Автор конспекта:
Автор(ы): — Шевченко татьяна Александровна

Место работы, должность: —

ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4, заведующая библиотекой.

Регион: — Ярославская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Беседа с игровыми моментами для лучшего усвоения материала к 300- летию М. В.Ломоносова

Для классного часа к 300- летию М. В. Ломоносова

Данная презентация может быть использована классным руководителем или библиотекарем школы во время проведения классного часа на тему Великие люди России

Компьютер, мультимедийный проектор, задания, распечатанные на карточках

Цель: Популяризация истории нашей Родины

Задачи:

привлечь внимание к важной дате в истории России 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711 1765)

популяризировать материалы о личности М. В. Ломоносова

в игровой форме помочь детям освоить новую информацию

Презентацию можно открыть, либо двукратным щелканьем левой кнопкой мыши по значку презентации, либо правой кнопкой мыши выделить презентацию с названием Ломоносов, а затем левой кнопкой мыши открыть.

Презентация откроется в Microsoft Office PowerPoint 2003, но вполне корректно открывается и в 2007 офисе.

В меню программы выбрать ПОКАЗ СЛАЙДОВ, а затем показ слайдов с начала, либо нажать клавишу F5. Презентация запустится и откроется первый слайд титульный.

Презентация состоит из 33 слайдов

1- Титульный

2- 32,33 ссылки на источники

Смена слайдов происходит по щелчку стрелками на клавиатуре, переход слайда по щелчку отключен, для предотвращения случайного нажатия на левую клавишу мышки.

Все задания распечатываются на карточках и раздаются детям во время рассказа.

На слайде № 3после решения задания можно щелчком левой кнопки на прямоугольнике открыть ответ.

Слайд № 10.

Половинки слов встанут на свои места, если навести курсор на первые части слова и щелкнуть левой кнопкой, когда курсор преобразуется в ладошку.

Слайд № 11.

Чтобы появился правильный ответ наведите курсор на сердечко в верхнем ряду, дождитесь, когда он преобразуется в ладошку, и щелкните левой клавишей мышки. Все остальные буквы сами встанут на место.

Слайд № 14.

Ответ выйдет по щелчку на прямоугольнике.

Слайд № 16.

Ответ выйдет по щелчку на прямоугольнике.

Слайд № 19.

Дети начальной школы могут не знать этих дат, а тем более что дети нашей коррекционной школы плохо запоминают материал, поэтому в своих играх я не предполагаю проверку знаний, а стараюсь в игровой форме помочь запомнить новый материал. Для этого на слайде № 19 детям нужно высчитать суммы цифр и сопоставить их с датами. Ответ выйдет по щелчку на вопросе (курсор должен преобразоваться в ручку).

Слайд № 21

Если беседа проводится со 2-3 классом, часть слайдов (начиная с 21) можно не использовать, задействовав функцию Произвольный показ или заранее убрав эти слайды. Но 4 классу можно предложить выполнить задание и сделать вывод, узнав в какие науки М.В. Ломоносов внес наибольший вклад.

При нажатии левой кнопкой на название науки (курсор преобразуется в ладошку) происходит переход по гиперссылке на слайд с описание открытий, обратно на 21 слайд возвращаемся щелчком по стрелке.

Если, М.В. Ломоносов не занимался какой-то наукой, то скругленный прямоугольник поменяет заливку.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

К 300 – летию со дня рождения

В России это было время, когда, грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда учение было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоцененным сокровищем. И в это-то время на берегу Ледовитого океана родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову, что ему надо, непременно надо учиться, что без ученья жизнь не в жизнь.

О первых годах жизни Михаила Васильевича Ломоносова имеется немного сведений, основаны они в основном на воспоминаниях, написанных им самим. Официальной датой его рождения считается 8 (19) ноября 1711 года.

Примерно в 80 км от города Архангельска, где река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и протоки. На берегу самого большого из них – Кур-острова (или Куроострова), почти напротив Холмогор, располагались деревеньки (сейчас они слились в одно село — Ломоносово). Холмогорского уезда Архангельской губернии.

Как называется деревня, в которой родился Ломоносов, вы узнаете, если решите ребус.

Если Вы последовательно выполните все задания, то у Вас получится

название деревни, в которой родился М. В. Ломоносов.

См. слайд № 3

Поморье, явившееся колыбелью великого учёного и писателя, было особым местом в России, оно почти избежало крепостного права. Здесь испокон веков жили вольные, сильные, мощные люди. Отец Михаила Ломоносова Василий Дорофеевич. Он, как и многие жители Поморья, занимался морским рыбным промыслом. У отца Ломоносова была земельная собственность и морские суда, на них он занимался рыбной ловлей и совершал далёкие морские разъезды, с казённой и частной кладью.

Первые годы жизни Михаил находился на попечении матери, дочери дьякона, Елены Ивановны Сивковой, в то время как отец отправлялся на дальний морской промысел. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащённом паруснике-галиоте « Чайка вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Впоследствии в своих учёных поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Северный океан, Белое море, природу их берегов, жизнь моря и северное сияние.

Бывало, что эти путешествия оказывались небезопасными. Однажды в море Ломоносовых за­стала буря, и парусник выбросило на ледяную глыбу. К счастью, им с отцом удалось вбить в лёд клинья и кое-как закрепить лодку. Через не­сколько часов, когда буря стихла, Василий Дорофеевич и Михайло вновь спустили лодку на воду и отправились в обратный путь. Этот эпизод Ми­хаил Ломоносов часто потом вспоминал в своей жизни.

Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти благодаря соседу Ивану Шубному и местному дьячку Семену Сабельникову. Но мать Ломоносова рано умерла, а мачеха не любила его книжных занятий: по собственным словам Ломоносова, он « принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах, и терпеть стужу и голод.

Страсть к знаниям с годами всё крепла, но в деревне негде было учиться. И Михаил решил уйти из дома. В начале зимы, в декабре 1730 года по обычаям тех промысловых мест, тяжело нагруженные товаром сани отправлялись в сторону Москвы. Везли солёную и мороженую рыбу, мешки с солью, ткани, скупленные на кораблях у европейских купцов, многое другое. Всё это можно было быстро и выгодно распродать на столичных базарах.

С помощью управляющего земскими делами в Холмогорах, Ивана Васильевича Милюкова, он получил паспорт и, заняв у соседа полукафтан и три рубля денег, без разрешения отца отправился в белокаменную Москву (по другим сведениям: отец отпустил его, но ненадолго). Путь был долгим — около полутора месяцев шёл обоз до Москвы.

В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение. Это первое русское высшее учебное заведение, основанное в 1687 году, находилось на Никольской улице в доме N2 7.

Здесь училось около двухсот юношей, которые готовились стать учителями, православными священниками, переводчиками или учёными. В академии было восемь классов. Два последних (философии и богословия) считались высшими, в них учеников называли студентами.

Годы учёбы были для Михаила тяжёлыми. Несмотря на свой немалый возраст, Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, так как он не знал латыни. Школьники, с которыми учился Михайло, были намного моложе его. Впоследствии Михаил Васильевич вспоминал. Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться . Но ничто не останавливало Ломоносова: ни насмешки младших, ни нужда. Впоследствии в письме к И.И. Шувалову он писал: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели … Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил.»

В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс. А в ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Одной из первостепенных задач русских учёных на то время было изучение природных богатств России, возникла острая потребность в специалистах горного дела. В Европе их было достаточно, но нужны были свои, российские кадры. И вот уже через несколько месяцев, в сентябре 1736 года, Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов (с Д. Виноградовым и Д. Райзером) был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела

В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 год. Затем путешествовал по Германии и Голландии. В Германии он познакомился с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью пивовара. 6 июня 1740 года они тайно обвенчались, так как родные были против этого брака. Когда в июне 1741 года Ломоносов возвратился в Петербург, им на время пришлось расстаться. Только через три года, не без трудностей, Елиза­вета всё же приехала в Россию с маленькой дочерью Екатериной-Елизаветой. В России у них родилась ещё одна дочь, Елизавета.

Вернувшись в 1841 году в Россию, Ломоносов был уже сформировавшимся учёным. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов ввёл в русскую речь новые термины:

Какие термины ввел М. В. Ломоносов вы узнаете, если выполните задание на слайде № 10

В 1743 году Ломоносов сочиняет две лучшие свои оды: «Вечернее размышление о Божием величестве или случае великого северного сияния и «Утреннее размышление о Божием величестве.

В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 г. — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет свои занятия в области физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов.

В 19 в. учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул было подтверждено. Как Ломоносов назвал молекулы вы узнаете, если решите ребус на слайде № 11

Михаил Васильевич сделал множество открытий в разных науках.

Чтобы узнать в каком году были сделаны эти открытия нужно вычислить сумму цифр каждого года. Слайд № 12

Впоследствии занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским языком, и в 1747 году он написал книгу «Краткое руководство к красноречию, которую чаще всего называли просто «Риторика. В этой книге он провёл настоящую реформу русского языка.

В эти годы М.В. Ломоносов столкнулся с немецким начальством Академии наук. Фактически управлявший Академией И.Д. Шумахер полностью развалил научную работу, препятствовал продвижению русских учёных. Ломоносов боролся с Шумахером, а в апреле 1743 года высказал откровенно всё наболевшее на заседании Академического собрания. В результате с мая 1743 по январь 1744 год. Ломоносов находился под арестом за оскорбление академического начальства.

Ломоносов бедствовал, жалование ему не выплачивалось, положение усугубилось ещё и тем, что в конце 1743 года в Петербург из Марбурга приехала жена Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном — Цильхом. Бедствующему и находящемуся под домашним арестом Ломоносову пришлось заботиться о своём разросшемся семействе. 27 января 1744 года Ломоносов прочёл в Академическом собрании предписанную ему формулу извинения на латинском языке и подписал её текст. Этим актом окончился ещё один нелёгкий период злоключений в жизни Ломоносова.

С июля 1744 года ему стали выплачивать полное жалованье, и он смог работать более спокойно. В этот год Ломоносов начал систематическое изучение грозовых явлений, написал две диссертации: «Физические размышления о причинах теплоты и холода и «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», проводил физические эксперименты.

Объём и уровень его плодотворной работы позволяли претендовать на профессорское звание, и в апреле 1745 года Ломоносов подаёт прошение о присвоении ему звания профессора химии. В июле 1745 года он получил эту должность.

В августе 1747 года Ломоносов перебрался с семьёй в новую квартиру в том же новом доме, но состоявшую уже из пяти комнат. Теперь у Ломоносова появился собственный кабинет, где впоследствии была размещена электрическая махина» (электроскоп), с помощью которой Ломоносов изучал атмосферное электричество.

В 1751 году Ломоносов получил чин коллежского советника, дающий право на потомственное дворянство. Получение чина VI класса, что соответствовало в военной службе полковнику, стало для Ломоносова залогом личной безопасности. Ведь у себя на родине Ломоносов вплоть до 1748 года, то есть ещё три года после того как стал академиком, числился положенным в подушный оклад черносошным» крестьянином.

Ломоносов-поэт воспевает науки, искусства, ремесла, ведь он сам и ученый, и художник, и работник, умеющий многое делать своими руками.

Что в письме к И. И. Шувалову М. В. Ломоносов называл своим любимым детищем? Слайд № 15

Опыты по изготовлению цветного стекла были начаты Ломоносовым в его химической лаборатории. Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом (золотые рубины, их умели делать только древние ассирийцы, но секрет их изготовления был давно утерян). В 1752 году Ломоносовым была завершена первая мозаичная картина — Мадонна», состоящая почти из 4000 брусочков смальт различного цвета. Мадонна» была преподнесена в дар императрице Елизавете Петровне — дщери Петровой», при которой русская наука и искусство поддерживались и бурно развивались.

Свои успехи в создании цветного стекла и мозаик Ломоносов решает поставить на службу России. В 1752 году он получает разрешение на строительство под Петербургом фабрики цветного стекла. Строительство фабрики началось в 1753 году, при фабрике была создана художественная мастерская по изготовлению мозаичных картин.

Ломоносов стал первым в России автором многих мозаик. Ломоносовым было задумано создать в Петропавловском соборе мемориал, посвящённый Петру 1, из 12 мозаичных картин. Полностью была собрана только одна — Полтавская баталию. После смерти Ломоносова мозаичное дело надолго пресеклось, а мозаичное полотно «Полтавская баталия» после длительных злоключений в 1925 году украсило парадную лестницу здания Академии наук в Ленинграде.

Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 г. открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на "учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях" иностранных университетов.

В 1756 г. Ломоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1759 г. он занят устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, причем опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование

Как А. С. Пушкин назвал М. Ломоносова, вы узнаете, если решите ребус на слайде № 17

В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием сочинения его: "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном" в 1764 г. снаряжается экспедиция в Сибирь… Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает, 4 апреля 1765 г. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина.

В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне. Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре.

Свою "науку" Ломоносов старался обратить прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам "российского света" и "российского народа".

Из предложенных ниже, найдите науки, в которые Ломоносов внес значительный вклад. Слайд № 21

Ломоносов доказывал, например, "что у нас нет природных россиян ни аптекарей, да и лекарей мало, также механиков искусных, горных людей, адвокатов и других ученых, ниже самих профессоров в самой Академии и в других местах"; необходимо "набирать студентов из семинаристов", "отправлять природных российских студентов в чужие края для окончания обучения", допускать к образованию все без различия сословия, заботиться об умножении переводных книг.

"Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". Трудность положения Ломоносова заключалась в том, что ему, как Петру Великому, разом приходилось делать десять дел, — и "читать лекции", и "делать опыты новые" (по физике и химии), и "говорить публично речи и диссертации", и "сочинять разные стихи и проекты (надписи) к торжественным изъявлениям радости (к иллюминациям и фейерверкам)", и "составлять правила красноречия", и "историю своего отечества"

Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики.

М.В.Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто. Коль сие в человеческой полезно, всяк удобно рассудить может». Большой интерес представляет созданная учёным конструкция «горизонтоскопа»— большого перископа с механизмом для горизонтального обзора местности.

В 1761 г. Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, наблюдавших это явление, а именно, что планета Венера окружена большой атмосферой.

Для своих современников Ломоносов был прежде всего поэтом. Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при "Отчетах" в Академию Наук: французский перевод в стихах "Оды Фенелона" (1738) и оригинальная "Ода на взятие Хотина" (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием; но современникам первые оды Ломоносова не тотчас напечатанные, долго, по-видимому, не были известны.

Академик С.И.Вавилов, изучавший труды Ломоносова многие годы, сделал вывод, что «…по объёму и оригинальности своей оптико-строительной деятельности Ломоносов был … одним из самых передовых оптиков своего времени

Петр первый мозаика

http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/23142/lomonosovmozayka-1.jpg

Фабрика в Усть-Рудице

http://www.rusdeutsch.ru/image/history/Glava2/%D0%9E%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D1%83%D0%BC%2018%20%D0%B2.%20%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg

Полтавская битва фрагмент

http://vivatfomenko.narod.ru/lib/poltava_2.jpg

Слово о пользе химии

http://ritz-btr.narod.ru/Pictures/lomonosov.gif

Российская граматика

http://www.museum-21.ru/files/57/lomonosov/53750145_Rossiyskaya_grammatika__.jpg

Слово о явлениях воздушной силы

http://www.museum-21.ru/files/57/lomonosov/x_10..JPG

Дом М.В.Ломоносова на Мойке. Литография Виктора по рисунку Л.О.Премацци. XIX век

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Lomonosov_s_house_on_Moyka_river_in_St.jpg

Книги, статьи

Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов-М.: Просвящение, 1996 -255 с.

Ломоносов – великий сын России

http://rusnauka.narod.ru/lib/lomonosov_m/lomonosov.htm

Ломоносов

http://myxalych.narod.ru/Lomonosov.files/image004.jpg

http://40305-s-012.edusite.ru/images/p40_lomo.jpg

Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%EC%EE%ED%EE%F1%EE%E2%2C_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7

Молодой

http://s52.radikal.ru/i135/0911/41/e32d82ecf685.jpg

университет

http://www.uralstudent.ru/images/stories/03_66_nov_during_cb_4.jpg

памятник

http://content.foto.mail.ru/mail/ursum81/_answers/i-604.jpg

http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/bogdanov/images/pam2.jpg

Ориенбаум (Ломоносов)

http://www.oranienbaum.org/img/anbo1.jpg

Славяно-

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/Lomonosov_SGLAcademy.jpg

Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Lomonosov-house_marburg1.jpg

Дом М.В.Ломоносова на Мойке. Литография Виктора по рисунку Л.О.Премацци. XIX век

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Lomonosov_s_house_on_Moyka_river_in_St.jpg

корабль поморов

http://www.e-reading.org.ua/illustrations/88/88120-_2.png

Андреева, М.С., Короткова, М.П. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765). По материалам журнала: Профессиональная библиотека школьного библиотекаря

Файлы: Ломоносов.ppt
Размер файла: 9590784 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология