Автор конспекта:
Автор(ы): — Лосевский Алексей Михайлович

Место работы, должность: — МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова, с. Песчанокопское, Ростовская область, учитель истории и обществознания

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Образовательная цель: Уметь объяснять понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», «групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация», продолжить ознакомление учащихся с особенностями малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.

Развивающаяся цель: Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме:
– сравнивать, анализировать, делать выводы;
– рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная цель: Способствовать выработке гражданской позиции, ответственности и толерантному поведению учащихся.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Обществознание. 10 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. (под редакцией Л.Н. Боголюбова М, Просвещение. 2008

Используемая методическая литература: —

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию – Профильный уровень. 10 класс – М.: ВАКО, 2011;

Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений профильный уровень под редакцией Л.Н.Боголюбова — М.: Просвещение, 2011.

Используемое оборудование: —

проектор, экран, ноутбук (персональный компьютер), карточки-задания

Используемые ЦОР: —

Авторская презентация Лосевского А.М.

Краткое описание: — Ознакомление с особенностями малых групп и выявлением особенностей межличностных отношений в малых группах. Осуществление комплексного поиска и систематизация социальной информации по теме, с целью выработки своей собственной гражданской позиции. Изучение нового материала в виде работы в группах. Анализ составленного кластера, синквейна, ПОПС-формулы. Закрепление ответов учащихся в группах слайдами презентации. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тема урока:
«МАЛЫЕ ГРУППЫ»

урок по обществознанию
в 10 кассе

Профильный уровень

Учитель МБОУ Песчанокопской средней общеобразовательной школы № 1 им. Г.В. Алисова
Лосевский Алексей Михайлович

Тема урока: «Малые группы»

Цели:

Образовательная цель: Уметь объяснять понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», «групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация», продолжить ознакомление учащихся с особенностями малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.

Развивающаяся цель: Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме:
– сравнивать, анализировать, делать выводы;
– рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная цель: Способствовать выработке гражданской позиции, ответственности и толерантному поведению учащихся.

Тип урока: Комбинированный урок
1-й урок был урок лабораторного типа (урок практикум).

Основные понятия: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», «групповая интеграция».

Термины: «социометрия», «деиндивидуализация».

Оборудование урока: проектор, экран, ноутбук (персональный компьютер).
Используются: карточки-задания, презентация «Малые группы».

Литература:

— Обществознание. 10 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. (под редакцией Л.Н. Боголюбова М, Просвещение. 2008;
— Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию – Профильный уровень. 10 класс – М.: ВАКО, 2011;
— Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений профильный уровень под редакцией Л.Н. Боголюбова — М.: Просвещение, 2011.

Ход урока

1. Организационный момент.

Человек существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека его удовлетворенность жизнь во многом определяется его положением о тех группах, в которых он существует. Можно конечно говорить о сопричастности лица своему Отечеству, науки и т.д. Но наша повседневная жизнь связана с так называемыми малыми группами. Именно они оставляют большой след в жизни человека. Что они собой представляют, мы рассматривали на прошлом уроке. А как строятся отношения в группах, мы будем рассматривать сегодня. Итак, мы продолжаем сегодня ознакомление с особенностями малых групп и выявлением особенностей межличностных отношений в малых группах, продолжаем учиться осуществлять комплексный поиск и систематизацию социальной информации по теме, с целью выработки своей собственной гражданской позиции.
Но чтобы нам перейти к рассмотрению нового материала, давайте вспомним и повторим, что мы рассматривали в группах на лабораторном занятии.

2. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос:
— Назовите, что в социальной психологии понимается под малой группой? (Ответ — Не многочисленные по составу совокупности людей, члены которой объединены общей деятельностью и находится личном общении).
— Что считается главной характеристикой группы?
(Ответ — Наличие «мы» чувства).
— Укажите признаки малой группы как системы?
(Ответ — Социальная система, динамическая система, открытая система и самодостаточность).

Были даны домашние задания группам:

— Составить кластер по теме «малые группы»;

— Составить синквейн «малая группа»;

— Подумать над вопросом: почему референтную группу некоторые исследователи называют группой эталонной?;

— Составить ПОПС – формулу.

Изучение нового материала

Работа в группах

Задание группе №1
«Межличностные отношения в малой группе»
Какие отношения складываются в малых группах?
Официальные (нормы и правила), неофициальные (личные отношения), деловые (должностное положение), личные (симпатии и антипатии), отношения по вертикали (начальник, подчиненный), по горизонтали (между коллегами), рациональные (друг с другом), эмоциональные (основанные на индивидуальном восприятии).
Сделайте общий вывод о системе межличностных отношений в малой группе?
М.О. – это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом.
Что такое «социометрия»? для чего она нужна?
Социометрия – это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам) охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения.

Задание группе № 2
Что такое групповая интеграция?
Групповая интеграция – это состояние группы характеризующейся признаками, психологического единства, ее целостности или социальной общности.
Расскажите о сущности теории А. Петровского о трех слоях групповой интеграции?
1-й — непосредственные контакты (эмоциональное восприятие).
2-й — отношения, основанные на совместной деятельности.
3-й — принятие всеми участниками группы единых целей групповой деятельности. Это высший уровень развития группы.
Назовите показатели и факторы групповой интеграции.
1-й — эмоциональная идентификация, т.е. принадлежность к группе.
2-й — согласованность действий.
3-й — совпадение представлений, позиций.

Задание группе № 3
Какие процессы способствуют групповой интеграции?
Возникновение чувства «Мы» и конфликтные ситуации.
К каким отрицательным последствиям она может привести?
Процесс деиндивидуализации личности в группе. Это приводит к ослаблению ответственности за поведение и группам антисоциального характера.
Деиндивидуализации — это процесс в группе, когда ощущение «Мы», становится сильнее ощущения «Я».
Дайте характеристику группы основанной на гуманистических ценностях.
Отношение в такой группе обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, поддержкой в трудную минуту, — это дружеские отношения. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.
«Когда мой друг рядом, мне кажется, что я один, и я вправе не только думать о чем хочу, но и говорить об этом» Сенека.

Рефлексия и подведение итогов

— Закрепление ответов учащихся в группах слайдами презентации;
— Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.
Задания №№ 4.4, 4.5 – практикум стр. 138.
Задание № 2 практикум (Поурочные разработки стр. 487).

Домашнее задание: § 34. Составьте проект «Мой класс как малая социальная группа» и защитите его.

Дифференцированные задания по группам:

Группа № 1
— Классификация малых групп на примере нашего класса (реальные группы, условные группы, лабораторные группы, формальные группы, неформальные группы).

Группа № 2
— Виды межличностных отношений в нашем классе (официально — деловые отношения, неофициальные отношения, эмоциональные отношения).

Группа № 3
— Провести исследование: Определите свои индивидуальные цели участия в нескольких группах, к которым вы принадлежите.

Придумать вопросы для анкеты:
— С кем бы вы хотели дежурить в классе?
— С кем бы вы хотели провести совместное мероприятие и т.д.?
— С кем бы вы хотели делиться новостями о своих успехах?

Файлы: Российская символика 6- 7.doc
Размер файла: 1351680 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология