Автор конспекта:
Автор(ы): — Сайтиева Марина Яндугановна

Место работы, должность: —

МОУ "Мочалищенская СОШ" Звениговского района

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

знакомство обучающихся с историей воникновения и становления, основной характеристикой репертуара, "географией" гастрольных поездок по стране и за рубежом первого профессионального ансамбля Марийского края.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 19

Используемая методическая литература: —

интернет — ресурсы

Используемое оборудование: —

компьютер, видеопроектор, экран, колонки

Краткое описание: —

На данном уроке рассматривается история возникновения и становления ансамбля танца Марий Эл.

МОУ «Мочалищенская СОШ»

Звениговского района

Республики Марий Эл

Открытый урок

в 6 классе

по теме

«Марийский Государственный ансамбль танца «Марий Эл»

Подготовила и провела Сайтиева М.Я.

учитель ИКН,

1квалификационной категории

Мочалище, 2013

Марийский Государственный ансамбль танца «Марий Эл»

Цель урока: знакомство обучающихся с историей возникновения и становления, основной характеристикой репертуара, "географией" гастрольных поездок по стране и за рубежом первого профессионального ансамбля Марийского края.

Задачи урока:
- познакомить обучающихся с историей возникновения, становления и творческого развития Государственного ансамбля танца «Марий Эл»

- развивать интерес к уникальной культуре, разнообразию репертуара, оригинальной манере исполнения танцев участников-артистов ансамбля

-формировать у обучающихся патриотическую позицию (общекультурные ценности)
— воспитать уважительное отношение у школьников к хранителю, пропагандисту музыкально-песенного, танцевального фольклора народа мари

Основные понятия к уроку:
филармония – учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.

Репертуар- совокупность произведений, исполняемых в концертных залах.

Капелла – большая музыкальная группа исполнителей- хор в сочетании с оркестром.

Оборудование: компьютер и проектор, фотографии из архива, музыка и видеофильмы с сюжетами танцев ансамбля.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Добрый день, ребята, коллеги. Я надеюсь, что все вы, ребята, настроены на работу, рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наш урок пройдет успешно, и вы уйдете с урока с багажом новых знаний.

    - Ребята, изучая историю культуры народов Марий Эл, мы узнаем много нового. Вы согласны со мной?

    - А что же для вас Республика Марий Эл? Ответы детей.

    - Что значит для вас Марий Эл?

    -С чем ассоциируется РМЭ?

    Обобщение: Марий Эл – это край цветущих полей, зеленых дубрав, голубых озер, быстрых рек, где живет трудолюбивый народ, прошедший суровый и сложный жизненный путь и сохранивший свою культуру.

    Показ видеофильма об ансамбле.

    -Ребята, как красиво танцуют артисты да ?! Вместе с ними хочется встать и станцевать. А вам нравится танцевать?

    -А как вы думаете, о чем сегодня мы на уроке будем вести разговор?

  • Основная часть.
  • Марий Эл — это Государственный ансамбль танца, хранитель, пропагандист музыкально-песенного, танцевального фольклора народа мари.

    - Сегодня на уроке вы узнаете, что же это за ансамбль с таким названием как и наша республика.

    Тема нашего урока: Марийский Государственный ансамбль танца «Марий Эл».

    -Посмотрите на термины, вы, наверное, слышали, что они обозначают?

    -Как вы думаете, что такое филармония?

    -А что такое репертуар?

    -Капелла?

    -Балетмейстер?

    Ребята, а что вы знаете, слышали, может, видели выступление артистов этого ансамбля?

    Что знаю по данной теме? Ответы детей.

    -Что хотел бы узнать? Ответы детей

    А третий столбик заполните в конце урока. В каждой группе определитесь, кто будет заполнять таблицы.

    У вас на столе лежит раздаточный материал с ключевыми словам, в течение урока вы будете записывать на этих листах, вы их поближе к себе положите. Также у вас есть текст у каждого. Сейчас мы разделимся на группы. У каждой группы свой текст.

    У 1- й группы – «История возникновения ансамбля»

    У 2-й группы- «Солисты ансамбля», у 3-й группы – «Огненные годы»

    а вот «Ансамбль сегодня» расскажу я и мы вместе обсудим.

    Сейчас вы ознакомитесь с содержанием текста в течение 3-х минут, а затем выберете спикера , который расскажет нам о содержании по разделу, выберите также того, кто будет заполнять у доски таблицу.

    Спикер-председатель вашей группы.

    1-я группа «История возникновения ансамбля»

    В 1938 году была создана Марийская Государственная филармония, а при ней Государственный ансамбль песни и пляски, симфонический оркестр. А 23 июля 1939 года Советом народных Комиссаров Марийской АССР был подписан Указ № 567 о создании Марийского ансамбля песни и пляски. Это был первый профессиональный коллектив. Руководителем стал Алексей Искандарович Искандаров. Первый концерт коллективов Марийской Государственной филармонии состоялся на сцене Марийского Государственного театра 29 сентября 1939 года. В этом же году коллектив дал 219 концертов для 49 тысяч человек. Летом 1940 года ансамбль впервые отправился по городам и выступил в Куйбышеве, Саратове, Уфе, Тамбове, Воронеже, Калинине, Иваново. В сентябре 1940 года состоялось выступление в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, площадях столицы, радио.

    Ребята из первой группы есть дополнения, он все рассказал?

    Оцени себя

    Ты справился с заданием? Ребята, а как вы оцениваете выступление вашего товарища?

    А теперь настала пора заполнять таблицу.

    -Кто из вашей группы это сделает, кого выбрали?

    Когда возник Марийский Государственный ансамбль танца? Каким официальным документом он был создан? Кто стал его руководителем? В каких городах выступил ансамбль?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    2-я группа «Солисты ансамбля»

    Славу ансамблю принесли первые солисты: Елена Данилова, Надежда Дружинина, Борис Колчин, Вера Смирнова, Маргарита Мыльникова и другие. В 1939 году балетмейстером ансамбля песни и пляски была приглашена из Москвы Татьяна Владимировна Островская. Выступления танцоров сопровождали на аккордеоне Л.Л.Орлов и на баяне И.И.Торбеев. В 40-е годы в ансамбль пришли новые певцы и танцоры: Павел Зимин, Борис Колчин, Владимир Жилочкин, Макс Веденкин, Маргарита Мыльникова, Вера Богатырева, Михаил Булычев, Ирина Головина, Клавдия Смирнова, Иван Петряев, Аркадий Садовин, Игорь Костромитинов, Галина Быстрякова, Алексей Кашков, Александра Черепанова. Вера Евгеньевна Смирнова (1916 – 1997 гг), уроженка Звениговского района –первая профессиональная исполнительница марийских песен. Вера прекрасно танцевала, играла на барабане, была помощнице хормейстера. Во время Великой Отечественной войны стала участницей концертной бригады в тылу и на передовой, за что была награждена орденом Красной Звезды. Ей присвоено звание Заслуженной артистки МАССР. В разные годы балетмейстерами и хореографами были Михаил Мурашко, Юрий Иркабаев, Вячеслав Асмаев. Велика заслуга Михаила Петровича Мурашко в подготовке творческих кадров ансамбля и всей республики. 2 апреля 1991 года состоялась концертная программа Михаила Мурашко «Танцы Марийского края» в концертном зале имени Петра Ильича Чайковского в Москве.

    Сейчас коллективом руководят народная артистка Марий Эл Ольга Комлева и заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Владимир Смирнов. В составе ансамбля – народные артисты республики Зоя Берникова, Александр Данилов, Наталья Смирнова, заслуженные артисты Республики Марий Эл: Лариса Ульянова, Евгений Александров, Вера Скоболева, Ирина Ершова, Светлана Дмитриева и другие.

    Кто еще может дополнить выступление Насти?

    Как ты считаешь, справилась с заданием?

    Ребята, Настя, молодец?

    А кто пойдет к доске ?

    Назовите первых солистов Ансамбля.

    Кто такая Вера Евгеньевна Смирнова и какие звания она имеет?

    Кто сейчас руководит ансамблем?

    3-я группа «Огненные годы»

    В начале войны почти весь мужской состав ансамбля ушел на фронт. Состав ансамбля песни и пляски сократился до 27 человек. В 1941 году были организованы две бригады: марийская фронтовая концертная бригада по обслуживанию Красной Армии под руководством талантливого музыканта Павла Степановича Тойдемара и бригада по обслуживанию населения республики. В 1941 и 1942 годах фронтовая бригада выступила перед бойцами края. В январе 1943 года концертная бригада отправилась на фронт. За два года бригада выступила на пяти фронтах: Карельском, Центральном, Западном, Брянском, на третьем Украинском. Артисты дали 1165 выступлений на передовых линиях фронта. Концертными площадками этой бригаде служили сараи, машины, лесные поляны, блиндажи, деревенские избы, глубокие овраги. Выступление артистов воодушевляло солдат на боевые подвиги в борьбе с фашистами. Бойцы Красной Армии передавали через артистов фронтовые весточки своим землякам. Программа бригады была разнообразной: народные песни и танцы, стихотворения. Военное время требовало от всех артистов военной дисциплины, большой физической и душевной отдачи.

    Народ ждал артистов. Под народные напевы, задушевные песни, искрометные ритмы танцев, люди, уставшие от трудовых будней, горестных вестей, гула снарядов, хотя бы ненадолго забывали о войне, вдохновлялись на ратные и трудовые подвиги.

    Все ли рассказала Настя? Кто может дополнит рассказ Насти?

    Как себя оцениваешь ты , Настя?

    А вы, ребята согласны с мнением Насти?

    А кто заполнит таблицу.

    Какой вклад внесли артисты ансамбля в победу?

    АНСАМБЛЬ СЕГОДНЯ

    И сегодня ансамбль исполняет танцы и песни. В коллективе работает около 50 профессиональных артистов. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» много и успешно гастролирует по родной стране, побывал также за рубежом — в Венгрии, Чехословакии, во Франции, Дании, Мексике, Финляндии, Камбодже, Германии, Португалии, Испании и так далее. С Государственным ансамблем танца «Марий Эл» знакомы коллективы и артисты многих стран мира.

    В 2005 и 2006 годах ансамбль выступил с сольным концертом в Москве в Национальном театре музыки и песни «Золотое кольцо» у Надежды Кадышевой. В 2007 году Надежда Бабкина пригласила ансамбль поездить с гастролями по стране. С Надеждой Бабкиной коллектив ансамбля побывал в Краснодарском крае, Смоленской области, Южной Осетии и многих других регионах. А в 2010 году Надежда Бабкина со своим ансамблем вновь дала концерт в Йошкар-Оле. Ее номера чередовались с номерами ансамбля «Марий Эл».

    -Что вы запомнили из моего рассказа?

    -Сколько артистов работает в коллективе?

    - В каких странах выступили артисты ансамбля?

    -С какими известными артистами России вместе гастролировали марийские артисты из ансамбля?

    III.Обобщение.
    У нас получилась следующая таблица.

    Мы молодцы, ребята? Справились!

    -Вернемся к нашей таблице. Что же нового вы узнали?

    -Вам понравился урок? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

    РЕФЛЕКСИЯ. Если понравился то к нотному станку прикрепляете розовый нотный ключ, а если вы сомневаетесь, то салатно- зеленый.

    IV. Заключение. Марий Эл – желанный гость во всех районах республики, у наших соседей, в маленьких клубах и больших дворцах культуры. Мастера культуры вложили свое сердце, свой гений, свой характер и образ в искусство танца. Достижения коллектива – это уже история. Таким образом, Государственный ансамбль танца «Марий Эл» достойно носит имя республики.

    V. Домашнее задание. Мини сочинение

    «Мои впечатления о Государственном ансамбле танца Марий Эл»

    Файлы: Конспект открытого урока Марийский Государственный ансамбль танца.docx
    Размер файла: 26855 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология