Автор конспекта:
Автор(ы): — Великанова Нелли Александровна
Место работы, должность: — МБОУ «Гимназия №6″ имени академика А.Н.Крылова — учитель музыки
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Цель урока:Познакомить и закрепить знания о малых жанрах детского фольклора, через активные формы обучения.
Используемая методическая литература: —
Источники:
1. "Всё о музыке" /Блейз О.С./ — М., "Астрель", 2001 г.
2. "Детские частушки, шутки, прибаутки" /Бахметьева Т.Н., Соколова Г.Т./ — М., "Академия развития", 1997
3. "Певучая Россия" № 22 — М., "Советская Россия", 1998
4. "Спутник учителя музыки" /сост-ль Челышева Т.В./ — М., "Просвещение", 1993
5."Лучшие музыкальные игры для детей" / И.Агапова, Т. Давыдова/ — М., Лада", 2006
Краткое описание: — урок-знакомство с малыми жанрами детского фольклора
Задачи урока:
1. Раскрыть особенности жанрового многообразия детского фольклора.
2. Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке, формировать способность ценить ее красоту, вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
3. Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и ее пластическое интонирование.
4. Воспитывать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с художественной народной культурой, любовь к народной песне.
5. Побуждать детей к творческой деятельности.
Виды деятельности :
1. Пение
2. Слушание
3. Движение под музыку и текст.
4. Импровизация
Педагогическая идея урока: "Запомнить в музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствовано".
Ход урока:
На экране эпиграф к уроку:
«У народа песни все такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России
Никому не сосчитать ».
1. Организационный момент: (озвучивание эпиграфа)
2. Вступительная беседа.
Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русского народного детского фольклора. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность.
Учитель: Ребята, а что означает слово фольклор?
Дети: (Ответы детей).
Учитель:ФОЛЬКЛОР — впереводе с английского: (народная мудрость)
Сегодня мы поближе познакомимся с малыми жанрами детского фольклора.
3. Основная часть.
Учитель:Символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев! Для того чтобы на нашей берёзке выросли листья, мы должны в конце урока назвать жанры детского фольклора, с которыми мысегодня встретимся.
И первый жанр этоскороговорка.
Распевание. Пользуясь текстом скороговорки, дети поютна звуках разной высоты – поднимаясь, все выше и выше по музыкальному звукоряду.
Учитель: После лютой, долгой зимы все ждали, прихода весны в Поволжье дети и взрослые обращались, к жаворонкам с просьбой принести «весну красную, тёпло летичко». Такой приговор называли «закличками». Послушайте один из вариантов детской заклички и обратите внимание, о чём просили жаворонушек. (Исполнение учителем заклички).
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки, прилетите к нам,
Принесите нам, лето теплое, весну красную,
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб переела.
Весна красна, на чём пришла,
На кнутике,на хомутике
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки-и.
Дети: (Ответы детей).
Учитель:На скольких ступеньках звукоряда построена первая часть заклички? И куда движется мелодия (повторное исполнение части заклички).
Дети: На четырёх ступенях. Движение мелодии нисходящее.
Разучивание.Дети сначала чётко проговаривают текст, затем под руководством учителя, разучивают закличку.
Учитель:
Пока пели и плясали,
День закончился,
И вот в небе звезды замерцали,
Месяц над рекой плывет.
Ребята, а какие песни исполняются для детей в вечернее время?
Дети:Вечером обычно поют колыбельные песни.
Учитель:Попробуем сами сочинить колыбельную песню на народный текст. Посмотрите, на экране записаны слова нашей колыбельной песни.
Для начала нужно определиться, какой должна быть мелодия колыбельной?
Дети:Мелодия должна быть ласковой, не быстрой, не громкой…
Учитель:Как нужно исполнять колыбельные?
Дети:Колыбельные исполняются мягко, нежно, убаюкивающе, напевно.
(Первую колыбельную исполняет учитель. Далее импровизация детей ).
Учитель: После того как ребёнок поспал, его радовали детскими играми — пестушками.
Физкультминутка: на тексты пестушек.
Учитель: Один из самых озорных и ярких жанров народной культуры является частушка. Название “частушка” происходит от слова “частый”, “быстрый”. Они пелись и поются сообща и в одиночку, и в пляске, и в работе. Здесь каждый мог показать своё остроумие. Сейчас и мы с вами блеснём своим остроумием.
Дети:На заранее подготовленные тексты дети исполняют частушки под аккомпанемент балалайки.
Учитель:Одно из самых любимых занятий всех ребят это, конечно же, игра. А скажите мне, пожалуйста, как можно найти ведущего для игры, если желающих много. И чтобы никого не обидеть?
Дети:Нужно посчитаться.
Учитель:Правильно. Для этого, как и в старину, так и по сей день, все ребята используют считалку. А кто из вас знает хоть одну?
(Затем дети с помощью считалочки находят ведущего, для последующей игры)
И сейчас мы с вами разучим одну из любимых игр наших ребят, которая называется «дударь» Но мне понадобится ваша помощь. В старину во время игры не только бегали и прыгали, но и пели.
(Затем учитель с детьми разучивает слова и мотив припевки к игре).
Игра.
4.Итог урока.
Учитель:Я думаю, что мы без труда сейчас вспомним все жанры детского фольклора, которые мы использовали на уроке, и оденем нашу берёзку в молодую весеннюю листву.
Дети: (Ответы детей).
Учитель:
Мне очень понравилось быть вместе с вами! Я с удовольствием отдала вам свои знания… о чем?
Наш урок закончен. Я думаю, 6 школа может быть сегодня довольна своими воспитанниками 4 «..» классом. Спасибо, До свидания.
Файлы: Презентация Красочные звуки сказки.ppt
Размер файла: 1031168 байт.