Автор конспекта:
Автор(ы): — Сурова М.М.

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 13 учитель физики

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Цели:

1. Образовательная: усвоение знаний об электромагнитном поле путём их систематизации; формирование умений объяснять физические явления; отработать понятия магнитной индукции, сил Ампера и Лоренца, магнитного потока, явления электромагнитной индукции Фарадея, правила Ленца, самоиндукции, ЭДС в движущихся проводниках, вихревого электрического поля.

2.Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, ответственности, внимания при групповой работе, на основе опытов по магнетизму показать познаваемость мира и его красоту.

3. Развивающая: упражнять учащихся в умении чётко излагать свои мысли, высказывать и доказывать свои суждения, т.е. упражнять в умении сравнивать, проводить аналогии, опровергать, классифицировать. Упражнять в умении обобщать, систематизировать, выделять главное.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Мякишев, Буховцев

Краткое описание: —

Урок — викторина по теме Магнетизм

Урок № 47

Магнетизм. Электромагнетизм

Повторительно – обобщающий урок викторина.

Цели:

1. Образовательная: усвоение знаний об электромагнитном поле путём их систематизации; формирование умений объяснять физические явления; отработать понятия магнитной индукции, сил Ампера и Лоренца, магнитного потока, явления электромагнитной индукции Фарадея, правила Ленца, самоиндукции, ЭДС в движущихся проводниках, вихревого электрического поля.

2.Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, ответственности, внимания при групповой работе, на основе опытов по магнетизму показать познаваемость мира и его красоту.

3. Развивающая: упражнять учащихся в умении чётко излагать свои мысли, высказывать и доказывать свои суждения, т.е. упражнять в умении сравнивать, проводить аналогии, опровергать, классифицировать. Упражнять в умении обобщать, систематизировать, выделять главное.

Основной метод обучения:

Групповой

Бинарные методы:

1.Метод преподавания: объяснительно – побуждающий

2.Метод учения: частично – поисковый

структура урока:

1.

Введение: постановка учебных проблем урока

1 мин

2

Проведение викторины:

1 тур: разминка

2 мин

Выполнение всей командой

2 тур: кроссворд

5 мин

Выполнение всей командой

3 тур: блиц опрос

3 мин

Выполнение всей командой

4 тур: тест

15 мин

Тест и оборудование эксперимен-

та даётся одновременно. Сразу

после сдачи теста идёт показ и объяснение опыта.

5 тур: эксперимент

10 мин

3

Подведение итогов

2 мин

Выставление оценок за урок

ХОД УРОКА :

Тур № 1

РАЗМИНКА

Стандартные вопросы по теме «Электромагнитная индукция Фарадея»

1. Закон электромагнитной индукции Фарадея.

При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур проводника, в последнем возникает индукционный ток.

2. Правило Ленца.

Индукционный всегда имеет такое направление, при котором его магнитное поле препятствует причине, вызвавшей его.

3. Явление самоиндукции.

Явление возникновения индукционных эффектов при протекании в проводнике ~тока.

4. Индуктивность.

Показывает, какая ЭДС возникает в катушке при скорости изменения тока в ней 1 А/с

Тур № 2- КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Ускоритель заряженных частиц

2. Силовая характеристика магнитного поля

3. Она +п2 показывает какая сила действует на проводник с длиной активной части 1 м при силе тока в нем 1 А, расположенный перпендикулярно силовым линиям магнитного поля.

4. По правилу этого учёного определяют направление индукционного тока.

5. Вещество, способное значительно усилить внешнее магнитное поле.

6. Сила, названная в честь этого учёного действует на движущиеся заряды в магнитном поле.

7. Возникновение индукционных эффектов в проводнике с переменным током.

8. Температура при которой ферромагнетик теряет свои магнитные свойства.

9. Единица измерения магнитной индукции

10. Вещество, чья магнитная проницаемость чуть больше единицы.

Тур № 3

Блиц – опрос

Нестандартные вопросы по теме: Электро-магнитные явления

  • Два параллельных проводника по которым идёт ток в одном направлении притягиваются , а два катодных луча – отталкиваются?
  • В проводниках общий заряд равен нулю. Возникновение тока приводит к появлению магнитного поля вокруг них, возникающие при этом силы Ампера притягивают друг к другу проводники. Катодные лучи – потоки электронов. Возникающее электрическое поле вокруг проводников гораздо больше чем магнитное поле., а одноимённые заряды отталкиваются друг от друга.

  • Из двух одинаковых стальных стержней один – намагничен. Как узнать какой, если кроме них ничего нет?
  • Расположить стержни буквой Т. Магнитное поле стержня больше у полюсов, почти отсутствует в середине.

  • В какой момент искрит рубильник: при замыкании или размыкании?
  • При размыкании. Уменьшение тока в цепи приводит к увеличению самоиндукционного тока (по правилу Ленца).

  • Если параллельно рубильнику включить конденсатор, то искрение прекращается. Объясните явление.
  • Ток самоиндукции заряжает конденсатор и не идёт на рубильник.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • В каком месте Земли магнитная стрелка обоими концами показывает на юг?
  • На северном географическом полюсе.

  • Можно ли на Луне ориентироваться с помощью компаса?
  • Нет, на Луне нет магнитного поля.

  • Почему для обнаружения индукционного тока замкнутый проводник лучше брать в виде катушки, а не в виде прямолинейного провода?
  • В катушке возникает большая ЭДС

  • Намагниченная тонкая стальная полоса сгибается кольцом, так, что её концы соединяются. Будет ли место соединения концов притягивать стальной предмет?
  • Нет.

    № группы

    Условие опыта

    Объяснение опыта

    1

    Иголка на нити притягивается к магниту. Что будет, если её нагреть? Почему?

    В результате опыта мы видим, что иголка падает (перестаёт притягиваться к магниту, т.е. теряет свои магнитные свойства. Это объясняется тем, что температура иголки при нагревании больше температуры Кюри.

    2

    Что будет, если к швейным иголкам, подвешенным за ушки к ниткам, сложенным в один пучок, медленно подносить сильный магнит? Приблизить его вплотную? Убрать? Почему

    Сначала иголки разойдутся, т.к.магнит индуцирует в нижних концах иголок одноимённые магнитные полюса. При близком приближении – притянутся к магниту ( т.к. магнитное поле между ними и магнитом больше, чем между самими иголками) и расположатся вдоль магнитных линий. После удаления – будут отталкиваться за счёт остаточного намагничивания.

    3

    Что будет, если поднести к головке спички магнит? К сожжённой головке спички? Почему? Каков состав горючего вещества на спичке?

    Ничего не будет.

    Притянется к магниту, т.к. в состав горючего вещества входит

    4

    Что происходит при замыкании цепи (источник постоянного тока, ключ, катушка на сердечнике( от трансформатора, амперметр) ? Объясните.

    При замыкании ключа в цепи возникает ток, его увеличение приводит к образованию переменного магнитного поля и по закону электромагнитной индукции Фарадея к возникновению индукционного тока , препятствующего электрическому току источника. Поэтому ток в цепи устанавливается не мгновенно. Явление самоиндукции – инертность тока и м.поля.

    Тур № 5

    ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ:

    Магнитные явления.

    Результаты туров

    Итоговые результаты

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    4 группа

    1 тур-вопросы

    (1балл)

    2 тур-кроссворд

    ( 10 баллов)

    3 тур-блиц-опрос

    (2балла)

    4 тур-тест

    (11баллов)

    5 тур-опыты

    (5 баллов)

    Дополнительные баллы

    Итоговый результат

    Рейтинг

    Оценки за урок

    Критерий оценивания за урок

  • Команда заработавшая рейтинг 1 получает «5»
  • Команда заработавшая от 25 баллов получает «5»
  • Команда заработавшая от 20 до 24 баллов получает «4»
  • Команда заработавшая менее 20 баллов приглашается на зачёт (факультатив)
  • Файлы: урок — викторина по теме магнетизм.doc
    Размер файла: 92672 байт.

    Рубрики: Физика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология