Автор конспекта:
Автор(ы): — Варламова Татьяна Анатольевна

Место работы, должность: — МООУ СТ «Санаторная школа — интернат №5″ города Перми, учитель русского языка и литературы

Регион: — Пермский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Познакомиться с балладой М. Ю.Лермонтова, сравнить художественное произведение и реальное историческое событие. Выявить художественные условности жанра. Развивать умение работать с текстом.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.Г. Кутузов. Учебник литературы за 6 класс.

Используемая методическая литература: —

А.Г. Кутузов, А.К.Киселёва, Е.С.Романичева "Как войти в мир литературы".

Используемое оборудование: —

Проектор, экран, ноутбук.

Используемые ЦОР: —

Презентация учителя.

Краткое описание: — Урок изучения и первичного закрепления знаний по балладе М.Ю. Лермонтова "Бородино".

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Тема урока: «Бородино» —

героико-историческая баллада.(2 часа)

Цель урока:

1.Познакомиться с балладой «Бородино», сравнить художественное произведение и реальное историческое событие.

2.Выявить художественные условности жанра.

3.Развивать умение работать с текстом.

Ход урока:

  • Объявление темы и цели урока.
  • Рассказ учителя (слайд – шоу) о Наполеоне Бонапарте, о расширении территории, о войнах, приведших Наполеона в Россию, о битве 8 сентября 1812 года под Бородино.
  • Словарная работа (перед чтением баллады)
  • Редут – полевое укрепление.

    Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.

    Уланы, драгуны – солдаты кавалерийских частей.

    Лафет – станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия.

    Бивак – стоянка войска под открытым небом.

    Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи.

    Хват – удалой, смелый человек.

    Басурманы – здесь: враги.

    4.Чтение учителем баллады.

    5.Работа с текстом произведения:

    -Докажите, что данное произведение является балладой.

    -Дайте определение жанра баллады.

    - Есть ли сюжет в данном произведении? Что называется сюжетом?

    Сюжет(фр.-содержание , событие )- ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

    6.Рассказ учителя об основных элементах сюжета в художественном произведении.

    (работа со схемой, с определениями)

    - А сейчас, работая с элементами сюжета и с текстом баллады, мы с вами попытаемся сами найти в тексте следующие понятия и объяснить их :

    ЭКСПОЗИЦИЯ (ВСТУПЛЕНИЕ)

    ЗАВЯЗКА

    РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

    КУЛЬМИНАЦИЯ

    РАЗВЯЗКА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ( Учащиеся записывают в тетрадь определения)

    7. Рассказ учителя о критике В.Г.Белинском и о его оценке «Бородино»

    «…это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью: в каждом слове слышите солдата, язык которого , не переставая быть грубо простодушным , в то же время благороден , силён и полон поэзии»

    В.Г.Белинский.

    Объясните, пожалуйста, как вы понимаете данные слова критика о балладе.

    8.Найдите художественно – изобразительные средства (тропы) в тексте, которые помогают нам увидеть картину битвы.

    Синекдоха – это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями (ед.ч. – мн.ч., часть – целое, определённое – неопределённое количество.)

    Метонимия – это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями.

    Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём.

    9.Вывод по уроку (делают учащиеся)

    10. Домашнее задание. Составить план баллады(цитатный)

    Как это сделать? Учитель показывает свой план(и цитатный).

    Файлы: Бородино.ppt
    Размер файла: 2918400 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология