Автор конспекта:
Автор(ы): — Ларкина Вера Ивановна

Место работы, должность: —

МАОУ СОШ №154, учитель биологии

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

1. Формирование представлений о цветке, как видоизмененом побеге.

2. Изучение строения цветка, его видов и значении для растений.

3. Расширить кругозор учащихся, продолжить формирование коммуникативных навыков групповой работы, умение работать с дополнительной литературой и находить выход из проблемных ситуаций.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М. Вентана – Граф, 2013 г.;

Используемая методическая литература: —

1) В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», М. Дрофа, 2000 г.;

2) В.А. Корчагина «Биология 5-6 кл», М. Просвещение, 1989 г.;

3) Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский, М.А. Гуленкова «Биология. Растения. Грибы. Лишайники», М. Просвещение, 1992 г.;

4) Г.В. Матвеева, А.Д. Тарабрин «Ботаника», М., Агропромиздат,

1989 г.;

5) А.С. Родионова, М.В. Барчукова «Ботаника», Ленинград, Агропромиздат, 1990 г.

Используемое оборудование: —

Мультимедийная установка, документ-камера, модель цветика – семицветика сделанная из листов формата А4 с названиями видов цветка; бумажные модели правильного и неправильного цветков, побеги тополя, комнатные цветущие растения, на столах — литературные источники, наборы небольших листочков трёх цветов (зелёный, жёлтый, красный).

Краткое описание: —

Ход и содержание урока.

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационный момент.

Приветствие и настрой на работу.

2. Повторение — учащимся предлагается решить задачу (технология критического мышления): распределить объекты (корень, стебель, листья, цветок) согласно схеме: (презентация — слайд №1)

Органы растения

Вегетативные Генеративные ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Вопрос учащимся: Почему корень, стебель, листья относят к вегетативным органам, а цветок к генеративным?

Вопрос учащимся: Когда люди дарят друг другу цветы? В какие моменты жизни человеку хочется побыть на природе в окружении прекрасных цветов? (фронтальная беседа)

Один из учащихся (если необходимо, можно прибегнуть к помощи одноклассников) заполняет схему.

Ответ ученика: Корень, стебель, листья – это органы питания, а главная функция цветка – размножение.

Ответы учащихся: Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречаются при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, приходят в памятные даты. А когда люди устают от грохота дорог, от стен квартир, они выбираются на природу, где им настроение поднимают животные и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

3. Изучение нового материала.

Обращение к учащимся:

Учащимся заранее были даны домашние задания : найти стихотворения разных поэтов о цветах

  • стихи о цветах
  • Обращение к учащимся:

    А знаете ли, вы какие-нибудь легенды связанные с цветами?

    В государственной символике, каких стран присутствуют цветы?

    Вопрос учащимся: У всех ли растений образуются цветки?

    Педагог просит объяснить, в чём сходство побега смородины и цветка, далее учитель даёт определение цветка.

    Цветок — это укороченный видоизменённый побег, приспособленный к семенному размножению. (аналогия с черенком).

    Совместная работа учителя с учащимися — изучение основных частей цветка (с использованием презентации)

    Учитель делает акцент на главные части цветка. Ассоциации форм пестика и тычинки с мужской и женской фигурой (эмоциональный компонент мотивации)

    А теперь ребята небольшая физкультминутка (видео из презентации)

    Проблемный вопрос учащимся: Иногда можно услышать: ну вот опять одни пустоцветы на огурцах. Что обозначают эти слова? (внутренние мотивы – интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения).

    Информация для размышления: пушат только женские тополя – тополиный пух (вызывающий аллергию).

    Проблемный вопрос: На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так и не разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха была каждый год усыпана ягодами. Почему не было урожая? Что делать?

  • Закрепление.
  • На доске цветик — семицветик с типами цветов: каждой группе необходимо дать характеристику цветкам: голые, сидячие (1 группа), с двойным околоцветником, с простым околоцветником (Р) (2 группа) — в формуле, обоеполые, однополые (женские – пестичные, мужские – тычиночные) ♂♀ (3 группа), правильные и неправильные (* ↑) (4 группа). Последние два типа цветка записаны на одном лепестке (с двух сторон, однако учащиеся видят только одну сторону, а когда учитель снимает лепесток с доски, то заинтриговывает учащихся обратной стороной «медали» — «волшебный лепесток» достаётся последней группе (мотивация на достижение успеха, целеполагание).

    Учитель демонстрирует ученикам слайды с видами цветков

    В заключении учитель предлагает выполнить цифровой диктант (работа по парам). Совместная проверка (разбор ошибок, допущенных учащимися).

    Проверь себя
    Верно или неверно утверждение:

    - Я утверждаю, что околоцветник это венчик и чашечка +

    - Я утверждаю, что венчик всегда ярко окрашен -

    - Я утверждаю, что венчик состоит из лепестков +

    - Я утверждаю, что чашечка служит для привлечения насекомых -

    - Я утверждаю, что пестик – это мужская часть цветка -

    - Я утверждаю, что семена и плоды развиваются из рыльца пестика -

    - Я утверждаю, что цветок, имеющий только тычинки, называется тычиночным или мужским +

    Ключ: + — + — — — +

  • – понял
  • 4-5 – усвоил в основном

    5-6 – усвоил хорошо

    Еще раз обратить внимание на понятия

    5. Подведение итогов. Оценки за работу на уроке.

    6. Рефлексия.

    Учитель предлагает учащимся на доске вокруг оставшейся серединки («цветки») прикрепить листочки определённого цвета: зелёный (урок понравился), красный (было неинтересно – это сигнал учителю, что учащийся был выключен из работы), жёлтый (трудно определиться, понравился урок или нет).

    Домашнее задание.

    Домашнее задание: § 23, записи в тетради, творческое задание (по выбору).

    Предлагается творческое задание: поискать легенды о цветах, истории о цветах, геральдика.

    Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока и планируемые цели, записывают тему в тетрадь.

    Ромашка

    Любит — не любит, и дальше по кругу…

    В белой гадалке узнала подругу,

    И, опираясь на блиц-предсказанье,

    Сердце ответило сердцу признаньем.

    Гладиолус

    Среди других тебя отметит

    Осанки строгой вертикаль.

    Надежный стебель под соцветьем

    Несет в себе названья сталь.

    Хризантема

    Я осень с хризантемами встречаю,
    С фиалкой будем зиму коротать…
    За что люблю их? Честно отвечаю
    – Цветы людей не могут обижать.

    Примерные ответы учащихся:

    - Розой награждали воинов за геройство, астра в переводе на русский язык означает звезда, так восклицали древние люди, когда смотрели на небо, лилия выросла из капель молока, которым богиня кормила младенца Геракла.

    - 16-лепестковая императорская золотая хризантема является основой государственного герба, а высшая награда страны – орден Хризантем; праздники цветов.

    Учащиеся пытаются расшифровать формулы цветков, но пока им это не удаётся.

    Ответ ученика: Цветки образуются только у цветковых растений.

    Ответы учащихся:

    Побег состоит из частей – стебель и лист, цветок тоже имеет сложное строение. Побегом можно размножить растение, главная функция цветка тоже размножение.

    У побега есть узлы, почки , междоузлия и у цветка. В цветоложе находятся узлы, на которых и располагаются пестики, тычинки, лепестки, чашелистики.

    Учащиеся зарисовывают строение цветка (моделирование учебного материала)

    Учащимися называют основные части цветка, используя слайд презентации и материал учебника.

    Учащиеся выполняют несложные физические упражнения

    Ответы учащихся:

    Основные части цветка: околоцветник (чашечка + венчик) — венчик не всегда ярко окрашен, для привлечения насекомых служит венчик, цветоложе, цветоножка, тычинка (тычиночная нить, пыльник) – мужская часть, пестик (завязь — из неё образуется плод и в ней находятся семязачатки, столбик, рыльце) – женская часть цветка – это главные части цветка.

    Ответ: У огурцов на одном растении и женские и мужские цветки. Мужские цветки отцветают, а плодов не образуют, т.к. у них одни тычинки.

    Ответ: Урожая не было, так как растения были мужскими и не могли образовывать семена и плоды.

    Ответ: Приобрести женское растение.

    Учащиеся подходят к доске и выбирают на свой выбор вопрос для работы в группе. Учащиеся самостоятельно находят в дополнительных литературных источниках (заранее приготовленных учителем) характеристику данных видов цветков и рассказывают об этом (мотивы социального сотрудничества). Они должны определить какого строения цветок у них на столе (однодомный, двудомный, однополый или обоеполый ит.д. Однодомное или двудомное растение)

    Практическая работа

    Учащиеся работают сдополнительной литературой (раздаточный материал)

    Учащиеся выполняют цифровой диктант.

    Совместная проверка (разбор ошибок, допущенных учащимися).

    Учащиеся записывают домашнее задание.

    На доске вокруг оставшейся серединки («цветки») учащиеся по просьбе учителя прикрепляют листочки определённого цвета: зелёный (урок понравился), красный (было неинтересно – это сигнал учителю, что учащийся был выключен из работы), жёлтый (трудно определиться, понравился урок или нет).

    Файлы: Цветокt.ppt
    Размер файла: 8849920 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология