Автор конспекта:
Автор(ы): — Парфёнова Оксана Александровна

Место работы, должность: — МОУ Ляховская СОШ учитель русского языка и литературы

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Вызвать интерес к личности поэта; сформировать представление о поэтической индивидуальности; обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

С.Есенин "Я МОСКОВСКИЙ ОЗОРНОЙ ГУЛЯКА". ООО"Издательство "Эксмо" 2010г

Используемая методическая литература: —

Журнал "Русский язык в школе" № 2 1997г; Журнал "Читаем, учимся, играем" №4 2005г; Журнал "Литература в школе" №7 2009г, №5 2001г

Используемое оборудование: —

Презентация, свечи, цветы, портрет С.Есенина, фотографии, сборники стихотворений С.Есенина, компьютер, проектор, экран, творческие работы учащихся.

Краткое описание: — Литературно-музыкальная композиция с презентацией, посвященная творчеству С.Есенина, позволяет расширить представление учащихся о личности и жизнеутверждающем творчестве поэта.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) }

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"

Цель: Вызвать интерес к личности поэта; сформировать представление о поэтической индивидуальности; обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе.

Оборудование: Презентация, свечи, цветы, портрет С.Есенина, фотографии, сборники стихотворений С.Есенина, компьютер, проектор, экран, творческие работы учащихся.

1. Вступление (на фоне музыки)

«Отговорила роща золотая…» Слайд-фильм

Учитель:

Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.

Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”

Стихотворение “Да кто ж так до сердца проймет?”

Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел-свет оставит?
Уже водица мерзнет в сенях,
В стога уметано все сено,
И ясень надломил колено…
Опять – октябрь…
Грусть деревень…
Вспахали зябь…
Сергеев день…
Хоть годы – сгасчивы, быстры,
То имя – нежно в сердце носим!
В помин Его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси в даль пронзают,
Звенит осенник в синь дождей,
И в честь Его себя сжигают
Рябины по России всей!

В1: Что мы знаем о Сергее Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его жизни?

В2: Он – певец Руси! В его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”.


Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой – ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?


В1: Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года в селе Костантиново Рязанской губернии.

В2: Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село, расположенное на высоком холмистом берегу Оки.

В1: Он был первым ребенком в семье, имеющей крестьянские корни. Поэт напишет:

У меня отец крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.

В2: С двух лет до девяти лет Сергей воспитывался в семье деда Титова

В1: Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, собирать ягоды, грибы и всегда любил природу.

В2: Мать Татьяна Федоровна Титова в юности считалась лучшей песенницей на селе. Ей поэт посвятил замечательные слова.

Песня под гитару “Письмо матери” (“Ты жива еще, моя старушка?”) 2 купл

Затем ученица, накинув на плечи платок, как это делают русские деревенские женщины, читает стихотворение “Разбуди меня завтра рано…”:

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!…

После чтения стихов со слов “Я по-прежнему такой же нежный…” вновь продолжается песня:

…Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том…

В1: Еще в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил, учитель словесности Е.М. Хитров и посоветовал занять литературой, сблизиться с известными поэтами

В2: Летом 1912г. Сергей Александрович Есенин переехал в Москву, служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь,
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть
Золотою лягушкой луна
Распласталась над тихой воде,
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!…

В1: Работал в книгоиздательстве, в типографии. В этот период примкнул к революционно настроенным рабочим, оказался под надзором полиции. Занимался на историко-философском отделении университета Шанявского

В2: Печататься начинает в 1914 году в московских журналах (дебют – стихотворение “Береза”).

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

В2: Весной 1915г. приезжает в Петроград, где знакомится с А.Блоком, С.Городецким, сближается с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние.

(Из дневников, записных книжек и писем, 9 марта 1915г., А.Блок)

- Днем у меня рязанский парень со стихами.

Крестьянин Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные.

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха. Снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

В1: В 1915 г. готовится к печати первый сборник стихов Сергея Александровича Есенина “Радуница”.

В2: Самое драгоценное в нем, – писал Б.Пастернак, – образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она давалась ему в детстве.


Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
“О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя,
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вздохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
“Прощай, моя голубка,
До новых журавлей”.


В1: В начале 1918г. Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встречает революцию. Создает поэмы “Иорданская голубица”, “Небесный барабанщик” и др., проникнутых предчувствием и “преображения” жизни.

В2: Есенин становится завсегдатаем “Стойла Пегаса” – литературного кaфе с критикой “шутовского кривляния ради самого кривляния” “собратьев” – имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

В1: В начале 20-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы “развороченного бурей быта”, пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, окружает его “чужой и хохочущий сброд”


Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и корябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути, –
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.


В1:Есенин знал многоих, со многими расставался. Как говорил сам, любил он по-настоящему только двух женщин: Зинаиду Райх, мать своих двоих детей, и Айседору Дункан.

Дарьина «Заметался пожар голубой…»

В1: Осенью 1921 г. С.Есенин встречается с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921г.)

В2: Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922г. – август 1923г.), сопровождалось шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их “взаимопонимание”, усугублявшееся отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора знала несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас замучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше вниз.

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий.

В1: Последние 2 года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, брак с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей.

В2: Сергей Есенин был тяжело болен. Выдающийся психиатр профессор Ганнушкин, у которого поэт лечился перед смертью. В ноябре 1925 года, поставил диагноз: ярко выраженная меланхолия – психическое расстройство, которому постоянно сопутствует тоскливое настроение, навязчивые мысли о самоубийстве. Наступила последняя осень поэта….

Песня «Не жалею, не зову, не плачу…»

В2: А в конце декабря Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице “Англетер”. Встречался с Клюевым, читал “Черного человека”. Очень боялся оставаться в номере один – ему мерещились преследователи.

Тогда я понял,
Что такая Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт.
Что я поэт!…
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

В1: 27 декабря Есенин отдал приятелю Вольфу Эрлиху стихотворение, написанное кровью (не был чернил, порезал руку, чтобы писать). Оно стало знаменитым, предсмертным, последним.

В2: Кому писал Есенин кровью в самый последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, а Есенин – песнями. Поэт погиб

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свидания, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

В1: Умер Поэт! Угасла творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин. Трагическая судьба постигла и любимых женщин поэта. Погибла Зинаида Райх в собственной квартире. Галина Бениславская, по версии следствия, застрелилась на могиле поэта.

В2: Дункан погибла 15 сентября 1927 года. Танцовщица села в маленькую гоночную машину, обернула вокруг шеи длинную красную шаль и, прощально махнув рукой, сказала последние слова: “Прощайте, мои друзья! Я иду к славе!”.

В1: Конец шали свешивался позади автомобиля. Машина тронулась, конец шали запутался на ось заднего колеса, смерть наступила мгновенно. Похоронили ее в Париже.

В2 : Его стихи были созвучны настроениям молодежи. Писал искренне, правдиво, не скрывая своих сомнений, колебаний, заблуждений.


Жизнь – обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.

Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: “Лишь сердце потревожь,
Жизнь – обман. Но и она порою
Украшает радостями ложь.

Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе”.

Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь – стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.

Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, -
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.

Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил – забыли про меня.

Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.


В2: Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.

Учитель: Закончить вечер хочется словами Сергея Есенина:

Цветите, юные, и здоровейте телом:
У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.

Звучит песня на стихи С.Есенина (“Откроем томик Есенина».)

Файлы: Приложение.jpg
Размер файла: 51198 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология