Автор конспекта:
Автор(ы): — Колбасова Е.В.

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №13″

Регион: — Республика Башкортостан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

1. Изучить любовную лирику А. С. Пушкина в эволюции; выявить развитие идеала лирического героя.

2. Углубить представления о специфике образа – переживания в лирическом произведении.

3. Формировать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

1. Портрет А. С. Пушкина;

2. Портреты А. П. Керн, Н. Н. Гончаровой;

3. Запись романса «Я помню чудное мгновенье…» Глинки;

4. Репродукция картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Краткое описание: — Урок на основе деятельностного подхода с применением исследовательской технологии

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тема урока: «Чистейшей прелести чистейший образец».

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина.

Цели урока: 1. Изучить любовную лирику А. С. Пушкина в эволюции, выявить развитие идеала лирического героя.

2. Углубить представления о специфике образа – переживания в лирическом произведении.

3. Формировать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся.

Оборудование: 1. Портрет А. С. Пушкина;

2. Портреты А. П. Керн, Н. Н. Гончаровой;

3. Запись романса «Я помню чудное мгновенье…» Глинки;

4. Репродукция картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Ход урока.

I.Ориентировочно-мотивационный этап.

  • Выравнивание знаний:
  • — Сегодняшний урок будет особым. Это не просто урок, это урок-праздник. Потому что встреча с поэзией Пушкина всегда приносит радость, вдохновение. А сегодняшний урок будет посвящен лирике А. С. Пушкина. Прежде, чем мы начнем работу, необходимо вспомнить и уточнить некоторые понятия.

    Вопросы: — Что такое лирика?

    — Объясните понятие «лирический герой».

    — Что такое образ-переживание?

    — Как вы понимаете значение слова «идеал»?

    — В чем разница значения слов «духовный» и «душевный»?

    (Самооценка) Не случайно я задала этот вопрос. Ведь сегодня мы соприкасаемся с лирикой, а лирика – это отражение духовных и душевных переживаний.

  • Постановка учебной задачи.
  • — Есть классический образ, применяемый к А. С. Пушкину – « Солнце русской поэзии».

    Солнце… Продолжите ассоциативный лексический ряд к этому слову. ( Радость, тепло, свет, яркость, жизнь, любовь).

    — Значит, поэзия Пушкина – это солнце, свет, жизнь и, конечно, любовь.

    Определите тему сегодняшнего урока. (Любовная лирика А. С. Пушкина).

    — Запишите тему урока: «Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина»

    — Стихи о любви Пушкин писал на протяжении всей жизни. Как вы думаете, одинаково ли было понимание любви, идеала возлюбленной в стихах разных лет? Обоснуйте свою точку зрения.

    — Определите учебную задачу на сегодняшний урок. (Эволюция идеала в любовной лирике А. С. Пушкина)

    Задачу урока запишите в схему.

    II. Операционально-исполнительный этап.

  • – В одном из первых стихотворений, открывающих обычно его сборники, Пушкин обращается к теме любви.
  • — Из названия этого произведения мы узнаем имя девушки, которой оно посвящено – Наталья. Откройте книги и прочитайте первые четыре строки этого стихотворения.

    — С каким образом связывается юным поэтом чувство влюбленности? (С образом Купидона)

    — Кто такой Купидон?

    — Почему он назван автором птицей?

    — Какие еще имена носил в античности этот бог любви? (Амур, Эрот.)

    — Вместе с кокой богиней чаще всего упоминается имя Купидона и почему? ( С Венерой – богиней любви)

    Поисковой задание: Просмотрите стихотворение А. С. Пушкина, относящиеся к лицейскому периоду (1814-1817 гг.) Найдите, в каких из них упоминаются различные варианты имен мифологических божеств любви (Амур, Купидон, Эрот), а также Венера, Киприда, Афродита, Апполон, Феб.

    Iи II группа – 1914г.

    IIIгруппа – 1815 г.

    IV группа – 1816 г.

    V группа – 1817 г.

    — Итак, в поэзии лицейского периода у Пушкина в стихах о любви часто появляются мифологические божества любви и красоты. Ответьте на вопрос: Каково отношение к любви юного поэта? Каков его идеал?

    ( Учащиеся могут заметить, что упоминающиеся имена Анакреона, Эпикура, объяснить связь этих стихов с этими именами).

    Вывод 1. (в схему) Образ возлюбленной неопределенный, обобщенный. Это просто красивая земная женщина. Поэт воспевает чувственную любовь и связанные с ней земные наслаждения. Идеал не определен.

    (Проговаривают друг другу, оценивают себя).

  • — С именами Венеры и амура связываются чаще всего имя героини. В стихотворениях имена героинь звучат странно – Лаиса, Эльвина, Дорида. Это условные женские имена, ставшие общепринятыми, классическими для русской и западно-европейской поэзии того времени.
  • — Рассмотрим, как изображаются любовные переживания в ранней лирике А. С. Пушкина, в стихотворении «Дорида», написанном в 1819 году.

    (Стихотворение читает ученик, подготовленный заранее)

    -Что мы узнаем о внешности героини?

    — Каково отношение к ней лирического героя?

    — Что в ней привлекает? (В Дориаде лирическому герою «нравится» все, ее внешность).

    — Какие слова передают то, что от любви лирический герой ждет прежде всего наслаждения и удовольствия? (В ее объятиях он «негу пьет душой»)

    — Как описываются чувства, переживаемые героем? Что их отличает? (Они очень непорочны, мимолетны, быстро сменяют друг друга: «Восторги быстрые восторгами сменялись, // Желанья гасли вдруг и снова загорались…»)

    — Какой смысл вкладывает герой в слова «Я таял…»? Какое состояние передают эти слова? (Такая самохоарактеристика связана с тем, что герой теряет ощущение собственной личности (он в растерянности, не понимает себя) из-за очень быстрой смены различных состояний, его чувства приятны, но не прочны).

    — Вслед за этими словами возникает образ «неверной темноты». Как вы это понимаете? (Намечается смена чувств героя, он не знает чего ожидать. Эпитет «неверная» гармонирует с ожиданием таких же неверных, изменчивых чувств героя).

    — Что видится герою среди этой темноты? Как изменились чувства героя? (Ему видятся «другие милые черты», он испытывает печаль, шепчет «имя чуждое»)

    Обобщающее слово: Образ «неверной темноты» — не просто изображение окружающего мрака, но так же и глубокая характеристика внутреннего состояния героя. Ему вдруг видятся загадочные, неясные, милые черты. Рядом с образом Дориды, портрет которой так живо и выразительно нарисован в начале стихотворения, мы видим иной, таинственный женский образ. Он – загадка для самого поэта. Одновременно и «мил» и еще «чужд» лирическому герою. В ожидании этого образа поэт «полон таинственной печали».

    Запись 2. (в схему): 1. Свидание с Доридой. Внешний облик героини обрисован ярко;

    2. Ожидание наслаждения, удовольствия от свидания;

    3. Переменчивые чувства;

    4. Лирический герой теряет ощущение собственной личности;

    5. смена переживаний, «таинственная печаль»; предчувствие;

    6. Предчувствие загадочного, таинственного женского образа.

    — Прочитайте стихотворение еще раз, передавая и выделяя интонацией все изменения настроения и внутреннего состояния героя: его радость и удовлетворение в начале, затем, «таяние» стремительно меняющихся чувств, и, наконец, «таинственную» печаль в финале.

    Задание: Сформулировать вывод.

    ( проговаривание и запись вывода 2: Предаваясь земной любви, лирический герой мечтает об ином, еще ему самому не ясен идеал. Идеал не определен, но ожидается, предчувствуется.) (Самооценка).

  • – Пройдет год, и Пушкин создает шедевр любовной лирики, который также будет адресован Дориде. Послушайте и сравните два произведения, столь близкие по названию и времени возникновения.
  • ( «Дориде»(1820г.)- читает ученик)

    Аналитическая беседа:

    — Какое чувство выражено в стихотворении в первой строке? (Уверенность лирического героя в том, что он любим).

    — Дейстивельно, вера в любовь здесь главное условие существования самой любви. И любовь, и вера необходимы герою. В сердце воцаряется надежда, что чувства возлюбленной истинны и прочны: « Нет, милая моя не может лицемерить…» Эта взаимосвязь веры, надежды, любви определяет внутреннее состояние героя в начале произведения.

    Задание: — Сравните описания героинь. Что характеризует каждую из них? (О внешности второй мы знаем очень мало – «нарядов и речей приятная небрежность». На первый план выдвигается изображение её душевных качеств: искренность, отсутствие притворства «желаний томный жар», «стыдливость робкая».)

    — Т. е. внутренний мир противоречив: «желаний томный жар» и «стыдливость робкая». Образ героини еще условен – ее имя (Дорида) также условно.

    — С чем связано изображение внутреннего мира героя. Какой образ возникает в1-ой строке? (Образ сердца)

    — Что оно символизирует? (ответы учащихся)

    — Сердце издавна символизировало в русской культуре прежде всего, православной, духовный центр человека. В нем соединяются в единое целое все душевные и духовные силы личности.

    Запись 3 (в схему): 1. Внешность героини описана слабо; на первый план выдвигается изображение ее душевных качеств: искренности, «желаний томный жар», «стыдливость робкая».

    2. Внутренний мир лирического героя: надежда, вера, любовь сосредоточены в сердце. Герой воспринимает возлюбленную прежде всего сердцем.

    Вывоз 3: Идеал еще не совсем прояснился, но лирический герой обращает свой взор на душевные и духовные качества возлюбленной, среди которых ценит ее искренность, отсутствие притворства.

    (Проговаривание в группах, самооценка).

  • – Во многих стихах А. С. Пушкин стремился найти и запечатлеть «милые» идеальные черты. Среди них – послание Анне Петровне Керн, написанное в 1825 году. (Сообщение ученика об А. П. Керн и истории этого посвящения)
  • (Прослушивание сообщения)

    — Что могло стать причиной замешательства поэта? Попробуйте найти ответ в самом стихотворении.

    (Читает подготовленный ученик)

    — Какое у вас сложилось впечатление об отношении лирического героя к своему адресату? (лирический герой преклоняется перед женщиной, ставшей для него «гением чистой красоты»)

    — Какие слова создают образ героини произведения? (мимолетное виденье, гений чистой красоты).

    — Какие чувства и ассоциации вызвали у вас эти выражения: виденье, гении, красота. Составьте ассоциативный ряд эпитетов, характеризующих героиню, какая она? (неземная, таинственная, прекрасная, возвышенная, идеальная, невыразимая, непостижимая, чудесная).

    — Вспомните, у кого их поэтов возник впервые образ «гения чистой красоты»?

    (В стихотворении В. Жуковского «Лалла Рук». Для Жуковского Лалла стала символом поэтического искусства. После посещения Дрезденской галереи, где Жуковский увидел «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, этот образ, образ «гения чистой красоты» был полностью переосмыслен.)

    (Демонстрируется репродукция картины).

    — Вот как поведал о своем впечатлении великий русский поэт – романтик: « Час, который я провел перед этой «Мадонной», принадлежит к счастливым часам жизни, если счастием должно почитать наслаждение самим собою. Я был один; вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошел в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то грозное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображено, и она было там, где только в лучшие минуты жизни быть может Гений чистой красоты был с нею:

    Он лишь в чистые мгновенья

    Бытия слетает к нам…»

    — Могут ли эпитеты, которыми вы охарактеризовали образ героини в стихотворном послании Пушкина, быть обращены к образу, представленному на этой картине? (Ответы учеников).

    — Вы отметили сходство впечатлений , которое производит на вас шедевры двух гениев: Пушкина и Рафаэля. На это указал в свое время великий русский критик В. Г. Белинский. В Дрезденской галерее знаменитое полотно Рафаэля живо напомнило ему лучше творения русского поэта6 « Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения при той же верности и строгости очертания! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня по натуре».

    — Какой образ возникает в первых строках последней строфы пушкинского стихотворения? (образ сердца).

    — Какие чувства сосредоточены в сердце лирического героя? (божества, вдохновенье, любовь).

    — Сделайте вывод об идеале в этом стихотворении.

    — Обобщение учителя: В послании «К***» яснее выражается женский образ, идеал поэта. В отличие от образа Дориды он как бы лишен плотского начала, поражает вечной красотой, неземной чистотой, благородством. Недаром с его появлением в душе поэта воскресает прежде всего «божество».

    Запись 4 ( в схему): женский образ почти лишен плотского начала; он прекрасен неземной чистотой и благородством; с его появлением лирический герой сам как бы очищается, в его сердце возникают высокие, чистые чувства: божество, вдохновение,… любовь.

    Вывод 4: Идеал почти сформулировался; Это гений ЧИСТОЙ КРАСОТЫ – возвышенная, чистая, божественная женщина с «небесными чертами».

    (Проговаривание в группах; самооценка).

  • – В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария-дева, Пречистая.
  • В 1830 году Пушкин создает сонет «Мадонна», появление которого связывается с именем Натальи Гончаровой.

    (Сонет читает ученик).

    — В сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт назвал «Моя Мадонна». Подобное соседство двух образов мы уже встречали в стихотворении «Дорида». В нем на первом плане был портрет возлюбленной героя, но ему смутно «виделись» «милые черты» таинственного образа, носящего имя «чуждое».

    — Как меняется взаимоотношение и композиционная роль реального и воображаемого образов в сонете « Мадонна»?

    (В стихотворении «Дорида» преимущественно рисуются черты реальной женщины, находящейся рядом с героем. Лишь в последних строках в воображении героя возникает таинственный образ. В сонете все иначе. Образ Мадонны с младенцем Христом «во славе и лучах» занимает в нем центральное место. Эта картина отчетливо и ясно возникает в воображении лирического героя и автора. Недаром эти образы описаны так, будто герой действительно видит их перед собой).

    — Тот идеал, который в ранней лирике смутно угадывался поэтом, теперь явился во всем зримом величием и небесной красоте.

    — В какой обстановке изображены лирические герои стихотворений «Дорида» и «Мадонна»?

    (Герой первого стихотворения показал в объятиях Дориды, только что вернувшимся с ночного пира друзей. Он «негу пьет душой» и «тает» от наслаждения. В сонете «Мадонна» герой называет свой дом «обителью», простым «углом», где он живет «средь медленных трудов».)

    — Может быть, именно внутренние изменения, произошедшие с героем пушкинской лирики, позволили ему так полно и ясно представить и выразить образ Мадонны.

    В сонете этот образ соотносится с образом реальной земной женщины. Как характеризует автор возлюбленную? ( «Чистейший прелести чистейший образец»)

    — Какой же знакомый образ она напоминает? («гений чистой красоты»)

    — В сонете «Мадонна» небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Поэт называет ее « Моя Мадонна».

    Последняя строка состоит из четырех слов. Они очень важны для понимания образа Мадонны. Два эпитета буквально повторяются. Почему одно и то же качество («чистейший») приписывается двум разным существительным?

    (Поэт хочет подчеркнуть высшую степень чистоты)

    — Определите смысл существительного «прелесть».

    — Слово «прелесть» связывают с положительной оценкой чего-либо. Но если речь идет о духовном, то слово «прелесть» получает негативную окраску. Прелестное – значит соблазнительное, вводящее в заблуждение, противоположное истинному. Подберите синонимы к слову «образец» (пример, идеал, эталон).

    — Сходны или противоположны по смыслу здесь слова «прелесть» и «образец». (Они противоположны. «Прелесть – земное, чувственное — образ Дориды. «Образец» — возвышенное, к чему нужно стремиться.)

    — Но в сонете возлюбленная соединяет в себе и прелестное и земное начало, и неземное начал, связанное с идеалом Мадонны. Этим объясняется превосходная степень прилагательного «чистый».

    Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему.

    Чистейшая – это значит Пречистая. Пречистой много веков называют на РусиМатерь Божию, Богородицу. Что позволило поэту связывать свою возлюбленную с Пречистой? Нет ли в этом кощунства?

    (Он искренне любит свою «Мадонну», он видит в ней реальное воплощение неземного идеала).

    — Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов В. С. Соловьев определил смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, духовную основу.

    Запись 5 ( в схему) : Образ небесной Мадонны и образ земной женщины, которую лирический герой называет «Моя Мадонна». Идеал определен – Мадонна. Истинная любовь позволяет человеку увидеть в любимой женщине идеальное начало, духовную основу.

    Вывод 5: Идеал любви – «чистейшей прелести чистейший образец».

    (Проговаривают друг другу в группах; самооценка)

    Общий вывод (запись под схемой):

    Начав с воспевания чувственно земной стороны любви, поэт все настойчивее стремиться к раскрытию ее идеального, духовного смысла. А. С. Пушкин в своих стихах показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны, Пречистой.

    (Проговаривание друг другу; самооценка).

    III. Рефлексивно-оценочный этап.

  • Проговаривание друг другу;
  • Проговаривание про себя;

    Самооценка;

    Общая оценка за урок.

    2) Д/З: 1. Подготовить устное сообщение «Эволюция идеала в любовной лирике А. С. Пушкина».

    2. Сделать анализ стихотворения «Её глаза». Ответить на вопрос: «Как изображает поэт героиню стихотворения? Соотношение земного и «небесного» в образах героини».

    3. Написать сочинение-эссе «Что есть красота?..» Сравнить идеал А. С. Пушкина и идеал в стихотворении Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

    Файлы: К уроку Эволюция…Пушкина.doc
    Размер файла: 47104 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология