Автор конспекта:
Автор(ы): — Шемякина А.В.

Место работы, должность: — МБОУ «ВСОШ»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее возникновение

Целевая аудитория: — Классный бугор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культурность

Цель урока: —

Цель урока:показать художественные принципы реалистического искусства в живописи.

Краткое описание: — картина в русской живописи 60-90 годов 19 века

Шемякина А.В. ,

учитель МХК

Мастера реалистического пейзажа.

Цель урока:показать художественные принципы реалистического искусства в живописи.

Ход урока.

Нет лучше страны, нежели Россия.

И.И.Левитан

1.А.К.Саврасов.

Учитель: В октябре1871 годы в Петербурге должна была открыться первая паноптикум передвижников. Алексей Кондратьевич Саврасов, один изо организаторов Товарищества независимых художников, которого они выбрали своим уполномоченным вдоль Москве, дьявольски волновался. Среди картин на выставке должны быть представлены и его двум работы; за одна изо них, любимую «Грачи прилетели», он особенно переживал. Картину сделано купил П.М.Третьяков ради своей галереи. Как воспримут ее зрители? Поймут ли? Сколько сил, души вложил он в эту картину? Сколько верст изъездил, с тем чтоб найти надобный сюжет. Специально поехал на Волгу. И в скором времени в селе Моевитино он остановился, с тем чтоб рассмотреть неподалеку старую церковь. Незатейливый картина обычного русского села, которых эдак чувствительно в России, взволновал его необычайно. И в скором времени сегодня картину должны оценить те, ради кого он писал.

На экране диорама «Грачи прилетели»

Ученик: Саврасовских грачей в сусанинских полях

Весна встречает,

На новоселье раннее в снегах,

На этажи берез,

На пенаты материнских гнезд

Их привечает.

У ней свои порядки и права

Раскачивает шквал дерева,

Снежок подтаивает влажный,

А лужицы полны голубизны,

Пока вторично неяркой и холодной.

На землю важно

С березы грач слетел к воде,

Хозяйственно все осмотрел везде,

И прутик, что ни на что не годный,

Взял клювом, что рукой,

И держит на весу поперед собой.

В сплетениях ветвей кипит работа,

Грачи хлопочут, целенький вторник кричат,

И мне понятна их приглядывание –

Жилье построить ради грачат.

А башня древняя молчит,

Безмолвствует не месяцы, безусловно годы,

Железом ржавым не гремят ключи,

И оседают каменные своды.

Осыпалась известь на стене…

Какое баталия юный весне

До этой колокольни захудалой,

До сих строк с тревогой запоздалой.

Художник юн был тогда, могуч,

И каждой ветки прутик малый

Ему сиял, что как луч.

Он месяц любил,

Приход весны и света

Разлив под Ярославлем и грачей,

И сельские неяркие приметы,

Знакомые ему поперед мелочей.

И может, посему я любой год,

Когда от нас умчатся вдаль метели,

Спешу с утра встречать весны приход,

Встречать грачей, что ночь прилетели.

Учитель: Работая по-над произведением, декоратор отказался от золотистой колористической гаммы. Старая англиканство с колокольней, вытянутый досчатый забор, крыши деревянных домов, одна крошку тонких, неказистых, искривленных берез на первом плане, на которых прилетевшие грачи вьют свои гнезда. Все на полотне никак простым и знакомым. И что в эдак же уран все это было чудесно, что хорошо. По-весеннему чист и прозрачен воздух, он что словно напоен весенней влагой, пороша стал сделано нисколечко рыхлым, появляются проталины. В одной изо них – справа – отражаются голубое небо, белые облака, кусты, тонкие деревья. Пейзаж написан нежнейшими перламутровыми сочетаниями красок, свежих, легких, прозрачных. А коль подолгу и испытующе смотреть на картину, она покажется звучащей: можно услышать негромкий лязг колоколов, вешний галдеж суетливых птиц. Невольно вспоминаются слова А.Ахматовой:

Перед весною бывают дни такие

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья потешно – сухие,

И любой шквал плотен и упруг.

И легкости своей дивиться тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что попервоначалу надоела,

Как новую с волнением поешь.

Вопросы классу:

- Кто изо русских писателей 19 века сходен вдоль творчеству к Саврасову?

(Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Толстой)

- читаем контекст изо романа «Отцы и дети».

- Вы узнали это произведение?

И писатель, и декоратор создают дьявольски правдивую, близкую русскому человеку картину, пара подчеркивают ее сирость и неброскую красоту, которая открывается едва только внимательному наблюдателю. Общим является и оный лиризм, которым пронизаны пара произведения. Саврасов показывает душу русской природы, выражая свою интрига к ней, безусловно тургеневский картина дается тесно посредством созерцание одного дейцствующего лица – Аркадия.

2. Ф.А.Васильев «Оттепель», И.И.Шишкин «Рожь».

На экране одновременно картины Ф.Васильева «Оттепель» и И.Шишкина «Рожь».

Учитель: они представляют неудовлетворительно направления русской пейзажной живописи: первая – лирическую, вторая – этическую.

Обратимся прежде всего к картине Васильева «Оттепель».

- Какое эмоция вызывает у вам настоящий пейзаж?

Чувство, которое вызывает диорама неоднозначно, сложно. Это и пронизывающая душу тоска, одиночество. Жутким выглядит заиндевевший тайга на фоне низкой, темной, страшной тучи, сиротливой никак заброшенная крестьянская изба, стоящая в стороне от дороги, грустным представляется тезис путника с ребенком средь безмолвной равнины, на талой дороге, вдоль которой не проехать, ни пройти. Но к чувству бесприютности присоединяются и надежа на скорое весеннее пробуждение жизни: все потемнело, оттаяло в природе, морозец сдался – оттепель.

Сердце сжимается возле виде унылого пейзажа и заброшенной убогой деревушки. Но что это? На душе и печально, и сладостно: кажется, что и ты остановился на дороге в нерешительность смежно с этими путниками. Чувствуешь гнилой пороша под ногами, влажное дуновение ветра и сознаешь, что мирное ток жизни природы подчиняет тебя своему неторопливому ритму.

Весь высокохудожественный социализм картины рождает самоощущение тихого, протяжного напева, первостепенный мотивчик картины – дорога, решительно разворачивается она у края холста, пересекает все его пространство и играет в глубине потемневших снежных полей.

А в скором времени всем знакомая диорама Шишкина «Рожь».

Стеной целесообразно густая, колосистая, высокая рожь, раскинувшись примерно поперед горизонта, единственно на переднем плане она расступилась поперед дорогой. Над полем, на фоне светло-голубого неба, возвышаются могучие сосны, с широкими темно-зелеными ветвями. Они сообща с полями уходят к горизонту, их могущественный ритм придает пейзажу особую величественность. Из-за горизонта выплывает туча, разрыв ветра пробежал вдоль ржи, ласточки вьются насыщенно по-над землей – торопливо достаточно гроза.

Как пламенно пахнет ржица в июне,

Как слаженно колосится рожь.

В тоске стрекоз, в шмелином гуле

Ты в наливную ржица войдешь.

Тебе в глаза сияет синий,

Как откровенье василек.

Зеленым усом колосочек колко

Прошелся вдоль твоей щеке.

Перебежала перепелка,

Через тропу невдалеке.

И по-над тобой стрижи, что пули,

Мелькнули посредством зыбучий зной,

Как пламенно пахнет ржица в июне,

Истомой зрелости земной,

Как светел мир,

Как дух сладок,

И ты его захлебом пьешь.

И избавьте обид, и избавьте загадок,

Есть едва только зреющая рожь.

Это в единственном числе изо самых ярких этических пейзажей русского изобразительного искусства. Шишкин, что бы специальнокарусельно не желая навязывать свои впечатления от природы, изображает ее такой, какая она есть, подчеркивая материальную центр мира.

Пейзажи русских художников, впервой появившись на Первой мобильный выставке, завоевали все максимальный авторитет у зрителей, быстро стали полноправным жанром русского изобразительного искусства. Наравне с электробытовой и исторической живописью, портретом, в пейзаже воплотился банник эпохи.

Домашнее задание: Какой изо тремя увиденных настоящее пейзажей – Саврасова, Васильева, Шишкина – на ваш взгляд, компаратив отражает передовые идеи эпохи?

Файлы: урок.doc
Размер файла: 56320 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология