Автор конспекта:
Автор(ы): — Великанова Нелли Александровна

Место работы, должность: — МБОУ «Гимназия №6″ имени академика А.Н.Крылова — учитель музыки

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цель урока:Познакомить и закрепить знания о малых жанрах детского фольклора, через активные формы обучения.

Используемая методическая литература: —

Источники:

1. "Всё о музыке" /Блейз О.С./ — М., "Астрель", 2001 г.

2. "Детские частушки, шутки, прибаутки" /Бахметьева Т.Н., Соколова Г.Т./ — М., "Академия развития", 1997

3. "Певучая Россия" № 22 — М., "Советская Россия", 1998

4. "Спутник учителя музыки" /сост-ль Челышева Т.В./ — М., "Просвещение", 1993

5."Лучшие музыкальные игры для детей" / И.Агапова, Т. Давыдова/ — М., Лада", 2006

Краткое описание: — урок-знакомство с малыми жанрами детского фольклора

Задачи урока:

1. Раскрыть особенности жанрового многообразия детского фольклора.

2. Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке, формировать способность ценить ее красоту, вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и ее пластическое интонирование.

4. Воспитывать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с художественной народной культурой, любовь к народной песне.

5. Побуждать детей к творческой деятельности.

Виды деятельности :

1. Пение

2. Слушание

3. Движение под музыку и текст.

4. Импровизация

Педагогическая идея урока: "Запомнить в музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствовано".

Ход урока:

На экране эпиграф к уроку:

«У народа песни все такие,

Что охота подпевать…

Столько песен у России

Никому не сосчитать ».

1. Организационный момент: (озвучивание эпиграфа)

2. Вступительная беседа.

Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русского народного детского фольклора. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность.

Учитель: Ребята, а что означает слово фольклор?

Дети: (Ответы детей).

Учитель:ФОЛЬКЛОР — впереводе с английского: (народная мудрость)

Сегодня мы поближе познакомимся с малыми жанрами детского фольклора.

3. Основная часть.

Учитель:Символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев! Для того чтобы на нашей берёзке выросли листья, мы должны в конце урока назвать жанры детского фольклора, с которыми мысегодня встретимся.

И первый жанр этоскороговорка.

Распевание. Пользуясь текстом скороговорки, дети поютна звуках разной высоты – поднимаясь, все выше и выше по музыкальному звукоряду.

Учитель: После лютой, долгой зимы все ждали, прихода весны в Поволжье дети и взрослые обращались, к жаворонкам с просьбой принести «весну красную, тёпло летичко». Такой приговор называли «закличками». Послушайте один из вариантов детской заклички и обратите внимание, о чём просили жаворонушек. (Исполнение учителем заклички).

Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки, прилетите к нам,
Принесите нам, лето теплое, весну красную,
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб переела.

Весна красна, на чём пришла,

На кнутике,на хомутике

Чувиль-виль-виль,

Жаворонушки-и.

Дети: (Ответы детей).

Учитель:На скольких ступеньках звукоряда построена первая часть заклички? И куда движется мелодия (повторное исполнение части заклички).

Дети: На четырёх ступенях. Движение мелодии нисходящее.

Разучивание.Дети сначала чётко проговаривают текст, затем под руководством учителя, разучивают закличку.

Учитель:

Пока пели и плясали,
День закончился,
И вот в небе звезды замерцали,
Месяц над рекой плывет.

Ребята, а какие песни исполняются для детей в вечернее время?

Дети:Вечером обычно поют колыбельные песни.

Учитель:Попробуем сами сочинить колыбельную песню на народный текст. Посмотрите, на экране записаны слова нашей колыбельной песни.

Для начала нужно определиться, какой должна быть мелодия колыбельной?

Дети:Мелодия должна быть ласковой, не быстрой, не громкой…

Учитель:Как нужно исполнять колыбельные?

Дети:Колыбельные исполняются мягко, нежно, убаюкивающе, напевно.

(Первую колыбельную исполняет учитель. Далее импровизация детей ).

Учитель: После того как ребёнок поспал, его радовали детскими играми — пестушками.

Физкультминутка: на тексты пестушек.

Учитель: Один из самых озорных и ярких жанров народной культуры является частушка. Название “частушка” происходит от слова “частый”, “быстрый”. Они пелись и поются сообща и в одиночку, и в пляске, и в работе. Здесь каждый мог показать своё остроумие. Сейчас и мы с вами блеснём своим остроумием.

Дети:На заранее подготовленные тексты дети исполняют частушки под аккомпанемент балалайки.

Учитель:Одно из самых любимых занятий всех ребят это, конечно же, игра. А скажите мне, пожалуйста, как можно найти ведущего для игры, если желающих много. И чтобы никого не обидеть?

Дети:Нужно посчитаться.

Учитель:Правильно. Для этого, как и в старину, так и по сей день, все ребята используют считалку. А кто из вас знает хоть одну?

(Затем дети с помощью считалочки находят ведущего, для последующей игры)

И сейчас мы с вами разучим одну из любимых игр наших ребят, которая называется «дударь» Но мне понадобится ваша помощь. В старину во время игры не только бегали и прыгали, но и пели.

(Затем учитель с детьми разучивает слова и мотив припевки к игре).

Игра.

4.Итог урока.

Учитель:Я думаю, что мы без труда сейчас вспомним все жанры детского фольклора, которые мы использовали на уроке, и оденем нашу берёзку в молодую весеннюю листву.

Дети: (Ответы детей).

Учитель:

Мне очень понравилось быть вместе с вами! Я с удовольствием отдала вам свои знания… о чем?

Наш урок закончен. Я думаю, 6 школа может быть сегодня довольна своими воспитанниками 4 «..» классом. Спасибо, До свидания.

Файлы: Презентация Красочные звуки сказки.ppt
Размер файла: 1031168 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология