


6. Прочитана последняя страница.(Угадывание художественных произведений по заключительным абзацам)

1.Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

2.Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

3. Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей удалось помирить коня с Филькой.

4. Стали те камушки из мертвой Степановой руки доставать, а они и рассыпались в пыль.

5. Засеют как следует, а взойдет такое, что разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква… черт знает что такое!

6. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

7.Так кончается сказание… И говорят, что, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного старика, которые плакали бы ночью от того, что у них нет мяса.

8.…Да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
— Чем же ты провинился?
— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.

Список русской и зарубежной литературы для 5 класса.

1.Русская народная сказка «Царевна — лягушка».

2. Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо — юдо».

3. Древнерусская повесть «Подвиг отрока – киевлянина пи хитрость воеводы Претича».

4. М.В.Ломоносов. Басня «Случились вместе два астронома в пиру…».

5. И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

6. И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне».

7. И.А.Крылов. Басня «Свинья под Дубом».

8. В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна».

9. В.А.Жуковский. Баллада «Кубок».

10. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

11. А.Погорельский. Сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители».

12. М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

13. Н.В.Гоголь. Рассказ «Заколдованное место».

14. Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге».

15. Н.А.Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос».

16. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму».

17. А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия».

18. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

19. И.А.Бунин. Рассказ «Косцы».

20. В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе».

21. А.И.Куприн. Рассказ «Тапер».

22. А.И.Куприн. Рассказ «Скворцы».

23.К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб».

24. .К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

25. С.Я.Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев».

26. А.П.Платонов. Рассказ «Никита».

27. П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»


28. Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

29. Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо».

30. Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»

31. Жорж Санд. Сказка «О чем говорят цветы»

32. Марк Твен. Роман «Приключения Тома Сойера»

33. Дж.Лондон. Рассказ «Сказание о Кише»

Ключ ответов.

Этапы

Номер ответов

1.Что в имени твоём?

16, 3, 20, 11, 18, 10, 23, 28, 29, 30

2.Поговорим о том о сём.

21, 4, 23, 1, 25, 17, 10, 31, 32

3.Встречают по одежке – провожают по уму.

15, 16, 20, 27, 10, 30

4.В мире животных.

7, 16, 8, 27, 2, 30, 6, 9, 22, 26

5.Край ты мой, родимый край.

14, 11, 19, 20, 27, 25, 12

6.Прочитана последняя страница.

12, 5, 23, 27, 13, 18, 33, 24


Литературная викторина для учащихся 6 класса.

1 этап. Разминка. Что в имени твоем? (Угадывание художественных произведений по именам главных и второстепенных героев)


1. Даша и Митраша, собака Травка.

2. Ассоль и Лонгрен.

3. Федя, Павлуша, Костя и Илюша.

4. Учительница

Лидия Михайловна.

5. Учитель Харлампий Диогенович.

6. Геспериды и Атлас.

7. Царь Авгий.

8. Санчо Пансо.

9. Фортунате.

10. Кирилла Петрович Троекуров.

11. Донской казак Платов.

12.Дядя Левонтий и Левонтьиха.

13. Никто (и Циклоп).


2 этап. Поговорим о том о сём. (Школьникам предстоит угадать по диалогу, из какого художественного произведения даны отрывки)

1. — Что же это?

— А вот, — говорят,- извольте видеть сориночку? … Извольте пальчик послюнить и на ладошку взять.

— На что же мне эта соринка?

— Это,- отвечают,- не соринка, а нимфозория.

— Живая она?

— Никак нет,- отвечают,- не живая, а из чистой англицкой стали в изображении блохи нами выкована…

2. – Что же ты хмуришься, брат,- спросил его Кирилла Петрович,- или псарня моя тебе не нравится?

— Нет,- отвечает он сурово,- псарня чудная – вряд ли людям вашим житьё такое же, как вашим собакам.

Один из псарей обиделся.

— Мы на свое житьё,- сказал он,- благодаря Бога и барина не жалуемся, а что правду сказать, то правда, иному барину не худо променять усадьбу на любую здешнюю конурку.

3. – А как тебя зовут?- спросила Даша.

— Меня никто не зовет,- сказал маленький цветок,- я один живу.

Даша осмотрелась на пустыре.

— Тут камень, тут глина!- сказала она. –Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю,- ответил цветок.

4. Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

— Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

— И больше не играешь?

— Нет.

— А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

— Покупаю молоко.

— Молоко?

5. Завтра Глеб Капустин, придя на работу, между прочим, с ухмылкой спросил мужиков:

— Ну, как там кандидат-то?

— Срезал ты его,- скажут Глебу.

— Ничего,- великодушно заметил Глеб. – Это полезно. Пусть себе подумает на досуге. А то слишком много берут на себя.

6. – Скажи, почему нас не любят?

— Э, Ассоль,- говорил Лонгрен,- разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.

3 этан. Встречают по одежке — провожают по уму.(Угадывание художественных произведений по описанию внешности)

1. [Он] только что пообедал на вокзале, и губы его подернулись маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло о него хересом и флердоранжом.


2.Дедушка древен годами,

Но еще бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро борода,

Строен, высокого роста,

Но как младенец гладит,

Как-то апостольски просто,

Ровно всегда говорит…


3. Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…Только носик был одним чистеньким и глядел вверх.

4. …ему нельзя было дать более пятидесяти лет. Представьте себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися черными как смоль волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи.

5. Я вскочил … и увидел забавного маленького человечка, который серьёзно меня разглядывал… Не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что этот ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья.

4 этап. Пути-дороги.(Угадывание художественных произведений, где встречается описание дороги или её мотив)

1. Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междуусобные разговоры…


2. Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

3. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дорждя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»


4. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

5. Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.

Избави Бог и нас от этаких судей.


5 этап. Пейзажные зарисовки.(Угадывание художественных произведений по пейзажным зарисовкам)

1.Лет двести тому назад ветер – сеятель при нес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семе6чка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут…Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга.

2.Если пойти на северо-запад…, то местность начнет довольно круто подниматься, и после трехчасовой ходьбы по извилистым тропкам, загроможденными большими обломками скал и кое-где пересеченными оврагами, выйдешь к обширным зарослям маки. Маки – родина корсиканских пастухов и всех тех, кто не в ладах с правосудием



3. Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля


4.Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.



5.По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.


6 этап. Прочитана последняя страница.(Угадывание художественных произведений по заключительным абзацам)

1. Люди нашли корчагу кисельной болтушки и меду из колодца и дали печенегам… И, сварив, ели князья печенежские и дивились… поднялись и пошли от города восвояси.

2. И ныне все дико и пусто кругом-

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно Пророка о тени он просит-

Его лишь песок раскаленный заносит…

3. Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А я все не могу забыть бабушкиного пряника- того дивного коня с розовой гривой.

4. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… Плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обвертке я нашел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

5. …мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он. Разумеется. Закалял наши детские лукавые души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.

6. Его приветствуют красавицыны взгляды…

Но холодно приняв привет её очей,

В лицу перчатку ей

Он бросил и сказал: «Не требую награды».


7. Поэтический марафон.(Подведение предварительных итогов, участие принимают сильнейшие)



1.Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.


2.Звезда полей!В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…


3.О как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!


4. …И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде недопела,

Как новую, с волнением поешь.


5.Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясень небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.




6. Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод…


7. Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.


8.Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!




9. Колядя, коляда!

Давай пирога,

Блин да лепешку

В заднее окошко!

Список произведений русской и зарубежной литературы для 6 класса.

1.Устное народное творчество.

2. Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе.

3.И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей».

4. А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро», роман «Дубровский».

5. М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи», баллада «Три пальмы».

6. И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

7. Стихотворения Ф.И.Тютчева.

8. Стихотворения А.А.Фета.

9. Стихотворения Я.П.Полонского.

10. Стихотворения Е.А.Баратынского.

11. Стихотворения А.К.Толстого.

12. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога», поэма «Дедушка».

13. Н.С.Лесков. Сказ «Левша».

14. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

15.Стихотворения С.А.Есенина.

16. Стихотворения А.А.Блока.

17. Стихотворения А.А.Ахматовой.

18. Стихотворения Н.М.Рубцова.

19. А.С.Грин. Феерия «Алые паруса».

20.А.П.Платонов. Сказка – быль «Неизвестный цветок».

21. М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца».

22. В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

23. Стихотворения К.Симонова.

24. Стихотворения Д.Самойлова.

25. В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

26. В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».

27. Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

28. Древнегреческие мифы. Подвиги Геракла.

29. Гомер. Одиссея.

30. М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий».

31. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

32. А. де Сент – Экзюпери. Сказка «Маленький принц».

23. Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка».

Ключ ответов.

Этапы

1.Что в имени твоем?

21,19,6, 25, 27, 28, 28, 30, 31, 4, 13, 22, 29

2. Поговорим о том о сем.

13, 4, 20, 25, 26, 19

3. Встречают по одежке – провожают по уму.

14, 12, 21, 31, 32

4. Пути – дороги.

13, 12, 23, 5, 3

5. Пейзажные зарисовки.

21, 31, 7, 15, 9

6. Прочитана последняя страница

2, 5, 22, 25, 27, 33

7. Поэтический марафон.

24, 18, 16, 17, 10, 11, 8, 4, 1



Файлы: 8948.mp3
Размер файла: 4080664 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология