Автор конспекта:
Автор(ы): — Лукина Н.В.
Место работы, должность: — учитель-логопед МОУ «СОШ№2 п.Мелиоративный»
Регион: — Республика Карелия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Иная категория
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Логопедия
Предмет(ы): — Психология
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — 1 Формирование вербального анализа. 2 Развитие процессов зрительного анализа и синтеза. 3 Повторение пройденного материала по темам: «Словарные слова», «Части речи: имя существительное и прилагательное»
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 4
Используемая методическая литература: —
1. Блинова Л.Н. диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. –Москва, Изд. НЦ ЭНАС, 2002.
2. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1997.
3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического младших школьников. М: Педагогическое общество России. 2000.
4. Субботина Л. Ю. Игры для развития и обучения. Ярославль, 2001.
5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 2000.
6. Журнал прикладной психологии, 2001, №1.
Краткое описание: — Занятие проводится с учащимися 4 класса школы. Фрагменты возможно использовать на занятиях с психологом,например, "мозговая гимнастика «Сова».
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Логопедическое занятие по коррекции дисграфии и мыслительных операций при обучениии по теме: «Части речи».
Цели: 1 Формирование вербального анализа.
2 Развитие процессов зрительного анализа и синтеза.
3 Повторение пройденного материала по темам: «Словарные слова», «Части речи: имя существительное и прилагательное»
Ход занятия
1 Вводная часть:
1. Создаем хорошее настроение: « Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу ». 2.Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (улучшает зрительную память, внимание, мыслительную деятельность, снимает напряжение).
Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко, разведите плечи назад, посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держась за плечо другой рукой.
2 Основная часть
1. Классификация
Цель: сформировать у ребёнка выбирать основание для классификации
Разложи картинки по предложенным темам: «Школьные принадлежности», «Инструменты» «Птицы» Назови группу слов по теме «Птицы» (ворона, сорока) Это словарные слова, вспомним, как они пишутся. Запишем их. Придумай предложение с одним из слов. 2.«Подбери общее понятие».
Цель: развитие вербального мышления (обобщение)
Материал к заданию: полоски бумаги с написанными на них в строчку 6-ю словами. Первое слово написано заглавными буквами. Учитель просит внимательно прочитать слова на каждой полоске. К слову, написанными заглавными буквами, нужно подобрать слово, которое является общим понятием по отношению к первому слову.
Компас-стрелка, сторона горизонта, прибор, направление, барометр.
Равнина-холм, большое пространство, поле, трава, река.
Луна-звезда, Земля, месяц, ночь, небесное тело.
Язык- расположение во рту, часть тела, орган чувств, вкус, разговор.
Повесть – литературное произведение, роман, история, писатель, придуманное. Математика- урок, число, наука, экзамен, арифметика.
Рожь – растет на поле, еда, зерновая культура, колос, крупа.
Берёза- дерево, почка, белый ствол, растение, растет в лесу.
Весна- время года, солнечная погода, зима, оттепель, тает снег.
Ночь- темнота, время суток, день, сутки, когда спят.
Какой частью речи являются все эти понятия? Запишите выделенные слова.
2. «Зашумованные» картинки
Цель: развитие вербального мышления и понятийного мышления:
- Назови все предметы на картинке.
- Как их можно назвать одним словом?
- Подбери к словам подходящие имена прилагательные. Определи род.
3 Заключение. Подведение итогов занятия.