Автор конспекта:
Автор(ы): — Лосевский Алексей Михайлович
Место работы, должность: — МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова, с. Песчанокопское, Ростовская область, учитель истории и обществознания
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: —
Образовательная цель: Уметь объяснять понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», «групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация», продолжить ознакомление учащихся с особенностями малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.
Развивающаяся цель: Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме:
– сравнивать, анализировать, делать выводы;
– рационально решать познавательные и проблемные задания.
Воспитательная цель: Способствовать выработке гражданской позиции, ответственности и толерантному поведению учащихся.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Обществознание. 10 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. (под редакцией Л.Н. Боголюбова М, Просвещение. 2008
Используемая методическая литература: —
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию – Профильный уровень. 10 класс – М.: ВАКО, 2011;
Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений профильный уровень под редакцией Л.Н.Боголюбова — М.: Просвещение, 2011.
Используемое оборудование: —
проектор, экран, ноутбук (персональный компьютер), карточки-задания
Используемые ЦОР: —
Авторская презентация Лосевского А.М.
Краткое описание: — Ознакомление с особенностями малых групп и выявлением особенностей межличностных отношений в малых группах. Осуществление комплексного поиска и систематизация социальной информации по теме, с целью выработки своей собственной гражданской позиции. Изучение нового материала в виде работы в группах. Анализ составленного кластера, синквейна, ПОПС-формулы. Закрепление ответов учащихся в группах слайдами презентации. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тема урока:
«МАЛЫЕ ГРУППЫ»
урок по обществознанию
в 10 кассе
Профильный уровень
Учитель МБОУ Песчанокопской средней общеобразовательной школы № 1 им. Г.В. Алисова
Лосевский Алексей Михайлович
Тема урока: «Малые группы»
Цели:
Образовательная цель: Уметь объяснять понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», «групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация», продолжить ознакомление учащихся с особенностями малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.
Развивающаяся цель: Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме:
– сравнивать, анализировать, делать выводы;
– рационально решать познавательные и проблемные задания.
Воспитательная цель: Способствовать выработке гражданской позиции, ответственности и толерантному поведению учащихся.
Тип урока: Комбинированный урок
1-й урок был урок лабораторного типа (урок практикум).
Основные понятия: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», «групповая интеграция».
Термины: «социометрия», «деиндивидуализация».
Оборудование урока: проектор, экран, ноутбук (персональный компьютер).
Используются: карточки-задания, презентация «Малые группы».
Литература:
— Обществознание. 10 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. (под редакцией Л.Н. Боголюбова М, Просвещение. 2008;
— Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию – Профильный уровень. 10 класс – М.: ВАКО, 2011;
— Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений профильный уровень под редакцией Л.Н. Боголюбова — М.: Просвещение, 2011.
Ход урока
1. Организационный момент.
Человек существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека его удовлетворенность жизнь во многом определяется его положением о тех группах, в которых он существует. Можно конечно говорить о сопричастности лица своему Отечеству, науки и т.д. Но наша повседневная жизнь связана с так называемыми малыми группами. Именно они оставляют большой след в жизни человека. Что они собой представляют, мы рассматривали на прошлом уроке. А как строятся отношения в группах, мы будем рассматривать сегодня. Итак, мы продолжаем сегодня ознакомление с особенностями малых групп и выявлением особенностей межличностных отношений в малых группах, продолжаем учиться осуществлять комплексный поиск и систематизацию социальной информации по теме, с целью выработки своей собственной гражданской позиции.
Но чтобы нам перейти к рассмотрению нового материала, давайте вспомним и повторим, что мы рассматривали в группах на лабораторном занятии.
2. Актуализация знаний учащихся.
Фронтальный опрос:
— Назовите, что в социальной психологии понимается под малой группой? (Ответ — Не многочисленные по составу совокупности людей, члены которой объединены общей деятельностью и находится личном общении).
— Что считается главной характеристикой группы?
(Ответ — Наличие «мы» чувства).
— Укажите признаки малой группы как системы?
(Ответ — Социальная система, динамическая система, открытая система и самодостаточность).
Были даны домашние задания группам:
— Составить кластер по теме «малые группы»;
— Составить синквейн «малая группа»;
— Подумать над вопросом: почему референтную группу некоторые исследователи называют группой эталонной?;
— Составить ПОПС – формулу.
Изучение нового материала
Работа в группах
Задание группе №1
«Межличностные отношения в малой группе»
— Какие отношения складываются в малых группах?
Официальные (нормы и правила), неофициальные (личные отношения), деловые (должностное положение), личные (симпатии и антипатии), отношения по вертикали (начальник, подчиненный), по горизонтали (между коллегами), рациональные (друг с другом), эмоциональные (основанные на индивидуальном восприятии).
— Сделайте общий вывод о системе межличностных отношений в малой группе?
М.О. – это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом.
— Что такое «социометрия»? для чего она нужна?
Социометрия – это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам) охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения.
Задание группе № 2
— Что такое групповая интеграция?
Групповая интеграция – это состояние группы характеризующейся признаками, психологического единства, ее целостности или социальной общности.
— Расскажите о сущности теории А. Петровского о трех слоях групповой интеграции?
1-й — непосредственные контакты (эмоциональное восприятие).
2-й — отношения, основанные на совместной деятельности.
3-й — принятие всеми участниками группы единых целей групповой деятельности. Это высший уровень развития группы.
— Назовите показатели и факторы групповой интеграции.
1-й — эмоциональная идентификация, т.е. принадлежность к группе.
2-й — согласованность действий.
3-й — совпадение представлений, позиций.
Задание группе № 3
— Какие процессы способствуют групповой интеграции?
Возникновение чувства «Мы» и конфликтные ситуации.
— К каким отрицательным последствиям она может привести?
Процесс деиндивидуализации личности в группе. Это приводит к ослаблению ответственности за поведение и группам антисоциального характера.
Деиндивидуализации — это процесс в группе, когда ощущение «Мы», становится сильнее ощущения «Я».
— Дайте характеристику группы основанной на гуманистических ценностях.
Отношение в такой группе обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, поддержкой в трудную минуту, — это дружеские отношения. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.
«Когда мой друг рядом, мне кажется, что я один, и я вправе не только думать о чем хочу, но и говорить об этом» Сенека.
Рефлексия и подведение итогов
— Закрепление ответов учащихся в группах слайдами презентации;
— Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.
Задания №№ 4.4, 4.5 – практикум стр. 138.
Задание № 2 практикум (Поурочные разработки стр. 487).
Домашнее задание: § 34. Составьте проект «Мой класс как малая социальная группа» и защитите его.
Дифференцированные задания по группам:
Группа № 1
— Классификация малых групп на примере нашего класса (реальные группы, условные группы, лабораторные группы, формальные группы, неформальные группы).
Группа № 2
— Виды межличностных отношений в нашем классе (официально — деловые отношения, неофициальные отношения, эмоциональные отношения).
Группа № 3
— Провести исследование: Определите свои индивидуальные цели участия в нескольких группах, к которым вы принадлежите.
Придумать вопросы для анкеты:
— С кем бы вы хотели дежурить в классе?
— С кем бы вы хотели провести совместное мероприятие и т.д.?
— С кем бы вы хотели делиться новостями о своих успехах?
Файлы: Российская символика 6- 7.doc
Размер файла: 1351680 байт.