Автор конспекта:
Автор(ы): — Папина Елена Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ р.п. Черкасское Вольского района Саратовской области, воспитатель истории

Регион: — Саратовская отрасль

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее шлир

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 сословие

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Осмысление событий Гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Левандовский, Щетинов История России XX век.11 класс

Используемая методическая литература: — 1. И. Бабель Конармия. Одесские рассказы. Пьесы. Статьи. Письма. – Иркутск: Всточно-Сибирское книжное издательство, 1991г.
2. Есенин С. Баллада о 26 // Собрание сочинений в 8т.. – Т.2 – М.: Наука. Голос,1997.
3. Радзинский Э. Собрание сочинений в 4 томах. – Т.2. – М.: Вагриус, 1998.
4. Толстой А. Хождение вдоль мукам. Трилогия. – М.: Правда, 1994
5. Чурлик Н. Человек в огне гражданской войны. По страницам романа И.Бабеля «Конармия» // Литература. – 1998. — №8.

Используемое оборудование: —

Ноутбук, мультимедийная установка, экран

Используемые ЦОР: —

Видеофрагменты "Гражданская война", "Красный террор", "Формирование белого движения"

Краткое описание: — Интегрированный задание вдоль истории и литературе на тему "Человек в Гражданской войне". Рассматриваются вопросы возникновения красного и белого террора

Ресурс затем чтоб профильной школы: — Ресурс затем чтоб профильной школы

Разработка интегрированного урока вдоль истории России XXв. и литературе. 11 класс.
«Любит, любит кровушку русская земля
(А.Ахматова)
Красный и лунно-белый устрашение в условиях Гражданской войны»
Цель: разумение событий Гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Задачи:
1. Прочитать главы учебника о Гражданской войне, о красном и белом движении в лета Гражданской войны. Обратить интерес на вопросы:
· Почему вопросик о начале Гражданской воны остается дискуссионным?
· Какие события рассматриваются в качестве пролога, и как это влияет на вопросы о зачинщиках братоубийственного кровопролития и интервенции в России?
· Каковы основные направления деятельности советского руководства в лета Гражданской войны?
· Как большевикам посчастливилось калейдоскопически организовать боеспособную армию? Какие средства затем чтоб сей применялись?
· Сопоставьте точку зрения красных и белых в лета Гражданской войны. Какие проблемы оказались затем чтоб них равносильно сложными и вынудили прибегнуть тех либо других к террору?
2. Перечитать дебютный сообщение «переход через Збруч» изо книги И. Бабеля «Конармия», «Балладу о 26» С. Есенина. Принести на задание тексты сих произведений.
3. Индивидуальное задание. Подготовить сообщения. Темы: «Покушение на Ленина», «Убийство М.С. Урицкого», «Убийство В Володарского», «Расстрел царской семьи», «Погромы», «Расстрелы в Царицыне».
Формы урока. Слово учителя, разговор с учащимися, собирание таблицы, декламирование стихотворений и отрывков изо художественных произведений.
— — Эпиграф.
Хотел бы я, затем чтоб они решили один и навсегда, какая изо банд хулиганов хватит править в этой стране.
Б. Пастернак. Доктор Живаго.
Оборудование. Мультимедийная установка, компьютер, экран, видеофрагменты «Гражданская война», «Красный террор», «Формирование Белого движения» (Единая иконотека ЦОР).
Ход урока.
I. Вступительное посул учителя.
Кто передаст потомками нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все знаки слижет пламя
И выест цареубийство слепые письмена.
Но, может быть, почтительно память
Случайно вирш изустно передаст,
Никто изо нас не ведал то, как будто мы
Изжили ступень конца, вкусили полной мерой:
Свидетели великого распада –
Мы видели безумья целых рас,
Крушенья царств, косматыя светила,
Прообразы последнего Суда,
Мы пережили Илиады войн
И Апокалипсисы Революций!
Мы вышли в мазхаб к закатной славе века,
В поносный часок всемирной тишины,
Когда слова о зверствах и о войнах
Казались всем неповторимой сказкой.
Но мрак, и брань, и мор, и трус, и голод –
Застигли нас посредине дороги,
Разверзлись хляби душ и лоно жизни,
И нас лизнул темный водоворот.
Стал троглодит – один другому – дьявол,
Кровь – спайкой душ. Борьба после житие – законом
И долгом – месть…
Строки стихотворения М. Волошина «Потомкам» — эмоциональный начало к теме нашего урока: «Любит, любит кровушку русская земля». Речь теперь пойдет о небывалой в замечательный истории вдоль накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама вдоль себе ужасна, страшна затем чтоб человека, а единица более коль это гражданская война.
II. Беседа с учащимися о Гражданской войне вдоль материалам учебника.
- Дайте намечание гражданской войны.
Гражданская герилья -организованная вооруженная авиахимборьба внутри одного государства больших масс людей, после государственную полномочие и собственность.
- Историки ступень сих пор спорят о времени начала Гражданской войны в России, по-иному говоря, вступления российского общества в модус вивенди непримиримой вооруженной борьбыза государственную власть. Когда же отмечают формальные сроки начала войны?
- Грозные зарницы Гражданской войны доказанно усматривают в февральских уличных боях 1917г., в событиях, знаменовавших все больший старообрядчество общества на сторонников и противников революции, в нараставшей взаимной нетерпимости (июльские дни, корниловский мятеж, крестьянские погромы помещичьих имений осенью 1917г.) формально гранью начала Гражданской войны разрешено считать дислокация Временного правительства и лесозахват государственной власти большевиками, а также последовавший вскоре рассеивание возле всей честной компании избранного Учредительного собрания. Но и вслед после этим сей вооруженные столкновения носили ограниченный характер.
- Когда герилья приобрела общенациональный масштаб?
-Общенациональный размер вооруженная герилья приобрела всего-навсего с середины 1918г., другой раз несколько действий, с одной стороны, советской власти, с альтернативный стороны, ее противников ввергли в братоубийственную войну миллионы людей. Именно это длительность обычно считается началом особого периода в истории Отечества – метакинез гражданской войны, другой раз военный вопросик имел определяющее концепт затем чтоб судеб советской власти и противостоящего ей блока антибольшевистских сил.
- Когда закончилась Гражданская война?
- Период Гражданской войны завершился с ликвидацией в Крыму в ноябре 1920г. последнего белого фронта в европейской части России. В полость же изо состояния Гражданской войны Россия вышла осенью 1922г. вслед после этим изгнания с Дальнего Востока остатков белых формирований и японских воинских частей.
- Какова манера Гражданской войны?
- Особенностью Гражданской войны в России было ее тесное увивание с антисоветской военной интервенций держав Антанты.
III. Определение сути террора. Беседа вдоль материалам учебника. Составление таблицы «Белый и ржавокрасный террор».
1. Слово учителя.
Итак, на фоне интервенции в России разворачивалась самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели товарищ с другом. В книге воспоминаний касик Белого движения чин Деникин писал: «На всех железных дорогах, на всех водных путях идут разбои и грабежи». Донесения с фронта говорили: «Теперь отнюдь более сил бороться с народом, у которого отнюдь ни совести, ни чести. Проходящие воинские части сметают все, уничтожают посевы, скот, птицу, разбивают казенные склады, напиваются, поджигают дома». На эту озверевшую от пьяной свободы вооруженную армейскую массу, на стихию русского крестьянского бунта опирались захватившие полномочие большевики. Нет ничего страшнее русского бунта. «Бессмысленный и беспощадный» — это пушкинское намечание итак расхожим, прорва один его повторили авторы, описывавшие Гражданскую войну.
2. Обращение к эпиграфу.
3. Беседа с учащимися: намечание сути террора и критика террористических действий красных и белых.
Гражданская герилья сопровождалась репрессиями и террором.
Террор – (от латинского terror – страх, ужас) – произволение держать в состоянии страха через расправы и убийства.
Кто первым развязал устрашение установить невозможно. Но фактов, как будто устрашение стал нормой поведения, довольно много. Приведем же сии факты, заодно составляя таблицу.
- Каковы направления деятельности советского руководства в лета Гражданской войны?
· Испытывая угрозу власти,большевики действовали в присущим им стиле – нисколечко и целенаправленно.
Еще в январе 1918г. Совнарком принял декреты об организации на добровольных началах Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота. С конца река приступили к формированию регулярной, серьезно дисциплинированной армии. Если в волонтерский метакинез в рядах Красной Армии сражалось ступень 300 тысяч человек, настолько к концу 1918г.– более 1 миллиона человек, осенью 1920г. – недалеко 5,5 миллионов человек. С июня стала проводиться привлечение военных специалистов (до 75 тысяч бывших генералов и офицеров). К военспецам были приставлены военные комиссары. Без их подписи приказы командиров не имели силы. При отказе выполнения распоряжений вышестоящих штабов военспецы тотчас подлежали аресту. Семьи офицеров были превращены в заложников. «Каждый нарком потребно верно свет семейное окарач командного состава вверенной ему части затем чтоб того, затем чтоб немедленно арестовать членов семьи в случае измены либо предательства командира», — говорилось в одном изо директивных документов того времени. Специальным постановлением ЦК большевистской партии устанавливалась и строгая серьезность комиссаров (вплоть ступень расстрелов) в случае перехода на один сторону противника опекаемых ими офицеров. Суровая электрокара грозила также красноармейцам после дезертирство изо рядов Красной Армии (оно единица не меньше достигало в среднем 30% от признанных на военную службу рабочих и крестьян).
· 2 сентября 1918г. ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем». Был создан Реввоенсовет в главе с Троцким, осуществлявшим непосредственное начальство армией и флотом, а также всеми военными и морскими ведомствами.
· Стремясь сцементировать сторона и парализовать политических противников, большевики сызнова в конце февраля 1918г. восстановили смертную казнь, отмененную II съездом Советов, важно расширили полномочия карательного органа -ВЧК.
· В сентябре 1918г. вслед после этим покушения на житие В.И. Ленина и убийства лидера Петроградских чекистов М.С. Урицкого, СНК объявил о красном терроре насупротив лиц, «прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».
· Власти в массовом порядке стали брать заложников изо среды дворянства, буржуазии и интеллигенции. (среди них эпитафист Н. Гумилев).
· В этом же году в республике начинает разворачиваться вентерь концлагерей. По официальным данным тамо были брошены недалеко 80 тысяч человек.
· В январе 1919г.в большевистском руководстве принимается вотум приступить к «беспощадной войне С всеми верхами казачества чрез их поголовного истребления».В результате этой жестокой акции, вскоре прекращенной ради протестов в самой компартии, станицы Дона, вдоль словам очевидцев, «обезлюдели».
- У белых генералов, оказавшихся неспособными проводить эффективную социально-экономическую политику, оставался один-единственный топкросс «наведения порядка» на подвластных землях – террор. Приведите факты белого террора.
· Источники свидетельствуют, как будто лунно-белый устрашение предприимчиво проводился насупротив всех несогласных с действиями белых правительств в самых разных формах: арестах, бессудных расстрелах, в фолиант числе заложников, рейдах карательных отрядов.
· Командующий американскими экспедиционными войскамив Сибири В. Гревс констатировал: «Жестокости были такого рода, как будто они, несомненно, долго будут вспоминаться и пересказываться среди русского народа».
4. Индивидуальные сообщения учащихся.
1) Расстрел царской семьи. В ночью на 17 июля 1918г. в Екатеринбурге была казнена царская семья: эдип с женой, пятеро детей и прислуга. (запись в таблицу).
Лев Троцкий в разговоре С Свердловым спросил мимоходом:
- А где-либо царь?
- Конечно, расстрелян.
- А дом где?
- И дом с ним.
- Все? – спросил Троцкий.
- Все, — ответил Свердлов, — а что?
Он ждал моей реакции. Я ничего не ответил.
- А кто решал, — спросил я.
- Мы все здесь решали. Ильич считал, как будто негоже оставлять им живого знамени. Особенно в нынешних трудных условиях.
«Больше я никаких вопросов не задавал, — писал Троцкий, — поставив вдоль существу крест. По существу, вотум было не лишь только целесообразно, так и необходимо».
2) Расстрел офицеров в Царицыне. Петроград и Москва погибали от голода. Ленин, отправив на сторона Троцкого, Кобу (Сталина) отправляет после хлебом на река России в Царицын. Его роль превратить «ручеек хлеба в вещественный поток». Край задыхался от изобилия хлеба. Но как его переправить в Царицын, а дальше в Москву? Коба решает проблему революционно – расстрелами. Расстреливает всех, кто замешан в спекуляции и контрреволюции. Или может быть замешан. Так он внушает почтение к своим решениям. «И дня не проходит безо расстрелов в местном ЧК», — писал Анри Барбюс, запошивочный литератор, экстатический превозноситель Сталина. Город представлял собой безумную ерш всех течений, порожденных революцией. Здесь собрались и эсеры, и анархисты, и монархисты. Так как будто расстреливать было кого. По ночам заводили грузовики, как будто заглушать выстрелы и крики. Трупы расстрелянных сваливали в мешки и хоронили возле лунном свете. Под утречко родственникиуже копошились, разрывали свежие ямы, искали близких.
В ночью на 22 августа на середину Волги выплыла баржа. На ней находились военспецы, привлеченные Троцким и арестованные Кобой. Все они были расстреляны. Смерть и цареубийство были бытом…
3) Покушение на Ленина. В самом конце августа 1918г. Ленин был ранен вслед после этим выступления поперед рабочими на заводе Михельсона. Закончив свое демарш «Свобода либо смерть!», Ленин спустился вдоль лестнице и пошел к поджидавшему его автомобилю. И тутовое дерево раздались посредственно револьверных выстрела. Ленин упал у автомобиля, изумленный двумя пулями. Уже после сколько-нибудь кварталовот места покушения была задержана женщина в черном платье. Это была Фани Каплан – революционерка, сидевшая сызнова прицаре после подготовку террористического акта. На царской каторге она потеряла чувство и неполностью стемма – в скором времени благодаря этому с расстояния три шагов не смогла нанести ему смертельную рану. Из показаний Ф. Каплан: «Я стреляла в Ленина, вследствие этого как будто считаю, он удаляет идею социализма на десятки лет. Большевики – заговорщики, захватили полномочие безо согласия народа», расследование было быстрым. Уже 3 сентября констебль Мальков вывел Каплан в двор Кремля и в присутствии большевистского поэта Демьяна Бедного, с интересом наблюдавшего после зрелищем, выстрелил ей в затылок. Тело Каплан сожгли в бочке. Впоследствии в ЧК был пущен слух, как будто Ленин единолично помиловал революционерку Каплан. Слух этот продержался десятилетия.
4) Смерть Бакинских комиссаров. 26 революционных деятелей Бакинской коммуны были арестованы антибольшевистским правительством «Диктатура Центрокаспия» и расстреляны 20.09.1918г. в Закаспии.
Это цареубийство взволновало С. Есенина., и он написал «Балладу о двадцати шести»:
Пой песню, поэт,
Пой.
Ситец неба такой
Голубой.
Море тоже рокочет
Песнь.
26.
26 их было,
26.
Их могилы пескам
Не занесть.
Не забудет никто
Их расстрел
На 207-й
Версте.
Там после морем гуляет
Туман.
Видишь, встал изо песка
Шаумян.
Над пустыне костлявой
Стук.
Вон сызнова 50
Рук
Вылезают, стирая
Плеснь.
26 их было,
26.
Кто с прострелом в груди,
Кто в боку,
Говорят:
«Нам сушь в Баку –
Мы посмотрим,
Пока есть туман,
Как живет Азербайджан».
5) Убийство Урицкого. В те же дни имевшийся юнкер пятикурсник Л. Канегисер убил в Петрограде приятеля Троцкого – председателя ЧК Урицкого. Канегисер объяснил: убил после расстреляние офицеров и заклание своего друга.
6) Объявление Красного террора. Троцкий произносит пламенную молвь о возмездии. 2 сентября вслед после этим бурного обсуждения в ЦК большевики объявляют ржавокрасный устрашение (впрочем, устрашение и безо объявления поуже шел круглый 1918г.). 5 сентября было опубликовано официальное приговор о Красном терроре. Было создано взгляд заложники. 500 представителей «свергнутых классов» были расстреляны вслед после этим убийства Урицкого лишь только вдоль официальным данным. В Кронштадте четыре сотни бывших офицеров поставили поперед тремя глубокими ямами и расстреляли. Конечно, начинание тутовое дерево не в мести. Было бы противоестественно после очередь социал-революционерки Каплан мстить бывшим царским министрам, убивать сенаторов священнослужителей. Существовал вышний смак террора. Его приоткрыл Троцкий, рассуждая о причинах расстрела царской семьи: «Надо было встряхнуть собственные ряды, показать, как будто отступления нет. Впереди – полная свершение либо полная гибель». И еще, как писал Троцкий, ценно было «ужаснуть, запугать врага». Но не лишь только врага, ценно было запугать население. Красный устрашение – это страсть обывателя, его ощущеньице бесправия поперед властью. Именно здесь «отлетел поносный нечопорный кабир революции», -писала в тюрьме эсерка М. Спиридонова. Кампания официальных убийств шла вдоль всей стране. В «Еженедельнике ЧК» рапортуют о расстрелах губернские ЧК: «Новгородская – 38 человек, Псковская – 31, Ярославская – 38, Пошехонская – 31… «Террор превращается в соревнование. По всей стране висят списки людей, ждущих смерти. Типовое объявление: «При малейшем контрреволюционном выступлении сии лица будут немедленно расстреляны» вслед после этим чесо нелишне оглавление заложников в декада фамилий. Каменев, Зиновьев, Троцкий публично славят террор. И хоть гуманнейший Бухарин высказался: «пролетарское понука в всех егоформах, включая с расстрела, является методом выработки коммунистического человека изо человеческого материала капиталистической эпохи».
Из романа А. Толстого «Хождение вдоль мукам»
Тридцать первого на улицах Москвы видели конвой людей, одетых с ногуй ступень головыв черную кожу, — они двигались колонной посредине улицы, неся на двух древках знамя, на котором было написано один слово: «террор»… День и ночью на заводах Москвы и Петрограда шли митинги. Рабочие требовали самых решительных мер.
Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли С зловещим заголовком:
КРАСНЫЙ ТЕРРОР
«… Предписывается всем Советам немедленно произвести задержание правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать в качестве заложников… При попытке скрыться либо поднять повстание – немедленно применить широкий расстреляние безоговорочно… Нам потребно немедленно и на веки веков очистить наш сторона от белогвардейской сволочи… Ни малейшего промедления возле применении массового террора…»
7) Объявление массового террора. Из приказа «№ 564 генерала Майковского от 09.09.1919г.: «В каждой деревне района восстания развернуто обыскивать захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте». (запись в таблицу).
Слово учителя.
В стране мучили и убивали людей. Убивали обе стороны – и кровавые подвалы большевистских ЧК походили на залитые кровью подвалы белогвардейских контрразведок. И там, и тутовое дерево обматывали людей колючей проволокой, выкалывали глаза, делали перчаткииз человеческой кожи, сажали на кол… В 20-х годах в Берлине, находясь в эмиграции, Алексей Толстой любил показывать фотографию, сделанную в лета гражданской войны. На ней был снят неоглядный детина, завешанный оружием, — эффектно развалясь, он сидел в кресле, а недалеко с ним на тумбочке стояла отрубленная человеческая голова. Так просил себе сфотографировать главарь Ангел – один изо бесчисленных главарейбесчисленных банд, насиловавших и грабивших мирных жителей в гражданскую войну… Террор – это обыденщина гражданской войны.
5. Работа с таблицей.
Давайте посмотрим, как будто у нас получилось в таблице.
Террор

Белый
Красный
30.08.1918г. – посягательство на житие Ленина
эсеркой Каплан.
26 Бакинских комиссаров арестованы правительством
«Диктатуры Центрокаспия» и расстреляны эсерами и английскими интервентами 20.09.1918г. в Закаспии.
Убийство Володарского, комиссара вдоль делам печати, пропаганды и агитации, и Председателя петроградского ЧК М.С. Урицкого.оба убиты эсерами.
Из приказа № 564 генерала Майковского от 30.09.1919г. «В каждой деревне района восстания развернуто обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте».
В 1918-1919гг. лишь только в Екатеринбургской губернии колчаковцами было расстреляно 25 тыс. человек.
05.04.1920г. Сергей Лазо – декурион партизанского отряда в Приморье вслед после этим пыток был сожжен в паровозной топке.
В ночью на 17 июля 1918г. в Екатеринбурге была казнена царская семья: царь, пятеро детей и прислуга (всего 11 человек).
05.09.1918г.СНК принял приговор о красном терроре..
Из приказа Председателя РВС республики войсками и советским учреждениям Южного фронта №65 от 24.11.1918г.: «Дома, в которых будут скрыты дезертиры, подвергать сожжению».
В сентябре 1918г. расстреляно 2600 человек.
За осенние месяцы вдоль 20 губерниям расстреляно5 тыс. человек.
За июль-декабрь 1918г. в 13 белогвардейских губерниях казнено более 22 тыс. человек.

Итог.
Максимилиан Волошин в стихотворении «Гражданская война» писал:
Одни идут освобождать
Москву и по-новому сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят круглый ирена пересоздать.
И там, и здесь посередине рядами
Звучит один и настолько же глас:
«Кто не после нас – тот насупротив нас.
Не безразличных: разумеется с нами».
А я стою один посередине них
В ревущем пламене и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь после тех и после других.
В результате красного и белого террора, в боях, от голода, болезней погибло 8 млн человек. М.Цветаева в сии «глухие годы» с невыразимой болью писала:
Все около лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где-либо чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
- Есть династия обеливание красному либо белому террору?
- Была династия в этом противостоянии «третья сила», оказавшаяся посередине молотом и наковальней?
— — Домашнее задание.
По истории: параграф 39. итоги гражданской войны. Почему победили большевики?
По литературе: написать эссе: Есть обеливание красному либо белому террору? Была династия в этом противостоянии «третья сила», оказавшаяся посередине молотом и наковальней? Используйте примеры изо произведений («Конармия» И. Бабеля, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Дни Турбинных» М. Булгакова).
Литература.
1. И. Бабель Конармия. Одесские рассказы. Пьесы. Статьи. Письма. – Иркутск: Всточно-Сибирское книжное издательство, 1991г.
2. Есенин С. Баллада о 26 // Собрание сочинений в 8т.. – Т.2 – М.: Наука. Голос,1997.
3. Радзинский Э. Собрание сочинений в 4 томах. – Т.2. – М.: Вагриус, 1998.
4. Толстой А. Хождение вдоль мукам. Трилогия. – М.: Правда, 1994
5. Чурлик Н. Человек в огне гражданской войны. По страницам романа И.Бабеля «Конармия» // Литература. – 1998. — №8.
— —

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология