Автор конспекта:
Автор(ы): — Токарева Лариса Николаевна

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемое оборудование: —

Проектор, интерактивная доска, компьютер

Краткое описание: — Урок представляет собой комбинированный анализ повести М.А.Булгакова "Собачье сердце". На уроке применяются электронные образовательные ресурсы, презентационное сопровождение. Используя пообразный и проблемный пути анализа художественного произведения в школе, учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировке поднятых автором проблем.

Конспект урока с применением

Электронных Образовательных ресурсов.

Предмет: литература

Методика проведения урока

Класс: 9

Название курса: Русская литература 20 века.

Название темы урока: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Автор: Токарева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы

1 кв. категории муниципального общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 29».

Тип урока – комбинированный, сочетающий в себе усвоение нового материала и совершенствование знаний, умений, навыков. Беседа по прочитанному материалу сменяется самостоятельной работой по тексту.

Цели урока:

1.Познакомить учеников с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью.

2. Развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения

3. Воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Организационный момент: Проверка домашнего задания и ознакомление учеников с целями и этапами урока.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

1. Компьютеры с программами

2. Перечень ресурсов: презентация, включающая слайды с содержанием языкового материала, таблицами, кадрами из кинофильма по произведению.

3. Программные средства, используемые учителем в процессе подготовки к уроку: Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Оформление школьной доски. Дата и тема урока: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Стенд «Жизнь и творчество М.А. Булгакова».

Особенности данного урока:

Совместная деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа в ученической тетради

1

Вступительное слово.

Выявление уровня читательского восприятия произведения. Демонстрация слайдов Вопросы и задания классу.

Организация беседы по прочитанному

Ответы на вопросы. Выполнение заданий учителя. Пообразный анализ произведения. Работа с художественным текстом. Составление устных ответов на вопросы

2

Индивидуальные консультирования учеников.

Составление сравнительной таблицы героев в тетрадях.

3

Подведение итогов урока.

Подбор материала для написания мини-сочинения или развёрнутого ответа на вопрос дома.

Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать: Усвоение учащимися знаний: о судьбе повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественном своеобразии и сатирической направленности.

Учащиеся должны продемонстрировать умения: давать характеристику литературному герою, выполнять конкретно-исторический анализ произведения.

Сценарий урока.

1.Вступительное слово учителя. Демонстрация презентации. Слайд №1 содержит эпиграф к уроку: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий.» (М.А. Булгаков. Из письма к Сталину).

Слайд №2 содержит информацию: «Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. Опубликовано произведение в 1987году. Первоначально повесть носила название «Чудовищная история». Произведение к печати не допустили, но в литературных кругах Москвы оно было известно.»

2. Выявление первоначальных впечатлений о повести. Определение авторского замысла.

Перескажите краткое содержание повести.

В чём, по-вашему, основная мысль произведения? (Нельзя из собаки сделать человека). Любой писатель берёт материал и проблематику для своего произведения из реальной жизни. Значит, в 30-е годы в Москве стали превращать собак в людей и Булгаков решил поднять эту тему? (Нет). Повесть Булгакова – сатирическое произведение. Что же высмеивает в нём автор? Основная мысль повести нами пока определена неверно. Чтобы во всём правильно разобраться, мы пойдём по пообразному пути анализа произведения и начнём с образа пса Шарика.

3. Пообразный путь анализа произведения. Беседа с учениками.

Охарактеризуем образ Шарика. Слайд №3 содержит вопросы:

- Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?

- Как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Приведите цитаты из текста.

- Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора? Каково его отношение к Зине? Вывод: Шарик – добрый и хитрый пёс.

Перейдём к образу Клима Чугунова.

- Дайте характеристику Климу Чугунову.

Вывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.

Итак, пересадив псу Шарику гипофиз Клима Чугунова, Преображенский получил новое существо – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Дайте ему оценку по плану, представленному на слайде №4:

- Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют?

- Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой?

( Разруху)

- Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую работу?

- Как Шариков в конечном счёте поступает с профессором?( Совершает на него донос)

- Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов мы узнаём об этом? (Из слов профессора)

Вывод: Сам профессор понимает, что из Клима могло получиться только такое наглое и агрессивное, невоспитанное существо.

Переходим к образу более приятному – профессору Преображенскому.

- Опишите профессора глазами Шарика.

- Какими были интересы профессора?

- Считаете ли вы профессора тунеядцем и эксплуататором?

- Составим сравнительную таблицу героев, используя их высказывания:

Преображенский

Шариков

Взгляды на жизнь

«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»

- Почему же вы – труженик?

-Да уж известно – не нэпман.

«Взять всё, да и поделить»

Интересы и развлечения

«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»

« В театр я не пойду…дуракаваляние…одна контрреволюция.»

«В цирк пойдём, лучше всего»

Отношение к животным

«Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением»

«Вчера котов душили, душили»

Отношение к людям

«На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»

«И произносит контрреволюционные речи»

(Из доноса Шарикова на профессора)

Слайд №6 содержит приведённую выше таблицу. Материал второго и третьего столбцов открывается по щелчку мыши после ответа учеников. Т.о. ученики могут самостоятельно поработать и сравнить свои ответы с правильными.

Вывод: Преображенский – совершенная противоположность Шарикову. Он гораздо его лучше.

- Понимает ли Шариков, насколько выше его в своём развитии профессор?

- Стыдится ли Шариков своей необразованности?

- Более того, он даёт профессору советы. Одинок ли Шариков в произведении, или есть герои, похожие на него своими взглядами на жизнь? (Швондер)

- Переходим к обсуждению похожего на Шарикова героя – Швондера. Слайд №7 содержит кадр из фильма с изображением Швондера.

Охарактеризуйте, пожалуйста, этого героя. Он является идейным наставником Шарикова и натравливает его на профессора.

- В произведении есть нечто, что спасло Клима Чугунова от второй судимости и что даёт право Шарикову считать себе тружеником. Что это? Если забыли, обратитесь к тексту. (Пролетарское происхождение).

- Что означало пролетарское происхождение, какую роль оно играло в то время?

Итак, подведём итоги сказанному выше. Подобно тому, как профессор создал Шарикова, большевики создали нового хозяина жизни – человека с пролетарским происхождением.

- Чтобы выяснить, что приносит новый хозяин в жизнь, обратимся к анализу образа Москвы 1924-1925-х годов.

- Опишите Москву глазами Шарика.

- Расскажите историю дома, в котором жил профессор.

Слайд №8 поэтапно (по щелчку мыши) после ответа учеников отражает следующий материал:

- Что приносят новые люди в Москву? Какое слово употребляет профессор, характеризуя состояние Москвы? (Разруха).

- Где мы уже встречались сегодня с этим словом? (Разруху принёс Шариков в дом профессора).

- Случайно ли Булгаков употребляет слово «разруха» в двух ситуациях? О чём это говорит? (Между ними есть связь).

- Давайте определим связь между рассказом о создании Шарикова и повествованием о том, как изменилась жизнь после революции.

Получается следующая логическая цепочка:

Шарик → Шариков → разруха в доме профессора

Пролетарий → хозяин жизни → разруха в Москве.

- Подберите антоним к слову разруха (созидание).

- С кем из героев произведения можно связать это слово? ( с профессором)

- Что нужно Шарикову, чтобы «дорасти до Преображенского»? (образование, культура).

- Все согласны с такой последовательностью? Исходя из этой цепочки, сделайте вывод, каким был замысел Булгакова, зачем он рассказал историю Шарикова? (Нельзя из собаки сделать человека. Не стоило и из пролетария без предварительной подготовки делать хозяина жизни). А.М. Горький писал, что «звериный русский быт» нельзя изменить сразу, «в одночасье».

Таким образом, мы с вами сегодня раскрыли «двойное дно» повести, её философский подтекст. Хотелось бы обратить ваше внимание на такой момент: каковы основные черты характера Шарикова? (Наглость, бескультурье, отсутствие интеллекта) Какая черта, на ваш взгляд, самая плохая? (Наглость).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание предлагается на выбор учеников:

1. Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

2. Написать мини — сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни»

3. Написать сочинение – миниатюру по теме: «Что бы я посоветовал Шарикову»

Файлы: урок по ФГОС литератра 5 класс.zip
Размер файла: 24908 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология