Автор конспекта:
Автор(ы): — Бодягина Надежда Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «Средняя школа №174″ г.Казани

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — 1)сформировать представление уч-ся о луге как о природном сообществе; 2)познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними; 3)развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать; 4)раскрыть значение луга, воспитывать бережное отношение к природе, воспитание коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник "Окружающий мир 4класс"

Используемое оборудование: —

1.Тестовые задания для каждого ученика («Лес»).

3.Мини-кроссворд («Луг»).

2.Слайды: 1) «Природные сообщества».

4. 2) «Луг — природное сообщество».

5. 3) «Луг» (изображение).

6. 4) «Растения луга» (тимофеевка, лисохвост).

7. 5) «Растение луга» (клевер).

8. 6) «Ядовитые растения» (лютик).

9. 7) « Лекарственные растения» (зверобой).

10. Гербарий: лютик, тимофеевка, клевер, зверобой.

11.Запись голосов луга (кассета).

12. 8) «Насекомые луга».

13. 9) «Животные луга. Канюк».

14. 10) «Животные луга. Крот».

15.Схема «Значение луга»

Сенокос —————- ЛУГ —————лекарственные растения

пастбище ягоды мед

16.Кроссворд о насекомых (каждой группе).

17. 11) «Не рвите цветы».

18.Мед, варенье, салфетки, чай, ложечки, розетки, чайник, чашки.

Краткое описание: — Тема: Луг – природное сообщество. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III. Сообщение темы и целей урока. IV. Новая тема. V. Физкультминутка. VI. Продолжение новой темы. VI. Домашнее задание. VII. Закрепление. VIII. Обобщение и системат. знаний. IX. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема: Луг – природное сообщество.

Цели:

  • сформировать представление уч-ся о луге как о природном сообществе;
  • познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними;
  • развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
  • раскрыть значение луга, воспитывать бережное отношение к природе, воспитание коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

1.Тестовые задания для каждого ученика («Лес»).

3.Мини-кроссворд («Луг»).

2.Слайды: 1) «Природные сообщества».

4. 2) «Луг — природное сообщество».

5. 3) «Луг» (изображение).

6. 4) «Растения луга» (тимофеевка, лисохвост).

7. 5) «Растение луга» (клевер).

8. 6) «Ядовитые растения» (лютик).

9. 7) « Лекарственные растения» (зверобой).

10. Гербарий: лютик, тимофеевка, клевер, зверобой.

11.Запись голосов луга (кассета).

12. 8) «Насекомые луга».

13. 9) «Животные луга. Канюк».

14. 10) «Животные луга. Крот».

15.Схема «Значение луга»

Сенокос —————- ЛУГ —————лекарственные растения

пастбище ягоды мед

16.Кроссворд о насекомых (каждой группе).

17. 11) «Не рвите цветы».

18.Мед, варенье, салфетки, чай, ложечки, розетки, чайник, чашки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

–Посмотрите в окно. Какое время года наступает? Зимой природа отдыхает, спит, ждет пробуждения. Тревожить ее нельзя, нельзя вредить. Ведь в ней все тесно взаимосвязано: животные и растения, вода и земля.

И чтобы не навредить случайно природе, мы должны ее хорошо изучать, а поможет нам в этом путешествие в природу. А вот, конкретно, в какое место, вы узнаете, выполнив задания.

II. Проверка домашнего задания.

Ответив верно на вопросы, теста, вы получите слово, относящееся к теме нашего урока.

1.Тесты у каждого ученика.

1) Самый верхний ярус образован…

с) деревьями;

т) травами;

у) кустарником.

2) Средний ярус — это …

м) мхи и лишайники;

н) дубы, березы, клены;

о) боярышник, малина, орешник.

3) На дереве обитают …

о) дятлы, клесты;

п) кроты, землеройки;

р) волки, землеройки.


4) Грибы необходимы …

а) для красоты;

б) для питания животных, для того, чтобы помочь корням деревьев всасывать воду из почвы.

5) Жуки – короеды приносят лесному хозяйству …

ш) пользу;

щ) вред.

6) Лесная подстилка …

е) помогает состоянию почвы;

ж) вредит состоянию почвы.

7) Бурый медведь – животное …

р) травоядное;

с) хищное.

8) Плоды всех растений употребляют в пищу.

с) да:

т) нет.

9) В лесу много подроста. Это …

б) плохо;

в) хорошо.

10) Растения не могут жить без животных, а животные – без растений.

о) не могут;

п) могут.

2. Поясните, как ответили?

Жуки – короеды лесному хозяйству …

(вредят). Почему?

Лесная подстилка почве…

(помогает) Почему?

3. На какую тему были вопросы? Какое получилось слово?

4. Что такое сообщество? Природное сообщество?

(Совместное существование растений и животных, живущих на одной территории, тесно связанных между собой).

5. Какие вы знаете сообщества?

6. Слайд № 1. « Природное сообщество».

III. Сообщение темы и целей урока.

1. На территории какого сообщества мы побываем, вы узнаете, отгадав мини-кроссворд.

(На доске).

Л

И

Ш

А

Й

Н

И

К

и

М

У

Х

О

М

О

Р

Т

А

Й

Г

А

По горизонтали.

1) Самый низкий ярус в лесу составляют эти растения. Они могут поселяться на стволах деревьев. ( лишайники)

2) Гриб, который ядовит для человека, но служит лекарством для лосей.

( мухомор)

3) Именно этим словом называют хвойные леса Сибири. ( тайга)

- Что объединяет слова, которые получились по горизонтали?

-Какое слово спряталось по вертикали?

2. Мы побываем на лугу, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какие значения имеет луг для человека.

IV. Новая тема. а/ Растения луга.


1) Слайд № 2. «Луг – природное сообщество».

-Обратите внимание на разнообразие растительного и животного мира. Со многими представителями мы познакомимся сегодня на уроке.

2) Слайд № 3. Изображение луга.

-Сравните 2 сообщество: луг и лес. Чем похожи? Чем отличаются?

3) Чтение стихотворения Г. Лагздыня. «Что растет?»

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер- кашка!

Что еще?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ — как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики- вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых и пушистых,

Разноцветных и душистых!

-Что растет на лугу?

-Чем похожи растения?

-Каким описывается луг? Какие определения взял автор? Травки какие?

4) Сообщения ребят о луговых травах.

Обратите внимание, в чем польза каждого растения.


А. а) « Тимофеевка». (Слайд № 4. Гербарий )

Свое название тимофеевка получила по имени ботаника Тимофея Ганзена, который изучал это растение. У тимофеевки соцветие цилиндрическое с фиолетовыми пыльниками, на ощупь оно жестковатое, волосков нет.

Если в сене много тимофеевки, оно будет очень питательным для животных.

(Лисохвост и тимофеевка- сравнение).

б) Слайд № 5. Клевер (гербарий).

Клевер луговой имеет лилово-красные соцветия. Листья с белыми пятнами в виде буквы «Л». В народе клевер называют «кашкой». Листья у него тройные. Очень редко можно найти клевер с 4-мя листиками — по народным приметам, такое растение приносит счастье.

С наступлением темноты листья клевера складываются, «засыпают», на свету – листочки распрямляются. «просыпаются». Над цветами клевера вечно кружат крупные насекомые. Они питаются нектаром.

Клевер- ценное кормовое растение. Самыми лучшими лугами считаются такие, где в большом количестве произрастает клевер.

в) Слайд № 6. Лютик.

Название «лютик» происходит от слово «лютый», то есть едкий, режущий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок лютика.

Лютики имеют высоту от 15 до 50 см. На верхушке ярко- золотистые цветки.

Листья разные: около почвы и у основания стебля- округлые, на стеблях- разрезанные на узкие дольки.

У лютиков есть медовые ямки с нектаром, которыми питаются насекомые.

Несмотря на «скверный» характер лютика, это удивительно красивое растение- его желтые цветки словно светятся нежным, но в то же время ярким пламенем.

г) Слайд № 7. Зверобой.

Почему это растение назвали зверобой, ведь оно зверей не бьет, не убивает. Сохранилось не совсем верное мнение, будто бы зверобой оказывает вредное воздействие на поедающих его животных.

Цветки некрупные, желтые с черными полосками, от сорванного цветка выделяется кроваво-красный сок. Над цветками зверобоя всегда много насекомых. Всех их привлекает пыльца.

Зверобой всегда считался чудодейственным растением, излечивающим почти от всех болезней. Высушенное растение заваривают и пьют как чай. Используют зверобой и как красящее вещество- он окрашивает ткани в красный и желтый цвет.

-Что объединяет все эти растения?(Травы, растут на открытой местности, любят свет и тепло, невысокие).

«Поэзия в цветах» (Кирилл).

Б. Животные луга.

- Какими вы представляете животный мир луга?(Маленькие, яркая пестрая окраска, живут на земле).

- Закройте глаза, представьте летний луг. Прислушайтесь.

Грамзапись «Голоса луга».

- Кого услышали?

V. Физкультминутка.

«На лужайке».

-Представьте , что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем.

-Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.

-Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.

-Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.

-Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох.

VI. Продолжение новой темы.

1) Слайд № 8. Насекомые.

-Как объединить одним словом животных? Кого узнали?

2) Работа с учебником. ( с. 59)

-После чтения ответьте на вопрос «Как приспособились насекомые к жизни на лугу?».

3) Рассказы о животных.

Кроме насекомых, на лугу обитают более крупные животные.

Прослушайте рассказы детей, составьте (сообщения) цепочки питания на лугу.

4) Слайд № 9. Канюк.

Канюк относится к соколиным. Обитает всюду, где леса чередуются с открытыми пространствами- лугами, полями. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помогает зрение, сильные лапы с острыми когтями.

Птица полезна для сельского хозяйства, т.к. только ее детеныши за лето истребляют не менее 570 полевок. (Кто что добавит?).

5) Слайд № 10. Крот.

Крот — типичный обитатель лугов. Длина тела- 12-16 см, хвоста- 2-4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротовинам – выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу, истребляя насекомых – вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т.е. рыхлит ее.

Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.

-Работа в группах.

Сообща составьте цепочки питания.

В. Значение луга для человека.

- Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие? Кто наносит природе большой вред?

-Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно).

- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

-Что же значит луг для человека?

(Составление схемы «Значение луга» на доске.)

Пастбище Ягоды

ЛУГ

Мед Грибы

Лекарственные растения

(На доске заранее).

VI. Домашнее задание.

Дополнить схему вы сможете, прочитав текст в учебнике на с.63-64.

Составит 3 цепочки питания из 3-х звеньев?, из 4-х звеньев?, из 5-ти звеньев?

VII. Закрепление.

Составление синквейна (в группах).

Луг.

Зеленый, золотой.

Пасутся, растет, цветет.

Я люблю цветущий луг.

Поляна.

VIII. Обобщение и системат. знаний.

Работа в группах.

Отгадать кроссворд.

- Какое слово получилось по вертикали?

-Почему они так называются? ( От слова «насечка». У всех насекомых на брюшке есть полоски).

-Что общего у всех насекомых?

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

-И так, что такое луг?

-Как мы должны вести себя на лугу?

1)Чтение стихотворения про луг . (Казаковой Л.)

2)Слайд № 11. Звукозапись Ю.Антонов «Не рвите цветы».

Мы прощаемся с лугом, с его прекрасными растениями, разнообразными животными. Вы сказали, что луг дает много человеку полезного: грибы, ягоды, лекарственные растения, мед.

Попробуйте дары луга. Наших гостей пригласим на чаепитие с дарами луга: чай, заваренный на травах, мед и варенье, сваренное из земляники.

Файлы: Копия didak_material.doc
Размер файла: 97280 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология