Автор конспекта:
Автор(ы): — Линдер Ирина Михайловна

Место работы, должность: — РГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат 3, 4 видов», учитель русского языка и литературы.

Регион: — Республика Хакасия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели: 1. Выявить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней. 2. Дать краткий анализ рассказов трилогии и охарактеризовать главных героев 3. Уяснить, какой общей темой объединены рассказы в трилогию. 4. Проследить, как проявляются в тексте трилогии такие литературные термины, как: юмор, сатира, художественная деталь. 5. Развитие памяти, речи в процессе краткого пересказа рассказов, зрительной ориентации при отборе материала по тексту, внимания и мышления при письменном составлении характеристики героев трилогии и ответов на вопросы.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Краткое описание: — 1. Блиц-опрос по биографии А.П. Чехова. 2. работа с эпиграфами. 3. Анализ рассказов трилогии. 4. Выполнение заданий, характеристика главных персонажей. 5. Выводы.

Методическа разработка урока
г.Абакан, 2009 г.

Тема: «Маленькая трагедия» (по трилогии А.П.Чехова)
Цели:
1. Выявить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней.
2. Дать краткий анализ рассказов трилогии и охарактеризовать главных героев
3. Уяснить, какой общей темой объединены рассказы в трилогию.
4. Проследить, как проявляются в тексте трилогии такие литературные термины, как: юмор, сатира, художественная деталь.
5. Развитие памяти, речи в процессе краткого пересказа рассказов, зрительной ориентации при отборе материала по тексту, внимания и мышления при письменном составлении характеристики героев трилогии и ответов на вопросы.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, Музыка Чайковского, картина Левитана «Золотая осень».

(эпиграфы)
Жизнь дается человеку один раз,
И нужно прожить ее бодро,
Осмысленно, красиво.
А.П.Чехов.

…не успокаивайтесь и не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть
Смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,
А в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!
А.П.Чехов «Крыжовник»

Ход урока.
Оргмомент.
Настрой на урок, объявление темы урока, целей.
Реализация домашнего задания.
— Давайте вспомним, что на известно об А.П.Чехове как о личности.
Блиц-опрос по биографии А.П.Чехова.
Когда, где, в какой семье родился А.П.Чехов?
Какое образование получил?
Почему А.П.Чехов сказал: «В детстве у меня не было детства»?
Почему он должен был учиться и зарабатывать деньги?
Каковы основные темы его рассказов?
Что значит «действенная доброта» Чехова?
Какова цель его поездки на Сахалин?
Что было главным в характере Чехова?
Что противопоставлял Чехов всем жизненным невзгодам?
Сколько лет прожил А.П.Чехов? Почему так?
Работа над эпиграфами урока.
Запись темы урока. Звучит музыка.
— Что изображено на картине?
— Какой художник является автором данной репродукции?
— О чем это говорит? (Левитан был не только лучшим другом Чехова, его пейзажи удивительно близки по духу личности и творчеству А.П.Чехова. Чехов не просто любил природу, он утверждал: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна бы была земля наша».)
— Какое отношение имеет данный эпиграф к теме нашего урока? (Чехов был в высшей степени интеллигентом и в жизни всегда руководствовался совестью. Человек должен ставить высокие цели, мечтать о прекрасном и воплощать свои мечты в жизнь. Предназначение человека – быть нужным и необходимым для других. Не таким, какими показаны герои «маленькой трилогии».)
— Строки, которые я сейчас прочитаю, произносит один из героев «маленькой трилогии». Из какого они рассказа? (чтение второго эпиграфа)
— Согласны ли вы с рассказчиком? Почему?
Как же эти слова современны!
Из истории создания «Маленькой трилогии».
С конца 1880-х годов в творческие планы А.П.Чехова входит написание романа. Он повторяет, что роман будет писать «в форме отдельных законченных рассказов», причем каждый рассказ должен иметь свое заглавие, а роман в целом должен был называться «Рассказы из жизни моих друзей».
Роман А.П.Чеховым так и не был написан, однако его фрагментами в числе прочих некоторые исследователи считают и трилогию о «Футлярной жизни». Эти рассказы были в 1898 году опубликованы в журнале «Русская мысль» с общей нумерацией страниц, что свидетельствует о цельности цикла. Эти произведения получили название «маленькая трилогия».
— Какие рассказы входят в «маленькую трилогию»?
Действительно, цикл объединяет три рассказа, в которых поставлена общая проблема: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.
— В какой последовательности расположены рассказы в цикле? Почему так? («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Так автор ставит проблемы. А.П.Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточают себя.)
Обзор рассказов трилогии. Беседа.
Передайте сюжет рассказа «Человек в футляре»
— Как рассматривается проблема в рассказе «Человек в футляре»? ( В рассказе «Человек в футляре» Беликов рисует идеальную, с его точки зрения, модель общественных отношений, в котором нет места свободному проявлению человеческих чувств. В основу этого рассказа положена анекдотическая ситуация: герой задумал жениться… и умер, осуществив, наконец, долгожданную мечту. «Грустные мысли о человеческом счастье окрашивают этот рассказ в иронический тон»)
Передайте сюжет рассказа «Крыжовник».
— А какова проблема рассказа «Крыжовник»? (в рассказе «Крыжовник» представлен мир человека, который достиг идеала, равнозначному «футлярному счастью». Человек обрел счастье в виде тарелки крыжовника со своего огорода.)
Передайте содержание рассказа «О любви».
— Какова проблематика заключительного рассказа « маленькой трилогии»? (заключительный рассказ повествует о проникновении «футлярности» в интимную сферу человеческих отношений – замкнутыми в футляре оказываются и его чувства, нереализованными остались мечты о счастье.)
— Почему эти рассказы Чехов объединил в трилогию? Что в них общего? (тема «футлярность человеческой жизни», композиция – «рассказ в рассказе»: автор представляет нам представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица.)
Работа с литературными терминами.
В рассказах А.П.Чехова прослеживаются такие понятия, как:
Юмор – особый вид комического, где под внешне смешным трактуется внутренняя серьезность
Сатира – вид комического: беспощадное осуждение, уничтожающее отношение к объекту изображения.
— Как проявляется юмор и сатира на страницах «маленькой трилогии»?
Художественная деталь – мелкая подробность, помогающая составить характеристику героя художественного произведения. (С помощью худ.детали Чехов проясняет внутренний мир героев и свое отношение к персонажам.)
— Какие предметы всегда сопровождают Беликова? Почему? Объясните роль художественной детали в рассказе? (Худ. деталь – это средство характеристики героя у Чехова. С помощью худ. детали автор показывает разъединенность героя с внешним миром)
Письменная работа в группах (карточки)
Охарактеризуйте главного героя рассказа – учителя греческого языка Беликова (его внешность, поступки, речь…)
Охарактеризуйте главного героя рассказа «Крыжовник» — чиновника казенной палаты Николая Ивановича Чимшу-Гималайского (его внешность, поступки, речь…)
Охарактеризуйте главного героя рассказа «О любви» — помещика Павла Константиновича Алехина (его внешность, поступки, речь…)
Итоги урока:
— Дайте определение понятию «Футлярность жизни».
— Какие выводы можно сделать по ходу урока? Выскажите свою позицию к рассмотренной проблеме.
Домашнее задание.
Чтение статьи учебника «Понятие о сатире и юморе».
Письменный ответ (с пояснение) на вопрос «Рассказ «Человек в футляре» юмористический или сатирический»?


Файлы: Журналистика.doc
Размер файла: 54784 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология