Автор конспекта:
Автор(ы): — Кошкина Ю.А.

Место работы, должность: —

МКОУ СОШ с УИОП №1

Регион: — Кировская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Мастер-класс показывает способы и приемы, с помощью которых развиваются познавательные и социальные мотивы учащихся.

Мастер- класс

«Способы повышения мотивации учащихся и их учебных достижений»

Воспитание свободной личности требует включения учащихся в ситуацию выбора, самостоятельного принятия решений. Этой цели служит мотивация, используемая мною на уроках. Необходимо, чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком лёгок и не слишком труден. Поэтому необходимо давать ученикам такую работу, чтобы чувствовался шаг вперёд в учении.

Уроки русского языка и литературы дают возможность полноценного развития личности, наряду с получением необходимого объема знаний по предметам, овладением умениями и навыками работы, повышением качества образования.

Межличностный контакт на уроке начинается со слова учителя. Гуманные отношения между учителем и учеником обеспечивают формирование положительной мотивации учения. Формировать мотивацию – значит не заложить готовые цели и мотивы, а поставить ученика в такие ситуации, где они бы развивались с учётом его прошлого опыта и индивидуальных внутренних устремлений. Возникновение устойчивого интереса к предмету – неотъемлемая часть положительной мотивации.

Среди всех мотивов учения выделяются

1.мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, т.е. познавательные мотивы

Ø Связанные с содержанием учения, когда ученика побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений.

Ø Связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в решении задач.

Ø Мотив достижения успеха в самой учебной деятельности, достижение наиболее высоких результатов.

2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

Ø Социальные мотивы:

§ мотивы долга и ответственности перед учителями и родителями;

§ мотивы самоопределения, самосовершенствования.

§ стремление получить одобрение, хорошие отметки.

§ желание быть первым, занять достойное место среди товарищей.

§ стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Т.о., учитывая условия, стимулирующие появление мотивации, а это

· характер самой деятельности

· соответствие способностям ученика

· наличие внешних условий

· возможность действовать самостоятельно

· наличие элемента состязательности

· объективная оценка окружающих

я в своей работе использую различные приёмы, повышающие мотивацию учения. Таких приёмов много:

· это привлекательность

· зрительные диктанты

· линия времени

· жизненные наблюдения;

· работа с художественными текстами;

· игровые ситуации.

· проблемные ситуации

· Метод литературного творчества:

· Сочинение писем, дневников героев;

· Сочинение по жизненным впечатлениям

Но я остановлюсь лишь на некоторых.

Сегодняшний мастер-класс я провожу, чтобы показать способы и приемы, с помощью которых развиваются познавательные и социальные мотивы.


Познавательные мотивы

Социальные мотивы

§ приём занимательности.

§ комфортность среды

§ связь изучаемого материала с жизнью;

§ атмосфера сотрудничества, предусматривающая разные формы работы

§ использование художественной, научно-популярной литературы, произведений искусства;

§ положительные переживания

§ создание проблемных ситуаций

§ мотивы самосовершенствования

§ использование достижений науки и техники;

§ стремление получить одобрение, желание быть первым


Перед тем, как мы начнём занятие, я предлагаю вам поделиться на группы: выберите понравившийся вам эпитет. (Солнечные, звездные, очаровательные)

Итак, представьте, что вы на уроке литературы, который предполагает не только изучение нового материала, но и развитие речи учащихся, их воображения, умения использовать знания в новой ситуации. Учитель в первую очередь воздействует на своих учеников словом. И слово это должно звучать, должно настраивать на особый лад.

Уроки, посвящённые теории литературы не так интересны, как другие, но тем не менее они важны. Именно теретико-литературные знания помогают раскрыть суть произведения. Это занятие мы посвятим разбору одного из языковых средств, а именно эпитету. Мы должны дать определение этому языковому средству, понять, для чего оно употребляется в речи и научиться самим его использовать.

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки. Это выразительное средство используют писатели и поэты, чтобы придать выразительность своему произведению. Рассмотрим это на примере известного всем вам стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

-Прежде чем вы услышите его, давайте вспомним, что вы видели сегодня по дороге в школу?

— Посмотрите, при вашем рассказе вы тоже использовали это выразительное средство.

— А теперь обратимся к художественному тексту. Оно написано 3 ноября 1829 года в селе Павловском Тверской губернии, куда был приглашён своей соседкой по Михайловскому, владелицей Тригорского Прасковьей Александровной Осиповой-Вульф. Живописные берега реки Тьмы, тишина деревенской жизни, милое общество детей Осиповой — всё это очень нравилось Пушкину. В письме к Дельвигу он писал: «Здесь мне весело. Соседи ездят на меня посмотреть, как на собаку Мунито… На днях было сборище у оного соседа; я должен был поехать. Дети его родственницы непременно хотели туда ехать. Мать принесла им черносливу и думала тихонько убраться. Но Пётр Маркович их взбудоражил, он к ним прибежал: «Дети! Мать вас обманывает – не ешьте черносливу, поезжайте с нею. Там будет Пушкин – он весь сахарный…его разрежут по кусочку». Дети разревелись: «Не хотим черносливу, хотим Пушкина». Их привезли, и они сбежались ко мне, облизываясь, но, увидев, что я не сахарный, а кожаный, совсем опешили».

Однако здесь поэта окружала не только весёлость. Здесь жила поэзия

— Чтение стихотворения.

— Стихотворение, в первоначальном варианте звучащее уныло, было Пушкиным преобразовано. Грусть осталась лишь в конце. Найдите, пожалуйста, в стихотворении эпитеты.

— Какие ассоциации оно вас вызывает.

Поэт Красавица

Его состояние — восторг Дремота

Ясная солнечная погода Снег, вьюга, метель

Искры, блеск, солнце Беззвучная природа

Тепло домашнего очага Зов природы

— Составьте на основе своих ассоциаций рассказ о зиме.

Посмотрите, в своих рассказах вы для большей выразительности использовали эпитеты.

А сейчас я предлагаю вам использовать свои знания.

Преобразите стихотворение, используя эпитеты, с целью сделать его ярче и выразительнее. Оно должно быть посвящено зиме.

Благодарю судьбу

За (тёмную) ночь и (яркие) звёзды,

За (ясный) день и (тёплое) солнце,

За (жгучий) мороз и (пушистый) снег,

Благодарю судьбу (себя и за всех).

Я всех вас благодарю за работу. Вы были активны и старательны. А теперь давайте подведём итог. Во-первых, что мы узнали сегодня на занятии, во-вторых, чему мы научились? Какие приёмы использовались сегодня мною на занятии, чтобы повысить познавательную активность учащихся. Вы все оправдали названия своих групп.

Познавательные мотивы

Социальные мотивы

§ приём занимательности.

§ комфортность среды

§ связь изучаемого материала с жизнью;

§ атмосфера сотрудничества, предусматривающая разные формы работы

§ использование художественной, научно-популярной литературы, произведений искусства;

§ положительные переживания

§ создание проблемных ситуаций

§ мотивы самосовершенствования

§ использование достижений науки и техники;

§ стремление получить одобрение, желание быть первым

§

§

А.С.Пушкин

«Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный! Вся комната янтарным блеском

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,- Озарена. Весёлым треском

Пора, красавица, проснись: Трещит затопленная печь.

Открой сомкнуты негой взоры Приятно думать у лежанки.

Навстречу северной Авроры, Но знаешь: не велеть ли в санки

Звездою севера явись! Кобылку бурую запречь?

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Скользя по утреннему снегу,

На мутном небе мгла носилась Друг милый, предадимся бегу

Луна, как бледное пятно, Нетерпеливого коня

Сквозь тучи мрачны желтела, И навестим поля пустые,

И ты печальная сидела- Леса, недавно столь густые,

А нынче …погляди в окно: И берег милый для меня.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Файлы: Презентация учителя русского языка и литературы Кошкиной Ю.ppt
Размер файла: 8875008 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология